Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 августа 2022 года N 1676-р

Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга



В целях установления единых подходов к разработке, структуре и оформлению дополнительных общеразвивающих программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ:

1. Утвердить критерии оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга, согласно приложению.

2. Признать утратившим силу распоряжение Комитета по образованию (далее - Комитет) от 01.03.2017 N 617-р "Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию".

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Борщевского А.А.

Председатель Комитета
Н.Г.Путиловская

     

Приложение
к распоряжению Комитета
по образованию
от 25 августа 2022 года N 1676-р

     

Критерии оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга

1. Общие положения

1.1. Критерии оценки качества дополнительных общеразвивающих программ (далее - ДОП), реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга (далее - критерии, организации), разработаны с целью установления единых подходов к разработке, структуре и оформлению ДОП, в том числе краткосрочных ДОП.

_______________

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа нацелена на получение обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющих обучающимся определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ.

1.2. Содержание ДОП, а также сроки обучения по ним определяются ДОП, разработанной и утвержденной организацией.

1.3. ДОП формируются с учетом части 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

1.4. Процедура утверждения ДОП и внесения изменений в ДОП осуществляется в соответствии с уставом и локальным актом организации, за исключением индивидуальных предпринимателей.

1.5. Оценка качества ДОП осуществляется согласно структурным компонентам ДОП.

2. Структурные компоненты ДОП


ДОП включает в себя следующие структурные компоненты:

1. Титульный лист ДОП.

2. Пояснительная записка, которая содержит информацию о ДОП:

направленность;

актуальность реализации;

адресат;

уровень освоения;

объем и срок освоения;

отличительные особенности (при наличии);

цель и задачи;

планируемые результаты освоения;

организационно-педагогические условия реализации;

язык реализации;

форма(ы) обучения;

особенности реализации;

условия набора и формирования групп;

формы организации и проведения занятий;

материально-техническое оснащение;

кадровое обеспечение.

3. Учебный план.

4. Календарный учебный график.

5. Рабочая(ие) программа(ы), включающая(ие):

особенности обучения (при наличии);

задачи и планируемые результаты обучения;

содержание обучения;

календарно-тематический план на каждую учебную группу.

6. Методические и оценочные материалы.

3. Рекомендации по применению критериев при разработке ДОП организациями


ДОП является подвидом дополнительной общеобразовательной программы, поэтому рекомендуется употреблять наименование "Дополнительная общеразвивающая программа".

В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" закреплен программный подход к управлению образовательным процессом: "Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает методы целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований".

Соответственно, от качества каждой ДОП в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество образовательной деятельности.

Содержание структурных компонентов ДОП

1. Титульный лист

Титульный лист (лат. titulus - надпись, заглавие) - первая страница, служащая источником информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе согласно приложению N 1 к Критериям оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга (далее - Критерии) указывается:

наименование организации, осуществляющей реализацию ДОП (в соответствии с уставом организации);

гриф согласования/рассмотрения/принятия ДОП (слева) в соответствии с порядком, предусмотренным уставом или локальным актом организации, номер протокола и дата принятия решения педагогическим (методическим) советом организации;

гриф утверждения ДОП руководителем организации (справа): номер и дата приказа об утверждении ДОП, подпись руководителя, печать;

наименование и название ДОП;

срок освоения;

возраст обучающихся;

ФИО и должность разработчика(ов) программы.

2. Пояснительная записка, которая содержит информацию о ДОП.

Пояснительная записка содержит основные характеристики ДОП и организационно-педагогические условия ее реализации.

Основные характеристики ДОП:

направленность;

адресат;

актуальность;

отличительные особенности/новизна (при наличии);

уровень освоения;

объем и срок освоения;

цель и задачи;

планируемые результаты освоения.

Организационно-педагогические условия реализации ДОП:

язык реализации;

форма обучения;

особенности реализации;

условия набора и формирования групп;

формы организации и проведения занятий;

материально-техническое оснащение;

кадровое обеспечение.

При обозначении направленности ДОП, важно кратко, но аргументированно, обосновать принадлежность ДОП именно к данной направленности.

Направленности ДОП:

техническая;

естественнонаучная;

физкультурно-спортивная;

художественная;

туристско-краеведческая;

социально-гуманитарная.

_______________

До внесения изменений в региональный перечень услуг в программах социально-гуманитарная направленность указывается следующим образом "социально-педагогическая (социально-гуманитарная)".


К объединениям, реализующим ДОП технической направленности, относятся объединения, направленные на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-технической и конструкторской деятельности, способствующие развитию инженерного мышления, формированию технологической грамотности и современных компетенций обучающихся в области технических и естественных наук, инженерных профессий; формированию предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технического творчества.

К объединениям, реализующим ДОП естественнонаучной направленности, относятся объединения, направленные на освоение методов научного познания мира, формирование и развитие научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей обучающихся; их профессиональную ориентацию, на освоение компетенций, востребованных в научных отраслях, экономике страны и региона.

К объединениям, реализующим ДОП физкультурно-спортивной направленности, относятся объединения начальной и общей физической подготовки, объединения по олимпийским и неолимпийским видам спорта, направленные на общее развитие личности обучающихся средствами физической культуры и спорта; сохранение и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни, приобретение навыков самостоятельных занятий, самоорганизации и организации занятий физической культурой и спортом; профессиональную ориентацию на современные и перспективные профессии в сфере физической культуры и спорта.

К объединениям, реализующим ДОП туристско-краеведческой направленности, относятся объединения по всем видам туризма и направлениям краеведения, способствующие изучению, как малой Родины, так и России в целом, ее исторического и культурного наследия, формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»