ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2022 года N 1288

Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

(с изменениями на 28 августа 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.08.2024, № 0001202408290017).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об экспортном контроле" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2022 года N 1288

     

Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

(с изменениями на 28 августа 2024 года)


N
позиции

Наименование*

Код TH ВЭД ЕАЭС*

________________

     * См. примечания к настоящему списку.

Категория I

Раздел 1. Законченные средства доставки

1.1.

Оборудование, сборочные единицы и комплектующие

1.1.1.

Ракеты (включая баллистические ракеты, ракеты-носители и исследовательские ракеты), способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность не менее 300 км

8802 60;
9306 90

1.1.2.

Атмосферные беспилотные летательные аппараты (включая крылатые ракеты, радиоуправляемые
самолеты-мишени и радиоуправляемые разведывательные самолеты), способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность не менее 300 км

8806 29 002 1;
8806 29 002 2;
8806 29 002 3;
8806 29 002 5;
8806 29 002 9;
8806 99 002 1;
8806 99 002 2;
8806 99 002 3;
8806 99 002 5;
8806 99 002 9;
9306 90

1.2.

Испытательное и производственное оборудование

1.2.1.

Производственные мощности, специально разработанные для средств доставки, указанных в позиции 1.1

1.3.

Материалы - нет

1.4.

Программное обеспечение

1.4.1.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования производственных мощностей, указанных в позиции 1.2

1.4.2.

Программное обеспечение для координации функционирования более чем одной системы, специально разработанное или модифицированное для средств доставки, указанных в позиции 1.1

Примечание.

Для беспилотных летательных аппаратов, указанных в позиции 1.1.2, переоборудованных из пилотируемых самолетов, позиция 1.4.2 включает также следующее программное обеспечение:

1. Специально разработанное или модифицированное для интегрирования оборудования, преобразующего пилотируемый самолет в беспилотный летательный аппарат, с функциональными системами самолета.

2. Специально разработанное или модифицированное для эксплуатации пилотируемого самолета в качестве беспилотного летательного аппарата.

1.5.

Технология

1.5.1.

Технология в соответствии с общим примечанием по технологии для разработки, производства или использования оборудования или программного обеспечения, указанных в позициях 1.1, 1.2 или 1.4

Раздел 2. Законченные системы, используемые для законченных средств доставки

2.1.

Оборудование, сборочные единицы и комплектующие

2.1.1.

Законченные системы, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1:

2.1.1.1.

Отдельные ступени ракет, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1

8807 90 000 3;
9306 90

2.1.1.2.

Возвращаемые аппараты и приведенное ниже разработанное или модифицированное для них оборудование, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, исключая оборудование возвращаемых аппаратов, предназначенных для полезных нагрузок невоенного назначения:

8807 90 000 9;
9306 90

(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

2.1.1.2.1.

Теплозащита и ее элементы, изготовленные из керамических или абляционных материалов;

8807 90 000 3;
8807 90 000 9;
9306 90

2.1.1.2.2.

Теплоизоляция и ее элементы, изготовленные из легких, имеющих высокую удельную теплоемкость материалов;

8807 90 000 3;
8807 90 000 9;
9306 90

2.1.1.2.3.

Электронная аппаратура, специально разработанная для возвращаемых аппаратов

8541 51 000 0;
8541 59 000 0;
9014 20;
9306 90 100 1;
9306 90 100 9;
9306 90 900 0

2.1.1.3.

Жидкостные, твердотопливные, гибридные ракетные двигатели и ракетные двигатели на гелеобразном топливе, обеспечивающие в составе двигательных установок средств доставки, указанных в позиции 1.1, полный импульс тяги, равный или более Н·с

8412 10 000 9

Примечание.

Жидкостные апогейные двигатели и двигатели ориентации, указанные в позиции 2.1.1.3, разработанные или модифицированные для применения в искусственных спутниках Земли (ИСЗ), могут рассматриваться как относящиеся к категории II, если они имеют тягу в вакууме не более 1 кН и их экспорт в заявленном количестве осуществляется при наличии обязательств о конечном использовании в ИСЗ

2.1.1.4.

Системы наведения, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, обеспечивающие точность доставки полезной нагрузки не более 3,33 процента от дальности (например, круговое вероятное отклонение (КВО) составляет 10 км или менее при дальности 300 км), за исключением систем, разработанных для ракет с дальностью менее 300 км или пилотируемых летательных аппаратов

8541 51 000 0;
8541 59 000 0;
9014 20;
9306 90 100 1;
9306 90 100 9;
9306 90 900 0

Технические примечания:

1. Аппаратура системы наведения объединяет процесс измерения и вычисления положения и скорости полета летательного аппарата (навигационных параметров) с процессом вычисления и подачи команд в систему управления его полетом для корректировки траектории.

2. Круговое вероятное отклонение (КВО) или круг равной вероятности является критерием точности попадания. Его значение численно равно радиусу круга, очерченного вокруг цели, в котором предположительно должно находиться 50 процентов точек падения полезных нагрузок (головных частей)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

2.1.1.5.

Подсистемы управления вектором тяги, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, исключая те подсистемы, которые разработаны не для ракет, определенных в позиции 1.1

8412 90 200 9

(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

Техническое примечание.

В позицию 2.1.1.5 включены следующие способы
управления вектором тяги:

а) использование сопла изменяемой геометрии;

б) впрыскивание жидкости или вдув вторичного газа (в сопло);

в) использование поворотного двигателя или сопла;

г) использование газовых рулей или насадок для отклонения струи выхлопных газов;

д) использование тяговых триммеров

2.1.1.6.

Механизмы обеспечения безопасности, взведения и подрыва взрывателя боезаряда или боеголовки, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, за исключением механизмов, предназначенных для других средств доставки, не указанных в позиции 1.1

8541 51 000 0;
8541 59 000 0;
8807 90 000 9;
9306 90 100 1;
9306 90 100 9;
9306 90 900 0

Примечание.

Оборудование, предусмотренное в исключениях по позициям 2.1.1.2, 2.1.1.4-2.1.1.6, может рассматриваться как относящееся к категории II, если оно экспортируется с учетом гарантий о конечном использовании в заявленных целях, а экспортируемое количество не позволяет использовать его в целях, приведенных в указанных позициях

2.2.

Испытательное и производственное оборудование

2.2.1.

Производственные мощности, специально разработанные для систем, указанных в позиции 2.1

2.2.2.

Производственное оборудование, специально разработанное для систем, указанных в позиции 2.1

2.3.

Материалы - нет

2.4.

Программное обеспечение

2.4.1.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования производственных мощностей, указанных в позиции 2.2.1

2.4.2.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования ракетных двигателей, указанных в позиции 2.1.1.3 и в примечании к ней

2.4.3.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования систем наведения, указанных в позиции 2.1.1.4

Примечание.

Позиция 2.4.3 включает программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное с целью улучшения характеристик систем наведения, указанных в позиции 2.1.1.4, для достижения или превышения значения точности доставки полезной нагрузки

2.4.4.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования электронной аппаратуры, указанной в позиции 2.1.1.2.3

2.4.5.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования подсистем, указанных в позиции 2.1.1.5

2.4.6.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования механизмов, указанных в позиции 2.1.1.6

Примечание.

Программное обеспечение, контролируемое позициями 2.4.2-2.4.6, может рассматриваться как относящееся к категории II, если оно экспортируется с учетом гарантий о конечном использовании в заявленных целях, отличных от целей, указанных в этих позициях, и отвечает следующим условиям:

1) программное обеспечение по позиции 2.4.2 - если оно специально разработано или модифицировано для жидкостных апогейных двигателей или двигателей системы ориентации, разработанных или модифицированных для применения в ИСЗ, как указано в примечании к позиции 2.1.1.3;

2) программное обеспечение по позиции 2.4.3 - если оно разработано для ракет с дальностью менее 300 км или пилотируемых летательных аппаратов;

3) программное обеспечение по позиции 2.4.4 - если оно специально разработано или модифицировано для возвращаемых аппаратов, предназначенных для полезных нагрузок невоенного назначения;

4) программное обеспечение по позиции 2.4.5 - если оно разработано не для ракет, определенных в позиции 1.1;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)     

5) программное обеспечение по позиции 2.4.6 - если оно разработано для иных средств доставки, чем указаны в позиции 1.1

2.5.

Технология

2.5.1.

Технология в соответствии с общим примечанием по технологии для разработки, производства или использования оборудования или программного обеспечения, указанных в позиции 2.1, 2.2 или 2.4

Категория II

Раздел 3. Элементы двигательных установок и оборудование

3.1.

Оборудование, сборочные единицы и комплектующие

3.1.1.

Турбореактивные и турбовентиляторные двигатели:

3.1.1.1.

Двигатели, имеющие все следующие характеристики:


а) максимальное значение тяги более 400 Н, исключая сертифицированные для гражданского применения двигатели с максимальным значением тяги свыше 8890 Н; и


б) удельный расход топлива не выше 0,15 кг/Н·ч; и


в) сухой вес менее 750 кг; и


г) диаметр ротора 1-й ступени менее 1 м

8411 11 000 9;

8411 12 100 9

(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

Технические примечания:


1. Максимальное значение тяги - максимальная тяга, продемонстрированная производителем для конкретного типа двигателей на стендовых испытаниях

в статических условиях на уровне моря при стандартной атмосфере Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Значение тяги двигателей, сертифицированных для гражданского применения, будет равно или меньше максимальной тяги, продемонстрированной производителем для данного типа двигателей на стендовых испытаниях.

2. Удельный расход топлива определяется для конкретного типа двигателей при максимальной непрерывной тяге при проведении стендовых испытаний в стационарных условиях на уровне моря и приводится к стандартной атмосфере ИКАО.


3. Сухой вес - вес двигателя без жидкостей (топливо, гидравлическая жидкость, масло и т.д.), не включающий гондолу (силовой каркас).


4. Диаметр ротора 1-й ступени - диаметр вентилятора или компрессора 1-й ступени двигателя, измеренный по внешним кромкам концов лопаток
(Технические примечания в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

3.1.1.2.

Двигатели, разработанные или модифицированные для средств доставки, указанных в позиции 1.1 или 19.1.2, независимо от тяги, удельного расхода топлива, сухого веса или диаметра ротора 1-й ступени

8411 11 000;
8412

(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

Примечание.

Двигатели, указанные в позиции 3.1.1, могут экспортироваться как в составе пилотируемых летательных аппаратов, так и в качестве запасных частей к пилотируемым летательным аппаратам в необходимых для их эксплуатации количествах

3.1.2.

Прямоточные воздушно-реактивные двигатели, прямоточные воздушно-реактивные двигатели с организацией процесса горения в сверхзвуковом потоке, пульсирующие воздушно-реактивные двигатели, детонационные двигатели и двигатели с комбинированным топливным циклом, включая устройства для регулирования процесса горения, и специально разработанные для них элементы, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1 или 19.1.2

8412 10 000 9

(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

Технические примечания:


1. Двигатели с комбинированным топливным циклом, указанные в позиции 3.1.2, совмещают 2 или более цикла следующих типов двигателей:


газотурбинные (турбореактивные, турбовинтовые, турбовентиляторные и турбовальные), прямоточные воздушно-реактивные, прямоточные воздушно-реактивные с организацией горения в сверхзвуковом потоке, пульсирующие воздушно-реактивные, детонационные или ракетные (жидкостные, на гелеобразном топливе, твердотопливные и гибридные).

2. Детонационные двигатели, указанные в позиции 3.1.2, - двигатели, использующие детонационное горение топлива для повышения эффективного давления внутри камеры сгорания.


К таким двигателям относятся, например, импульсные (пульсирующие) детонационные двигатели, вращающиеся детонационные двигатели или двигатели с непрерывной волной детонации
(Технические примечания в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

3.1.3.

Корпуса, сопла, элементы изоляции корпусов и сопел твердотопливных или гибридных ракетных двигателей, указанных в позиции 2.1.1.3 или 20.1.1.2

8412 90 200 9;

9306 90

(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

Техническое примечание.
Указанные в позиции 3.1.3 элементы изоляции изготовлены из эластомерного листового материала (вулканизованной или подвулканизованной резины), содержащего теплоизолирующий или огнеупорный наполнитель. Компенсаторы напряжения или манжеты могут в определенных случаях относиться к элементам изоляции

Примечание.

Для изоляционных материалов в виде листов или
заготовок см. позицию 3.3.2

3.1.4.

Механизмы стыковки и разделения ступеней, а
также отсеки между ступенями, используемые в
средствах доставки, указанных в позиции 1.1

Примечание.


Для отрывных и межступенных электрических соединителей, специально разработанных для средств доставки, определенных в позиции 1.1.1 или 19.1.1, см. позицию 11.1.5
(Примечание в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)     

Техническое примечание.

Механизмы стыковки и разделения, указанные в
позиции 3.1.4, могут включать:

пиротехнические болты, муфты и скобы;

шариковые фиксаторы;

кольцевые режущие устройства;

гибкие линейные кумулятивные заряды (детонирующие удлиненные заряды)

9306 90 100 1;
9306 90 100 9;
9306 90 900 0

3.1.5.

Системы регулирования подачи жидких, суспензированных и гелеобразных топлив (включая окислители), а также специально разработанные для них элементы, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, разработанные или модифицированные для работы в условиях вибрационных перегрузок свыше 10 g (среднеквадратичное значение) в диапазоне частот от 20 Гц до 2 кГц

8411 82 800 9;
8481 10 190 2;
8481 80 591 0

Примечания:

1. К указанным в позиции 3.1.5 элементам относятся только следующие сервоклапаны, насосы и газовые турбины:

а) сервоклапаны, рассчитанные на расход, равный или более 24 л/мин при абсолютном давлении, равном или более 7 МПа, имеющие время срабатывания исполнительного механизма клапана менее 100 мс;

б) насосы для жидких компонентов топлива с числом оборотов вала на максимальном рабочем режиме, равным или более 8000 об/мин, или с давлением на выходе, равным или более 7 МПа;

в) газовые турбины турбонасосных агрегатов для жидких топлив с числом оборотов вала на максимальном рабочем режиме, равным или более 8000 об/мин.

2. Системы и их элементы, указанные

в позиции 3.1.5, могут экспортироваться как составные части ИСЗ

3.1.6.

Специально разработанные компоненты для гибридных ракетных двигателей, указанных в позиции 2.1.1.3 или 20.1.1.2

8412 10 000 9;
8412 90 200 9

3.1.7.

Радиальные шариковые подшипники качения, имеющие все допуски, установленные в соответствии с классом точности 2 или лучше по международному стандарту ISO 492 или его национальному эквиваленту, и все следующие характеристики:

а) внутренний диаметр - от 12 до 50 мм;

б) внешний диаметр - от 25 до 100 мм;

в) ширина - от 10 до 20 мм

8482 10 100 9;
8482 10 900

3.1.8.

Баки, специально разработанные для жидких или гелеобразных топлив, контролируемых по разделу 4, или других жидких или гелеобразных топлив и используемые в системах, указанных в позиции 1.1.1

8807 90 000 9

3.1.9.

Турбовинтовые двигатели, за исключением сертифицированных для гражданского применения двигателей, специально разработанные для средств доставки, указанных в позиции 1.1.2 или 19.1.2, и имеющие максимальную мощность более 10 кВт (измеренную на уровне моря в статических условиях использования при стандартной атмосфере, принятой Международной организацией гражданской авиации (ИКАО)), а также специально разработанные для них элементы

8411 21 000 9;
8411 22

Техническое примечание.

Для целей позиции 3.1.9 турбовинтовой двигатель
включает:

а) турбовальный двигатель; и

б) систему механической передачи энергии воздушному винту

3.1.10.

Камеры сгорания и сопла жидкостных ракетных двигателей или ракетных двигателей на гелеобразном топливе, указанных в позиции 2.1.1.3 или 20.1.1.2

8412 90 200 9

(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

3.2.

Испытательное и производственное оборудование

3.2.1.

Производственные мощности, специально разработанные для оборудования или материалов, указанных в позициях 3.1.1-3.1.6, 3.1.8-3.1.10 или 3.3

3.2.2.

Производственное оборудование, специально разработанное для оборудования или материалов, указанных в позициях 3.1.1-3.1.6, 3.1.8-3.1.10 или 3.3

3.2.3.

Координатные обкатные станки,

используемые для производства элементов

конструкции двигателей и оборудования

(например, корпусов двигателей

и межступенных отсеков) для средств

доставки, указанных в позиции 1.1,

а также специально разработанные составные части станков, имеющие все следующие характеристики:

а) оборудованы или в соответствии с техническими условиями производителей могут быть оборудованы блоками числового программного управления или автоматизированным (компьютерным) управлением; и


б) имеют более 2 осей, которые могут быть одновременно скоординированы при непрерывном (контурном) управлении  

8462 25 000 0;

8462 29 000 0

(Позиция в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 года N 1162. - См. предыдущую редакцию)

Примечание.

В позицию 3.2.3 не включены станки, которые не могут использоваться в производстве элементов конструкции двигателей (например, корпусов двигателей) для средств доставки, указанных в позиции 1.1

Техническое примечание.

Станки, сочетающие функции вальцовочных и
обкатных станков, для целей позиции 3.2.3
рассматриваются как относящиеся к обкатным
станкам

3.3.

Материалы

3.3.1.

Внутренняя облицовка, используемая для корпусов ракетных двигателей, указанных в позиции 2.1.1.3, или специально разработанная для ракетных двигателей, указанных в позиции 20.1.1.2

3801 10 000 0;
3801 90 000 9;
3920;
7018 20 000 0

Техническое примечание.

Указанная в позиции 3.3.1 внутренняя облицовка, служащая для соединения заряда твердого топлива и изолирующего вкладыша с корпусом двигателя, представляет собой, как правило, материал на основе жидкого полимера, содержащий огнеупорный или теплоизолирующий наполнитель (например, композиция из углерода и полибутадиена с гидроксильными концевыми группами), наносимый на внутреннюю поверхность корпуса распылением или повторным наложением слоев

3.3.2.

Изоляционный материал в виде заготовок, используемый для корпусов ракетных двигателей, указанных в позиции 2.1.1.3, или специально разработанный для ракетных двигателей, указанных в позиции 20.1.1.2

3801 10 000 0;
3801 90 000 9;
3920;
7018 20 000 0

Техническое примечание.

Изоляционный материал, указанный в позиции 3.3.2, предназначенный для применения в элементах ракетного двигателя, таких как корпус, входная часть сопла и диафрагма корпуса, представляет собой эластомерный листовой материал (вулканизованную или подвулканизованную резину), содержащий теплоизолирующий или огнеупорный наполнитель. Компенсаторы напряжения и защитные манжеты могут в определенных случаях относиться к элементам изоляции, указанным в позиции 3.1.3, и изготавливаться из такого материала

3.4.

Программное обеспечение

3.4.1.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования производственных мощностей и координатных обкатных станков, указанных в позиции 3.2.1 или 3.2.3

3.4.2.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования оборудования, указанного в позициях 3.1.1, 3.1.2, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.6 или 3.1.9

Примечания:

1. Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования двигателей, указанных в позиции 3.1.1, может экспортироваться как в составе пилотируемого летательного аппарата, так и отдельно от него.

2. Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования в системах регулирования подачи жидких топлив, указанных в позиции 3.1.5, может экспортироваться как в составе ИСЗ, так и отдельно от него

3.4.3.

Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для разработки оборудования, указанного в позициях 3.1.2, 3.1.3 или 3.1.4

3.5.

Технология

3.5.1.

Технология в соответствии с общим примечанием по технологии для разработки, производства или использования оборудования, материалов или программного обеспечения, указанных
в позициях 3.1.1-3.1.6, 3.1.8-3.1.10, 3.2, 3.3 или 3.4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»