Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

от 24 декабря 2019 года N 1718

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 декабря 2019 года N 716

ПРИКАЗ

О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219



В целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

приказываем:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219.

Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
С.С.Кравцов

Министр просвещения
Российской Федерации
О.Ю.Васильева



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
и Министерства просвещения
Российской Федерации
24 декабря 2019 года N 1718/716



Изменения, которые вносятся в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219



1. Абзац тридцать восьмой раздела 2 изложить в следующей редакции:

"В цикле исследования PISA-2018 среди 79 участников Российская Федерация заняла 33 место по естественнонаучной грамотности, 30 место по математической грамотности, 31 место по читательской грамотности.".

2. Абзац сорок шестой раздела 2 изложить в следующей редакции:

"- возможность получения результатов в привязке к единой шкале PISA, используемой во всех циклах исследования, начиная с самого первого."

3. Раздел 4.2.1 изложить в следующей редакции:

"4.2.1. Формула расчета показателя

Одним из ключевых показателей национального проекта "Образование" является "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)". Показатель рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации на ежегодной основе Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

________________

Исследование PISA-2018 проведено в апреле 2018 года вне рамок национального проекта "Образование". В соответствии с утвержденным паспортом национального проекта "Образование" положения настоящей методологии могут быть уточнены с учетом полученных результатов исследования PISA-2018.

При использовании средневзвешенного показателя учитываются все наиболее распространенные международные исследования, относящиеся к оценке уровня общеобразовательной подготовки обучающихся: PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования), PISA (Международная программа по оценке достижений учащихся). Краткие сведения об исследованиях приведены ниже.

Данные исследования направлены на оценку уровня подготовки обучающихся различного возраста и по различным аспектам. Кроме того, результаты России в этих исследованиях существенно различаются. Так, в исследовании качества чтения и понимания текста российские четвероклассники занимают 1 место, а в аналогичном исследовании PISA-2015 по читательской грамотности 15-летние граждане России занимают только 26 место. Различаются также и результаты, полученные российскими участниками схожего возраста в разных исследованиях. Например, в исследовании TIMSS-2015 по качеству математического образования российские восьмиклассники занимают 6 место, а в исследовании PISA-2015 по математической грамотности 15-летние граждане, среди которых также существенная доля восьмиклассников, занимают только 23 место, уступая многим из тех стран, результаты которых ниже России в исследовании TIMSS.

Показатель рассчитывается по формуле:

     


где:

- Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований

- место Российской Федерации в i-ом исследовании:

: PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста

: TIMSS (4 класс) по математическому направлению

: TIMSS (4 класс) по естественнонаучному направлению

: TIMSS (8 класс) по математическому направлению

: TIMSS (8 класс) по естественнонаучному направлению

: PISA по направлению читательская грамотность

: PISA по направлению математическая грамотность

: PISA по направлению естественнонаучная грамотность

Расчет базового значения показателя и значения показателя на 2018 год (на декабрь 2019 г.) представлены в таблицах ниже.

Таблица



Расчет базового значения показателя

Исследование

Направление

PISA 2015

Математическая грамотность

23

PISA 2015

Читательская грамотность

26

PISA 2015

Естественнонаучная грамотность

32

TIMSS 2015

Математика 4

7

TIMSS 2015

Естествознание 4

4

TIMSS 2015

Математика 8

6

TIMSS 2015

Естествознание 8

7

PIRLS 2016

Читательская грамотность

1

Среднее

13,25



Таблица



Расчет значения показателя на 2018 год

Исследование

Направление

PISA 2018

Математическая грамотность

30

PISA 2018

Читательская грамотность

31

PISA 2018

Естественнонаучная грамотность

33

TIMSS 2015

Математика 4

7

TIMSS 2015

Естествознание 4

4

TIMSS 2015

Математика 8

6

TIMSS 2015

Естествознание 8

7

PIRLS 2016

Читательская грамотность

1

Среднее

14,88

".

4. Раздел 4.2.3 изложить в следующей редакции:

"4.2.3. Расчет необходимых величин по годам

Для расчета показателя ежегодно должны быть рассчитаны величины , , ... . Параметры расчета этих величин по годам представлены ниже. Величины, относящиеся к каждому отдельному исследованию - PISA, TIMSS, PIRLS - представлены в отдельной таблице.

Таблица



Расчет величины (место России в исследовании PIRLS) по годам

Расчетный год

Источник данных (процедура)

Срок проведения процедуры

Срок расчета величины

2018

PIRLS 2016

Апрель 2016 г.

Декабрь 2017 г.

2019

PIRLS 2016

Апрель 2016 г.

Декабрь 2017 г.

2020

PIRLS 2016

Апрель 2016 г.

Декабрь 2017 г.

2021

PIRLS 2021

Апрель 2021 г.

Декабрь 2022 г.

2022

PIRLS 2021

Апрель 2021 г.

Декабрь 2022 г.

2023

PIRLS 2021

Апрель 2021 г.

Декабрь 2022 г.

2024

PIRLS 2021

Апрель 2021 г.

Декабрь 2022 г.