КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 23 августа 2022 года N 31
О координации работ в области стандартизации в рамках Евразийского экономического союза
Коллегия Евразийской экономической комиссии в целях реализации подпунктов 11 и 12 пункта 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
рекомендует государствам - членам Евразийского экономического союза (далее - Союз) с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза:
1. При осуществлении взаимодействия между уполномоченными органами по стандартизации государств - членов Союза по вопросам разработки, принятия (внесения изменений, пересмотра), а также применения (включая введение в действие) межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов и методик исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза, использовать Руководство по координации работ в области стандартизации в рамках Евразийского экономического союза согласно приложению.
2. Рассмотреть возможность:
а) разработки (включая принятие и введение в действие) межгосударственных стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза, на основе соответствующих национальных (государственных) стандартов и методик исследований (испытаний) и измерений:
включенных в проекты перечней стандартов, предусмотренных пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее - перечни стандартов), которые находятся на стадии разработки, - в течение 5 лет с даты утверждения этих перечней стандартов;
включенных в перечни стандартов, которые утверждены до даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза, - в течение 5 лет с даты такого опубликования;
б) введения в действие на национальном уровне межгосударственных стандартов, которые включены в перечни стандартов и к которым присоединилось государство - член Союза, - в течение 180 календарных дней с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М.Мясникович
Руководство по координации работ в области стандартизации в рамках Евразийского экономического союза
1. Настоящее Руководство разработано в целях реализации подпунктов 11 и 12 пункта 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и содержит рекомендации по координации работ в области стандартизации в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) при осуществлении взаимодействия между уполномоченными органами по стандартизации государств - членов Союза (далее соответственно - органы по стандартизации, государства-члены) в целях обеспечения применения и исполнения требований технических регламентов Союза (далее - технические регламенты) и формирования согласованных действий по развитию стандартизации в области технического регулирования в рамках Союза.
2. Координацию работ органов по стандартизации рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
а) планирование разработки (внесения изменений, пересмотра) межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов;
б) разработка (внесение изменений, пересмотр) межгосударственных стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов;
в) планирование и разработка документов по стандартизации, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов;
г) применение межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов и методик исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов;
д) выработка и реализация согласованных действий по развитию стандартизации в области технического регулирования в рамках Союза.
3. Взаимодействие в области стандартизации в рамках Союза между органами по стандартизации осуществляется в рамках организуемых Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) совещаний, заседаний Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - Консультативный комитет), подкомитета по стандартизации при Консультативном комитете, Совета руководителей государственных (национальных) органов по стандартизации государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Совет руководителей) и последующей реализации принимаемых на таких совещаниях и заседаниях решений.
4. Организация и проведение работ по межгосударственной стандартизации осуществляются органами по стандартизации в соответствии с законодательством государств-членов, а также правилами, принятыми Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Содружества Независимых Государств), в том числе в соответствии с основополагающими межгосударственными стандартами Межгосударственной системы стандартизации и с учетом права Союза в области технического регулирования.
5. В целях планирования органами по стандартизации разработки (внесения изменений, пересмотра) межгосударственных стандартов Коллегией Комиссии утверждаются программы по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, и межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования технических регламентов (далее - программы).
6. В качестве основы для разработки межгосударственных стандартов применяются международные и региональные стандарты, за исключением случаев, когда такие стандарты не соответствуют целям технического регулирования в рамках Союза, в том числе вследствие влияния климатических и географических факторов или технологических и других особенностей, а в случае их отсутствия - национальные (государственные) стандарты или методики исследований (испытаний) и измерений, аттестованные (валидированные) и утвержденные в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 г. N 21 и законодательством государств-членов.
7. Программа составляется по форме согласно приложению и содержит информацию о кодах в соответствии с Межгосударственным классификатором стандартов, обозначениях межгосударственных технических комитетов по стандартизации, к области деятельности которых относятся соответствующие темы (при наличии), о кодах темы разработки проектов межгосударственных стандартов, наименованиях проектов межгосударственных стандартов (видах работ), элементах технического регламента, сроках разработки (начале и окончании), наименованиях государств-членов, ответственных за разработку межгосударственных стандартов, а также информацию о согласовании с межгосударственным техническим комитетом по стандартизации (при наличии) тем по разработке проектов межгосударственных стандартов.
8. Подготовка проекта программы осуществляется органом государственной власти государства-члена, ответственным за разработку технического регламента (далее - разработчик), совместно с органом по стандартизации этого государства-члена в соответствии с порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов, утверждаемым Комиссией.
9. Разработка проекта программы осуществляется путем включения в него проектов межгосударственных стандартов, необходимых для применения и исполнения всех требований технического регламента, с учетом следующих приоритетов для соответствующих структурных элементов проекта технического регламента:
а) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе международных стандартов;
б) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе региональных стандартов;
в) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе национальных (государственных) стандартов государств-членов, принятых на основе международных стандартов и идентичных соответствующим международным стандартам;
г) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе национальных (государственных) стандартов государств-членов, принятых на основе международных стандартов и модифицированных по отношению к соответствующим международным стандартам;
д) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе национальных (государственных) стандартов государств-членов, принятых на основе международных стандартов и неэквивалентных соответствующим международным стандартам;
е) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе национальных (государственных) стандартов государств-членов, принятых на основе региональных стандартов и идентичных соответствующим региональным стандартам;
ж) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе национальных (государственных) стандартов государств-членов, принятых на основе региональных стандартов и модифицированных по отношению к соответствующим региональным стандартам;
з) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе национальных (государственных) стандартов государств-членов, принятых на основе региональных стандартов и неэквивалентных соответствующим региональным стандартам;
и) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе национальных (государственных) стандартов государств-членов, принятых не на основе международных и (или) региональных стандартов;
к) межгосударственные стандарты, разрабатываемые на основе методик исследований (испытаний) и измерений, аттестованных и утвержденных в соответствии с законодательством государств-членов.
10. При включении в проект программы пунктов, предусматривающих разработку межгосударственных стандартов на основе национальных (государственных) стандартов, содержащихся в перечнях стандартов, предусмотренных пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее - перечни стандартов), предпочтение отдается национальным (государственным) стандартам, разработанным на основе международных и (или) региональных стандартов более позднего года принятия (утверждения).
11. Проект программы может предусматривать внесение изменений, пересмотр принятых межгосударственных стандартов, включенных в перечни стандартов.
12. По итогам применения методик исследований (испытаний) и измерений, включенных в перечни стандартов, органами по стандартизации может быть подготовлено предложение о включении в проект программы пунктов, предусматривающих разработку на основе таких методик соответствующих межгосударственных стандартов.
13. Сроки разработки и принятия межгосударственных стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов, устанавливаются в соответствии с требованиями Межгосударственной системы стандартизации с учетом дат вступления в силу соответствующих технических регламентов.
В случае если государство-член, ответственное за разработку проекта межгосударственного стандарта, не определено, в соответствующей графе проекта программы производится запись "не определено", в графе "Срок разработки" - запись "перспективная разработка".
14. После утверждения перечней стандартов разработчиком соответствующего технического регламента совместно с органами по стандартизации осуществляются доработка и согласование проекта программы. Доработанный проект программы и комплект документов к нему представляются разработчиком в Комиссию для рассмотрения на заседании Консультативного комитета и принятия решения о возможности его представления для рассмотрения Коллегией Комиссии.
Комплект документов к проекту программы включает в себя проект решения Коллегии Комиссии об утверждении программы и пояснительную записку к проекту программы.
15. В пояснительной записке к проекту программы указываются:
а) цели и обоснование разработки программы;
б) общая характеристика предлагаемых к разработке межгосударственных стандартов, а также предлагаемых изменений;
в) описание проблем, на решение которых направлена разработка программы;
г) иная информация, относящаяся к основным сведениям о проекте программы (в том числе перечень установленных в техническом регламенте показателей, для которых отсутствуют методы исследований (испытаний) и измерений в перечне стандартов и в отношении которых программой предусмотрена разработка межгосударственных стандартов в соответствии с пунктом 13 настоящего Руководства.
16. При необходимости Комиссия обеспечивает рассмотрение проекта программы и комплекта документов к нему на совещании с участием представителей заинтересованных органов государственной власти государств-членов.
17. Проект программы и комплект документов к нему рассматриваются на заседании Консультативного комитета.
По итогам рассмотрения Консультативным комитетом принимается решение о возможности представления проекта программы и комплекта документов к нему для рассмотрения Коллегией Комиссии, которое оформляется протоколом.
18. Программа утверждается Коллегией Комиссии не позднее чем через 180 календарных дней с даты принятия Комиссией решения об утверждении перечней стандартов к соответствующему техническому регламенту.
19. Внесение изменений в программу осуществляется Комиссией, как правило, путем принятия ее в новой редакции на основании предложений государств-членов, подготовленных по результатам мониторинга применения стандартов, включенных в утвержденные перечни стандартов, в том числе на основании мониторинга принятия межгосударственных стандартов, предусмотренных программой, а также на основании мониторинга и контроля применения технического регламента, предусмотренных порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов, и учитывающих следующие факторы:
а) выполнение соответствующих требований технического регламента обеспечивается в результате применения на добровольной основе одного или нескольких межгосударственных стандартов (разделов, пунктов, подпунктов таких межгосударственных стандартов);
б) применение и исполнение требований технического регламента обеспечиваются правилами и методами исследований (испытаний) и измерений, в том числе правилами отбора образцов;
в) необходимость внесения изменений (пересмотра) в принятые межгосударственные стандарты, включенные в перечни стандартов.
20. Предложения государств-членов, указанные в пункте 19 настоящего Руководства, подготовленные по форме, предусмотренной приложением к настоящему Руководству, направляются в Комиссию органами по стандартизации.
21. Государствам-членам рекомендуется обеспечить финансирование разработки межгосударственных стандартов в соответствии с программами в приоритетном порядке в установленные сроки.
22. Органам по стандартизации в соответствии с утвержденными программами рекомендуется в приоритетном порядке включать пункты о разработке, внесении изменений, пересмотре межгосударственных стандартов в Программу межгосударственной стандартизации в соответствии с установленным Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации порядком.
23. Комиссия с участием органов по стандартизации проводит мониторинг выполнения программ.
В целях осуществления мониторинга, указанного в абзаце первом настоящего пункта, органам по стандартизации рекомендуется ежегодно, до 25 января года, следующего за отчетным, направлять в Комиссию сведения о выполнении в отчетном году пунктов программ, ответственным по которым определено государство-член, в том числе в части:
принятых межгосударственных стандартов (внесения изменений в них);
включения пунктов о разработке, внесении изменений, пересмотре межгосударственных стандартов в Программу межгосударственной стандартизации;
участия государств-членов в разработке, пересмотре межгосударственных стандартов, внесении изменений в них;
соблюдения установленных программами сроков;
участия государств-членов в голосовании по рассмотрению и принятию межгосударственных стандартов (внесению изменений в них);
наличия проблем и разногласий по разработке, внесению изменений, пересмотру межгосударственных стандартов.
Результаты мониторинга публикуются на официальном сайте Комиссии.