ПРИКАЗ
от 30 мая 2022 года N 308
Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации
(с изменениями на 17 апреля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 232 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.05.2023, N 0001202305310041);
приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 апреля 2024 года N 227 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.05.2024, № 0001202405270016).
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 2, пунктами 2 и 4 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2021, N 1, ст.56), пунктами 1, 33.3, 33.7 и 33.10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст.3538; 2010, N 28, ст.3656; 2013, N 52, ст.7137; 2021, N 31, ст.5895), в целях организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а также совершенствования подготовки кадров в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации,
приказываю:
1. Установить:
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу);
Порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в другую такую организацию (приложение N 2 к настоящему приказу);
Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения, особенности организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны государства, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему приказу).
2. Признать утратившими силу:
приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2014 г., регистрационный N 34591);
приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 октября 2019 г. N 626 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2019 г., регистрационный N 56768);
приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. N 702 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2021 г., регистрационный N 66544).
Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 июля 2022 года,
регистрационный N 69138
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации
(с изменениями на 17 апреля 2024 года)
1. Основным видом деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее - образовательные организации), является образовательная деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ.
2. Военные образовательные организации высшего образования реализуют образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре, а также программы ординатуры) и образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена).
3. Федеральные государственные военные профессиональные образовательные организации реализуют образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена).
4. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают основные профессиональные образовательные программы (программы среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета и магистратуры) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников (далее - квалификационные требования).
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" и федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" разрабатывают основные профессиональные образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно утвержденных образовательных стандартов по образовательным программам высшего образования и квалификационных требований, утвержденных руководителями органов военного управления, в интересах которых организуется подготовка обучающихся (далее - заказчики подготовки).
________________
Указ Президента Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 405 "Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по образовательным программам высшего образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст.5491; N 37, ст.6482).
Программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом примерных образовательных программ среднего профессионального образования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2023 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 232. - См. предыдущую редакцию)
5. Квалификационные требования разрабатываются на каждую военную специальность (специализацию), реализуемую в образовательной организации.
Председателем комиссии по разработке квалификационных требований является заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), заместитель командующего родом войск Вооруженных Сил, заместитель руководителя заказчика подготовки. В состав комиссии включаются представители главных командований видов и командований родов войск Вооруженных Сил, заказчика подготовки, организаций Вооруженных Сил, а также представители образовательных организаций, на которые возложено ее осуществление.
Квалификационные требования согласовываются с Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации, утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчика подготовки и доводятся до образовательных организаций не позднее чем за один год до начала подготовки обучающихся по данной военной специальности (специализации).
6. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 16, ст.2610) случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
________________
Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 31, ст.5063).
7. Образовательные организации обеспечивают осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными основной профессиональной образовательной программой:
планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы - компетенциями обучающихся, установленными федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями;
планируемыми результатами обучения (знания, умения, навыки (опыт практической деятельности) по каждой дисциплине (модулю), в том числе практике, характеризующими этапы формирования компетенций и обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
8. При формировании основной профессиональной образовательной программы элективные и факультативные дисциплины (модули) не предусматриваются.
9. Учебные планы разрабатываются образовательной организацией (институтом, филиалом) на основании федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований по соответствующей военной специальности (специализации), а для среднего профессионального образования, кроме того, - с учетом примерного учебного плана.
Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета (совета) образовательной организации (института, филиала), согласовываются с заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчиков подготовки и утверждаются начальниками образовательных организаций не позднее чем за шесть месяцев до ее начала. Учебные планы утверждаются на срок, не меньший чем полный срок подготовки обучающихся по данной специальности или направлению подготовки.
В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик и формы промежуточной аттестации по ним, состав государственной итоговой аттестации обучающихся, а также другие виды учебной деятельности с указанием их объема (трудоемкости) в зачетных единицах (часах, неделях), сроков освоения (по периодам обучения) и работы обучающихся с преподавателем (далее - контактная работа) (по видам учебных занятий), включая самостоятельную работу обучающихся в академических часах.
В целях совершенствования подготовки выпускников с учетом достижений военной науки, техники и передового опыта войск (сил), результатов анализа службы выпускников образовательная организация вносит в учебный план изменения (дополнения), предусматривающие:
введение (исключение) дисциплин при условии обеспечения выполнения установленных требований к результатам их освоения;
перераспределение времени между дисциплинами основной профессиональной образовательной программы в пределах, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
введение (исключение) в дисциплины (из дисциплин) новых тем, перераспределение времени на изучение дисциплин между периодами обучения по темам и видам занятий, но не более 25 процентов отведенного на них времени;
введение в модуль дисциплин и практик, перераспределение в его пределах времени на их изучение между периодами обучения по темам и видам занятий при условии освоения модуля.
Изменения в учебный план до утверждения рассматриваются на заседании ученого совета образовательной организации и утверждаются не чаще одного раза в год и не позднее трех месяцев до начала учебного года.
10. В календарном учебном графике отражаются:
продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения, экзаменационных сессий, каникулярных отпусков, разработки выпускной квалификационной работы и государственной итоговой аттестации;
сводные данные по бюджету времени, в том числе по каждому году обучения.
Учебный план и календарный учебный график разрабатываются и оформляются в виде единого документа.
11. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) (далее - учебная программа) и программа практики разрабатываются кафедрой (кафедрами) по каждой предусмотренной учебным планом дисциплине (модулю) и практике на основе федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований по соответствующей военной специальности (специализации), а для среднего профессионального образования, кроме того, - с учетом примерных образовательных программ среднего профессионального образования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2023 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 232. - См. предыдущую редакцию)
Учебные программы и программы практики среднего профессионального образования вместе с тем разрабатываются с учетом примерных рабочих программ учебных дисциплин (модулей).
В рабочей программе учебной дисциплины (модуля) определяются место и роль учебной дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы, указываются планируемые результаты освоения учебной дисциплины (модуля), содержание учебной дисциплины (модуля), распределение учебного времени, выделенного на контактную работу и самостоятельную работу обучающихся, включаются график рубежного контроля успеваемости, учебно-методические указания по освоению дисциплины (модуля), описание учебно-материальной базы, фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
12. Программа практики определяет общие организационные, учебные, методические и материально-технические условия ее проведения и включает в себя:
указание вида и типа практики, способа и формы (форм) ее проведения;
перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы;
указание места практики в структуре основной профессиональной образовательной программы;
определение объема практики и ее продолжительность;
содержание практики;
указание форм отчетности по практике;
фонд оценочных средств;
перечень учебной литературы, а также ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемых для проведения практики;
перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;
описание учебно-материальной базы, необходимой для проведения практики.
13. По решению ученого совета (совета) образовательной организации в состав учебной программы (программы практики) включаются также иные сведения и (или) материалы.
14. Учебные программы и программы практик рассматриваются на заседаниях кафедры (ученом совете факультета, образовательной организации (института, филиала), подписываются начальником кафедры и утверждаются заместителем начальника образовательной организации по учебной (учебной и научной) работе (начальником факультета).
15. На основе учебной программы разрабатывается тематический план изучения дисциплины, который конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов по каждой теме дисциплины, организационно-методические рекомендации преподавателям по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия.