Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 августа 2022 года N 1676-р
В целях установления единых подходов к разработке, структуре и оформлению дополнительных общеразвивающих программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ:
1. Утвердить критерии оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу распоряжение Комитета по образованию (далее - Комитет) от 01.03.2017 N 617-р "Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию".
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Борщевского А.А.
Председатель Комитета
Н.Г.Путиловская
Критерии оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга
1.1. Критерии оценки качества дополнительных общеразвивающих программ (далее - ДОП), реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга (далее - критерии, организации), разработаны с целью установления единых подходов к разработке, структуре и оформлению ДОП, в том числе краткосрочных ДОП.
_______________
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа нацелена на получение обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющих обучающимся определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ.
1.2. Содержание ДОП, а также сроки обучения по ним определяются ДОП, разработанной и утвержденной организацией.
1.3. ДОП формируются с учетом части 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
1.4. Процедура утверждения ДОП и внесения изменений в ДОП осуществляется в соответствии с уставом и локальным актом организации, за исключением индивидуальных предпринимателей.
1.5. Оценка качества ДОП осуществляется согласно структурным компонентам ДОП.
ДОП включает в себя следующие структурные компоненты:
1. Титульный лист ДОП.
2. Пояснительная записка, которая содержит информацию о ДОП:
направленность;
актуальность реализации;
адресат;
уровень освоения;
объем и срок освоения;
отличительные особенности (при наличии);
цель и задачи;
планируемые результаты освоения;
организационно-педагогические условия реализации;
язык реализации;
форма(ы) обучения;
особенности реализации;
условия набора и формирования групп;
формы организации и проведения занятий;
материально-техническое оснащение;
кадровое обеспечение.
3. Учебный план.
4. Календарный учебный график.
5. Рабочая(ие) программа(ы), включающая(ие):
особенности обучения (при наличии);
задачи и планируемые результаты обучения;
содержание обучения;
календарно-тематический план на каждую учебную группу.
6. Методические и оценочные материалы.
ДОП является подвидом дополнительной общеобразовательной программы, поэтому рекомендуется употреблять наименование "Дополнительная общеразвивающая программа".
В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" закреплен программный подход к управлению образовательным процессом: "Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает методы целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований".
Соответственно, от качества каждой ДОП в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество образовательной деятельности.
Содержание структурных компонентов ДОП
1. Титульный лист
Титульный лист (лат. titulus - надпись, заглавие) - первая страница, служащая источником информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе согласно приложению N 1 к Критериям оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга (далее - Критерии) указывается:
наименование организации, осуществляющей реализацию ДОП (в соответствии с уставом организации);
гриф согласования/рассмотрения/принятия ДОП (слева) в соответствии с порядком, предусмотренным уставом или локальным актом организации, номер протокола и дата принятия решения педагогическим (методическим) советом организации;
гриф утверждения ДОП руководителем организации (справа): номер и дата приказа об утверждении ДОП, подпись руководителя, печать;
наименование и название ДОП;
срок освоения;
возраст обучающихся;
ФИО и должность разработчика(ов) программы.
2. Пояснительная записка, которая содержит информацию о ДОП.
Пояснительная записка содержит основные характеристики ДОП и организационно-педагогические условия ее реализации.
Основные характеристики ДОП:
направленность;
адресат;
актуальность;
отличительные особенности/новизна (при наличии);
уровень освоения;
объем и срок освоения;
цель и задачи;
планируемые результаты освоения.
Организационно-педагогические условия реализации ДОП:
язык реализации;
форма обучения;
особенности реализации;
условия набора и формирования групп;
формы организации и проведения занятий;
материально-техническое оснащение;
кадровое обеспечение.
При обозначении направленности ДОП, важно кратко, но аргументированно, обосновать принадлежность ДОП именно к данной направленности.
Направленности ДОП:
техническая;
естественнонаучная;
физкультурно-спортивная;
художественная;
туристско-краеведческая;
социально-гуманитарная.
_______________
До внесения изменений в региональный перечень услуг в программах социально-гуманитарная направленность указывается следующим образом "социально-педагогическая (социально-гуманитарная)".
К объединениям, реализующим ДОП технической направленности, относятся объединения, направленные на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-технической и конструкторской деятельности, способствующие развитию инженерного мышления, формированию технологической грамотности и современных компетенций обучающихся в области технических и естественных наук, инженерных профессий; формированию предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технического творчества.
К объединениям, реализующим ДОП естественнонаучной направленности, относятся объединения, направленные на освоение методов научного познания мира, формирование и развитие научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей обучающихся; их профессиональную ориентацию, на освоение компетенций, востребованных в научных отраслях, экономике страны и региона.
К объединениям, реализующим ДОП физкультурно-спортивной направленности, относятся объединения начальной и общей физической подготовки, объединения по олимпийским и неолимпийским видам спорта, направленные на общее развитие личности обучающихся средствами физической культуры и спорта; сохранение и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни, приобретение навыков самостоятельных занятий, самоорганизации и организации занятий физической культурой и спортом; профессиональную ориентацию на современные и перспективные профессии в сфере физической культуры и спорта.
К объединениям, реализующим ДОП туристско-краеведческой направленности, относятся объединения по всем видам туризма и направлениям краеведения, способствующие изучению, как малой Родины, так и России в целом, ее исторического и культурного наследия, формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе.