ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 мая 2022 года N 577/320
О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219
В целях обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
приказываем:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219, с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1718/716 и от 23 декабря 2021 г. N 1681/1004.
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки
А.А.Музаев
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.Кравцов
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от 11 мая 2022 года N 577/320
Изменения, которые вносятся в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219
1. Абзацы тридцать шестой-тридцать восьмой раздела 2 изложить в следующей редакции:
"В исследовании TIMSS-2015 Российская Федерация заняла в 4 классах по математике 7 место среди 49 участников, в 8 классах по математике 6 место среди 39 участников, в 4 классах по естествознанию 4 место среди 47 участников, в 8 классах по естествознанию 7 место среди 39 участников.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?".
В исследовании PISA-2018 среди 79 участников Российская Федерация заняла 33 место по естественнонаучной грамотности, 30 место по математической грамотности, 31 место по читательской грамотности".
2. Абзац сорок пятый раздела 2 изложить в следующей редакции:
"- возможность использования банка заданий, разработанных по концепции PISA, что является важным условием анализа содержательных аспектов обучения на основе данных мониторинга, а также позволит поддержать направленность на развитие метапредметных и предметных умений, навыков и способов деятельности, заложенную в обновленном ФГОС;".
3. Подраздел 4.2.2 подраздела 4.2 раздела 4 изложить в следующей редакции:
"4.2.2. Источники данных для расчета показателей
Источниками данных для расчета показателя являются результаты следующих процедур:
1. Результаты последних проведенных международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS соответственно.
2. Результаты специально организованных по модели PISA процедур оценки качества подготовки обучающихся (далее - Общероссийская оценка по модели PISA).
Таблица. Сроки проведения процедур оценки
Год | Проводимые процедуры |
2019 | TIMSS 2019 |
Общероссийская оценка по модели PISA 2019 | |
2020 | Общероссийская оценка по модели PISA 2020 |
2021 | Общероссийская оценка по модели PISA 2021 |
PIRLS 2021 | |
2022 | Общероссийская оценка по модели PISA 2022 |
2023 | TIMSS 2023 |
Общероссийская оценка по модели PISA 2023 | |
2024 | Общероссийская оценка по модели PISA 2024 |
Международные исследования TIMSS, PIRLS проводятся по регламенту, устанавливаемому международной организацией - IEA (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений). Регламент исследования Оценка по модели PISA соответствует регламенту проведения PISA for schools (ОЭСР). Проведение каждого из данных исследований длится в течение ряда лет и включает этапы сбора данных, формирования выборки участников, апробации, проведения оценочных процедур, обработки и анализа результатов.
Одним из результатов проведения каждого международного исследования является формирование рейтинга, в котором указывается место или вероятный диапазон мест каждой участвующей страны. В результате проведения общероссийской оценки по модели PISA подсчитывается средний балл страны, который можно сопоставить с баллами других стран, которые принимали участие в предыдущем цикле исследования.
Интегральным результатом исследований является модернизация российского образования на основе внедрения ФГОС.".
4. В подразделе 4.2.3 подраздела 4.2 раздела 4:
а) Таблицу "Расчет величин , , (места России в исследовании PISA) по годам" изложить в следующей редакции:
"Таблица. Расчет величин , , (места России в исследовании PISA) по годам
Расчетный год | Источник данных (процедура) | Срок проведения процедуры | Срок расчета величин , , |
2018 | PISA 2018 | Апрель 2018 г. | Декабрь 2019 г. |
2019 | Общероссийская оценка по модели PISA | Октябрь-ноябрь 2019 г. | 1 квартал 2020 г. |
2020 | Общероссийская оценка по модели PISA | Октябрь-ноябрь 2020 г. | 1 квартал 2021 г. |
2021 | Общероссийская оценка по модели PISA | Октябрь-ноябрь 2021 г. | 1 квартал 2022 г. |
2022 | Общероссийская оценка по модели PISA | Октябрь-ноябрь 2022 г. | 1 квартал 2023 г. |
2023 | Общероссийская оценка по модели PISA | Октябрь-ноябрь 2023 г. | 1 квартал 2024 г. |
2024 | Общероссийская оценка по модели PISA | Октябрь-ноябрь 2024 г. | 1 квартал 2025 г. |
"; |
б) Таблицу "Сроки расчета итогового показателя по годам" изложить в следующей редакции:
"Таблица. Сроки расчета итогового показателя по годам
Расчетный год | Сроки расчета величин , , ... | Срок расчета итогового показателя | |
Группа величин | Срок расчета | ||
2018 | (PIRLS) | Декабрь 2017 г. | 30 декабря 2019 г. |
, , , (TIMSS) | Декабрь 2016 г. | ||
, , (PISA) | Декабрь 2019 г. | ||
2019 | (PIRLS) | Декабрь 2017 г. | 30 декабря 2020 г. |
, , , (TIMSS) | Декабрь 2020 г. | ||
, , (PISA) | 1 квартал 2020 г. | ||
2020 | (PIRLS) | Декабрь 2017 г. | 30 декабря 2021 г. |
, , , (TIMSS) | Декабрь 2020 г. | ||
, , (PISA) | 1 квартал 2021 г. | ||
2021 | (PIRLS) | Декабрь 2022 г. | 30 декабря 2022 г. |
, , , (TIMSS) | Декабрь 2020 г. | ||
, , (PISA) | 1 квартал 2022 г. | ||
2022 | (PIRLS) | Декабрь 2022 г. | 30 декабря 2023 г. |
, , , (TIMSS) | Декабрь 2020 г. | ||
, , (PISA) | 1 квартал 2023 г. | ||
2023 | (PIRLS) | Декабрь 2022 г. | 30 декабря 2024 г. |
, , , (TIMSS) | Декабрь 2024 г. | ||
, , (PISA) | 1 квартал 2024 г. | ||
2024 | (PIRLS) | Декабрь 2022 г. | 30 декабря 2025 г. |
, , , (TIMSS) | Декабрь 2024 г. | ||
, , (PISA) | 1 квартал 2025 г. | ||
"; |
в) сноску 16 к Таблице "Сроки расчета итогового показателя по годам" изложить в следующей редакции:
" Формирование официальной статистической информации по показателю 2.12.Е1. "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже) осуществляется согласно Федеральному плану статических работ, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.".
5. В подразделе 4.4 раздела 4:
а) абзац первый изложить в следующей редакции: