ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
от 24 декабря 2019 года N 1718
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 декабря 2019 года N 716
ПРИКАЗ
О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219
В целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
приказываем:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219.
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
С.С.Кравцов
Министр просвещения
Российской Федерации
О.Ю.Васильева
Изменения, которые вносятся в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219
1. Абзац тридцать восьмой раздела 2 изложить в следующей редакции:
"В цикле исследования PISA-2018 среди 79 участников Российская Федерация заняла 33 место по естественнонаучной грамотности, 30 место по математической грамотности, 31 место по читательской грамотности.".
2. Абзац сорок шестой раздела 2 изложить в следующей редакции:
"- возможность получения результатов в привязке к единой шкале PISA, используемой во всех циклах исследования, начиная с самого первого."
3. Раздел 4.2.1 изложить в следующей редакции:
"4.2.1. Формула расчета показателя
Одним из ключевых показателей национального проекта "Образование" является "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)". Показатель рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации на ежегодной основе Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
________________
Исследование PISA-2018 проведено в апреле 2018 года вне рамок национального проекта "Образование". В соответствии с утвержденным паспортом национального проекта "Образование" положения настоящей методологии могут быть уточнены с учетом полученных результатов исследования PISA-2018.
При использовании средневзвешенного показателя учитываются все наиболее распространенные международные исследования, относящиеся к оценке уровня общеобразовательной подготовки обучающихся: PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования), PISA (Международная программа по оценке достижений учащихся). Краткие сведения об исследованиях приведены ниже.
Данные исследования направлены на оценку уровня подготовки обучающихся различного возраста и по различным аспектам. Кроме того, результаты России в этих исследованиях существенно различаются. Так, в исследовании качества чтения и понимания текста российские четвероклассники занимают 1 место, а в аналогичном исследовании PISA-2015 по читательской грамотности 15-летние граждане России занимают только 26 место. Различаются также и результаты, полученные российскими участниками схожего возраста в разных исследованиях. Например, в исследовании TIMSS-2015 по качеству математического образования российские восьмиклассники занимают 6 место, а в исследовании PISA-2015 по математической грамотности 15-летние граждане, среди которых также существенная доля восьмиклассников, занимают только 23 место, уступая многим из тех стран, результаты которых ниже России в исследовании TIMSS.
Показатель рассчитывается по формуле:
где:
- Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований
- место Российской Федерации в i-ом исследовании:
: PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста
: TIMSS (4 класс) по математическому направлению
: TIMSS (4 класс) по естественнонаучному направлению
: TIMSS (8 класс) по математическому направлению
: TIMSS (8 класс) по естественнонаучному направлению
: PISA по направлению читательская грамотность
: PISA по направлению математическая грамотность
: PISA по направлению естественнонаучная грамотность
Расчет базового значения показателя и значения показателя на 2018 год (на декабрь 2019 г.) представлены в таблицах ниже.
Таблица
Расчет базового значения показателя
Исследование | Направление | |
PISA 2015 | Математическая грамотность | 23 |
PISA 2015 | Читательская грамотность | 26 |
PISA 2015 | Естественнонаучная грамотность | 32 |
TIMSS 2015 | Математика 4 | 7 |
TIMSS 2015 | Естествознание 4 | 4 |
TIMSS 2015 | Математика 8 | 6 |
TIMSS 2015 | Естествознание 8 | 7 |
PIRLS 2016 | Читательская грамотность | 1 |
Среднее | 13,25 |
Таблица
Расчет значения показателя на 2018 год
Исследование | Направление | |
PISA 2018 | Математическая грамотность | 30 |
PISA 2018 | Читательская грамотность | 31 |
PISA 2018 | Естественнонаучная грамотность | 33 |
TIMSS 2015 | Математика 4 | 7 |
TIMSS 2015 | Естествознание 4 | 4 |
TIMSS 2015 | Математика 8 | 6 |
TIMSS 2015 | Естествознание 8 | 7 |
PIRLS 2016 | Читательская грамотность | 1 |
Среднее | 14,88 |
".
4. Раздел 4.2.3 изложить в следующей редакции:
"4.2.3. Расчет необходимых величин по годам
Для расчета показателя ежегодно должны быть рассчитаны величины , , ... . Параметры расчета этих величин по годам представлены ниже. Величины, относящиеся к каждому отдельному исследованию - PISA, TIMSS, PIRLS - представлены в отдельной таблице.
Таблица
Расчет величины (место России в исследовании PIRLS) по годам
Расчетный год | Источник данных (процедура) | Срок проведения процедуры | Срок расчета величины |
2018 | PIRLS 2016 | Апрель 2016 г. | Декабрь 2017 г. |
2019 | PIRLS 2016 | Апрель 2016 г. | Декабрь 2017 г. |
2020 | PIRLS 2016 | Апрель 2016 г. | Декабрь 2017 г. |
2021 | PIRLS 2021 | Апрель 2021 г. | Декабрь 2022 г. |
2022 | PIRLS 2021 | Апрель 2021 г. | Декабрь 2022 г. |
2023 | PIRLS 2021 | Апрель 2021 г. | Декабрь 2022 г. |
2024 | PIRLS 2021 | Апрель 2021 г. | Декабрь 2022 г. |