ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2022 года N 1148

Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315



В связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Установить, что в соответствии с частью 65_1 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по соглашению сторон в 2022 году допускается изменение существенных условий государственных контрактов, заключенных до 1 июля 2022 г., предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - контракт), сторонами которых являются Федеральное дорожное агентство или подведомственные ему федеральные казенные учреждения, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон контрактов обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения, при соблюдении следующих условий:

а) государственным заказчиком как получателем бюджетных средств могут быть изменены существенные условия контракта, в том числе увеличена цена контракта более чем на 30 процентов в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта;

б) размер изменения (увеличения) цены контракта, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, доля Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности определения указанного размера организацией, осуществляющей государственную экспертизу проектной документации, в случае изменения существенных условий контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы;

в) срок проведения проверки, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, с выдачей соответствующего заключения не может превышать 14 рабочих дней;

г) размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном методикой изменения (увеличения) цены контракта согласно приложению;

д) с целью изменения в соответствии с настоящим постановлением существенных условий контракта:

поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанный проект соглашения об изменении условий контракта;

заказчик в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления предложения об изменении существенных условий контракта, по результатам рассмотрения предложения направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) подписанное соглашение об изменении условий контракта с включением в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информации об изменении существенных условий контракта в реестр контрактов либо отказ в письменной форме от изменения существенных условий контракта с его обоснованием.

2. В целях изменения (увеличения) цены контрактов в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении таких контрактов, до 1 января 2023 г. размер бюджетных ассигнований на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения может превышать размер средств на указанные цели, рассчитанный в соответствии с Правилами расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 658 "О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения", на основании положительного заключения, предусмотренного подпунктом "в" пункта 1 настоящего постановления.

3. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации и местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения и которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении таких контрактов, с учетом положений настоящего постановления.

4. Рекомендовать Государственной компании "Российские автомобильные дороги", осуществляющей закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при изменении (увеличении) цены договора, предметом которого являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения и который заключен в соответствии с указанным Федеральным законом, в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию в соответствии с условиями такого договора, учитывать положения настоящего постановления.

5. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 33, ст.6107; N 45, ст.7497; 2022, N 2, ст.532) дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) в соответствии с пунктом 18 статьи 11 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях изменения (увеличения) цены государственных контрактов по капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении таких контрактов, до 1 января 2023 г. размер бюджетных ассигнований на капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения может превышать размер средств на указанные цели, рассчитанный в соответствии с Правилами расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 658 "О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения", на основании положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.".

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 28 июня 2022 года N 1148



Методика изменения (увеличения) цены государственного контракта, предметом которого являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения



1. Настоящая методика устанавливает общие правила и порядок определения государственным заказчиком размера изменения (увеличения) цены государственного контракта, предметом которого являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - контракт).

2. Изменению подлежат цена на принятую единицу измерения и общая стоимость работ и затрат по ремонту и (или) содержанию автомобильных дорог общего пользования (далее - работы) в соответствии со сметными расчетами стоимости ремонта и (или) содержания автомобильных дорог общего пользования (далее - смета).

3. Настоящая методика применяется к контракту, начальная (максимальная) цена которого сформирована в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проектно-сметным методом и (или) методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

4. Обоснование изменения стоимости материальных ресурсов и (или) оборудования (далее - ресурсы), оказывающего существенное влияние на изменение цены контракта, оформляется в письменной форме в виде расчета на день обращения к заказчику, выполненного в соответствии с объемами работ, предусмотренными контрактом (далее - расчет).

5. Если цена контракта определена проектно-сметным методом, то расчет формируется на основании имеющихся смет следующим образом:

а) определяется новая стоимость работ для изменения цены контракта, рассчитанная в текущем уровне цен на день выполнения расчета в отношении непринятых работ в порядке, предусмотренном пунктами 6-8 настоящей методики;

б) осуществляется расчет коэффициента корректировки цены контракта (далее - коэффициент) в порядке, предусмотренном пунктами 9-12 настоящей методики;

в) после определения коэффициента осуществляется расчет изменения цены контракта путем определения стоимости работ по новой смете контракта в уровне цен окончания исполнения контракта () по формуле 1:

, (1)


где:

- стоимость выполненных работ, оплаченных заказчиком в период со дня начала действия контракта до дня выполнения расчета;

- стоимость работ по действующей смете контракта;

- стоимость выполненных работ, принятых заказчиком и подлежащих оплате в период со дня выполнения расчета до дня заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта;

- коэффициент или , рассчитанный по формуле 3 или 4 настоящей методики;

- откорректированная стоимость выполненных работ, принятых заказчиком в период со дня выполнения расчета до дня заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, рассчитываемая по формуле 2:

, (2)


где:

- цена единицы i-го конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ, принятая в корректируемом акте сдачи-приемки принятых работ;

- объем выполненных работ, принятых заказчиком и подлежащих оплате по i-му конструктивному решению (элементу) и (или) комплексу (виду) работ в принятых единицах измерения (объем работ по откорректированному акту сдачи-приемки выполненных работ должен соответствовать объему работ, приведенному в корректируемом акте);

г) осуществляются корректировка сметы контракта с учетом рассчитанного коэффициента и пересчет стоимости остатков работ, не принятых заказчиком на день выполнения расчета. Пересчет стоимости остатков работ осуществляется путем умножения показателя стоимости работ на единицу измерения сметы контракта по работам, не принятым заказчиком на день выполнения расчета, на коэффициент. После утверждения заказчиком откорректированной сметы контракта заключается дополнительное соглашение об утверждении новой цены контракта;

д) осуществляется приемка выполненных в дальнейшем работ на основании откорректированной сметы контракта в порядке, предусмотренном условиями контракта, с учетом дополнительного соглашения об утверждении новой цены контракта.

6. При формировании сметы с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - реестр), новая цена контракта определяется на основании имеющихся смет путем пересчета базисного уровня цен (по состоянию на 1 января 2000 г.) в уровень цен на день выполнения расчета с применением индексов изменения сметной стоимости, опубликованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, действующих на день выполнения такого расчета и размещенных в реестре (далее - индексы изменения сметной стоимости). При этом следует учитывать следующие условия применения таких индексов, опубликованных после формирования действующей цены контракта:

в случае опубликования выпуска новых индексов изменения сметной стоимости по видам объектов и (или) работ (затрат), которые более полно соответствуют содержанию работ по контракту, для выполнения расчета применяются новые индексы изменения сметной стоимости на день выполнения расчета;

в случае опубликования индексов изменения сметной стоимости для субъектов Российской Федерации (частей их территорий), которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации определены как самостоятельные ценовые зоны (ранее отсутствующие), для определения сметной стоимости всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, в уровне цен на день выполнения расчета применяются индексы для первой ценовой зоны;

в случае изменения ценовых зон в субъектах Российской Федерации для определения сметной стоимости работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, в уровне цен на день выполнения расчета применяются индексы изменения сметной стоимости для той ценовой зоны субъекта Российской Федерации, которой соответствует территориальное расположение объекта проведения работ в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Если на день выполнения расчета не опубликованы индексы изменения сметной стоимости на соответствующий период для субъекта Российской Федерации (части его территории), то для определения сметной стоимости всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, в уровне цен на день выполнения расчета применяются индексы изменения сметной стоимости, сведения о которых последними включены в реестр, с учетом условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта. Для пересчета сметной стоимости работ в текущий уровень цен на день выполнения расчета используются индексы фактической инфляции по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - индексы фактической инфляции) для соответствующего периода. Для определения значений индексов фактической инфляции применяются индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения, определяемые в целом по Российской Федерации по виду экономической деятельности "Строительство", для периода начиная с последнего месяца квартала, для которого применены индексы цен на продукцию, сведения о которых последними включены в реестр, до текущего месяца, в котором выполняется расчет. На основании полученных значений индекса фактической инфляции выполняется расчет.

7. Если смета контракта сформирована с использованием отраслевых сметных нормативов, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в установленном порядке (далее - отраслевые сметные нормативы), расчет выполняется на основании имеющихся смет путем пересчета из уровня цен, в котором определены отраслевые сметные нормативы, в уровень цен на день выполнения расчета с применением индексов фактической инфляции для соответствующего периода.

Для определения значений индексов фактической инфляции применяются индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения, определяемые в целом по Российской Федерации по виду экономической деятельности "Строительство", для периода начиная с месяца, по состоянию на который определены отраслевые сметные нормативы, до текущего месяца, в котором выполняется расчет.

На основании полученного значения индекса фактической инфляции выполняется расчет.

Если в смете контракта содержатся цены на ресурсы, принятые по фактической стоимости на основании цен поставщиков (прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов), то их ценовые показатели в уровне цен на день определения цены контракта пересчитываются в текущий уровень цен на день выполнения расчета по следующим вариантам:

вариант 1, предусматривающий, что цены на ресурсы, принятые в сметах на основании фактических текущих цен поставщиков, изменение стоимости единицы которых по данным подрядчика не превышает индекс фактической инфляции, пересчитываются в текущий уровень цен на день выполнения расчета путем применения индекса фактической инфляции для соответствующего периода к ценовым показателям таких ресурсов. Для определения индекса фактической инфляции применяются индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения, определяемые в целом по Российской Федерации по виду экономической деятельности "Строительство", для периода начиная с месяца утверждения смет до текущего месяца, в котором выполняется расчет. На основании полученных значений индекса фактической инфляции ценовые показатели ресурсов в уровне цен на день определения цены контракта пересчитываются в текущий уровень цен на день выполнения расчета;

вариант 2, предусматривающий, что цены на ресурсы, принятые в сметах на основании фактических текущих цен поставщиков, приемка и оплата которых (с учетом объемов) еще не были произведены в составе выполненных работ (в том числе их отдельных этапов на основании сметы контракта) в соответствии с условиями контракта на день выполнения расчета, но использование которых необходимо для последующего выполнения работ, предусмотренных контрактом, и ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели значительное превышение индекса фактической инфляции, принимаются в текущем уровне цен на день выполнения расчета по результатам конъюнктурного анализа.

Для подтверждения ценовых показателей таких ресурсов по ценам поставщиков представляются обосновывающие документы, содержащие информацию о стоимости таких ресурсов, действующей на день проведения расчета. В качестве обосновывающих документов представляются договоры поставки этих ресурсов, необходимых для выполнения работ в рамках заключенного контракта, действующие на день поставки (предполагаемой поставки) ресурсов, или (при отсутствии договоров поставки) данные торговых площадок, действующие коммерческие предложения, прайс-листы.

Для подтверждения ценовых показателей позиций перечня ресурсов, определенных для проведения конъюнктурного анализа в рамках расчета, представляется не менее 3 обосновывающих документов, за исключением случаев, когда материал и (или) оборудование поставляются единственным поставщиком. Ценовые показатели ресурсов, используемые при пересчете сметной стоимости, определяются по наиболее экономичному варианту, определенному на основании ценовых показателей ресурсов в представленных обосновывающих документах. При этом под наиболее экономичным вариантом понимается минимальное значение стоимости ресурсов в представленных обосновывающих документах.

8. Если для определения индекса фактической инфляции отсутствуют данные за какой-либо период до дня выполнения расчета, допускается применение на такой период индексов-дефляторов, утвержденных в установленном порядке Министерством экономического развития Российской Федерации и использованных ранее при определении цены контракта (далее - индекс прогнозной инфляции). При этом расчет такого индекса на один месяц осуществляется путем извлечения корня 12-й степени из индекса прогнозной инфляции, установленного в целом на год. Для определения индекса прогнозной инфляции для периода в несколько месяцев величина индекса, рассчитанная на один месяц, возводится в степень, размер которой соответствует количеству месяцев с начала года.

9. Если при формировании цены контракта с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в реестр, и при выполнении расчета были применены специализированные индексы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, наиболее полно соответствующие объекту капитального строительства, работы на котором проводятся на основании действующего контракта (ранее не опубликованные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и не примененные при расчете цены контракта), то коэффициент () рассчитывается по формуле 3:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»