Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения

 

Председатель Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения


______________ А.Д.Кочегаров


МП

 


_______________ А.Д.Василевский


МП


12 мая 2022 года

 


12 мая 2022 года

Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы

(с изменениями на 5 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

отраслевым соглашением от 5 декабря 2022 года.

____________________________________________________________________



1. Общие положения

     

1.1. Настоящее Соглашение заключено между работодателями и работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - Организации ЖКХ) в лице их полномочных представителей (сторон):

- от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения (далее - ОООР ЖКК), созданное в соответствии с нормами федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", действующее на основании Устава ОООР ЖКК, ОГРН 1167700069790 от 01.11.2016 г., зарегистрировано Минюстом России, учётный номер: 7714120011 от 09.11.2016 г., представляющее интересы отраслевых работодателей Организации ЖКХ, осуществляющих деятельность в более половины субъектах Российской Федерации;

- от работников - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз), действующий на основании Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Устава Профсоюза, ОГРН 1037739338450 от 31.01.2003 г., зарегистрирован Минюстом России, учетный номер: 0012110145 от 26.08.2010 г., представляющий интересы работников отрасли, осуществляющих деятельность в более половины субъектах Российской Федерации,

именуемые в дальнейшем Сторонами, на федеральном отраслевом уровне социального партнерства в сфере труда (далее - социальное партнерство) на основании Трудового кодекса Российской Федерации и иных актов действующего законодательства Российской Федерации заключили настоящее Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее - Соглашение или ФОТС).

1.2. Стороны ФОТС, при его разработке и заключении руководствовались интересами работодателей и работников сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), в целях поддержания должного уровня социального партнёрства и упорядочения социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в ЖКХ Российской Федерации, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном отраслевом уровне в 2023-2025 годах и совместные действия Сторон по их реализации.

В рамках реализации ФОТС Стороны действуют в том числе на основании:

- Конституции Российской Федерации (в том числе статья 75.1 и п.е_4 ч.1 статьи 114).

- Трудового кодекса Российской Федерации.

- Федерального закона "Об объединениях работодателей" от 27.11.2002 N 156-ФЗ.

- Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

- Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Статья 3, Часть 7).

- Федерального закона от 01.05.99 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

- Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы и предстоящие периоды (далее - Генеральное соглашение).

- Распоряжений Правительства Российской Федерации, которыми утверждается план мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения на 2021-2023 годы и подобные нормативные правовые акты (далее - НПА) на предстоящие периоды.

- НПА, регулирующие социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) и деятельность хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ.

Стороны считают необходимым в ходе реализации Соглашения разработать и реализовать меры по:

- достижению национальных целей развития Российской Федерации, в том числе национальных целей "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и "Комфортная и безопасная среда для жизни", по выполнению целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей;

- реализации национальных проектов и государственных программ, затрагивающих сферу ЖКХ и их мониторинг, основными из которых являются:

Национальный проект "Жилье и городская среда";

Национальный проект "Экология";

Национальный проект "Производительность труда";

Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика";

Государственная программа "Содействие занятости населения" и пр.

Стороны признают главной целью Соглашения рост благосостояния и социальной защищенности работников отрасли при обеспечении качества жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) и эффективности деятельности сферы ЖКХ с учётом баланса интересов Организаций ЖКХ, их работников и органов публичной власти.

Стороны намерены проводить политику, способствующую развитию человеческого потенциала, внедрению принципов достойного и эффективного труда, социальной справедливости, ответственности, повышению эффективности управления и расширению практики социального партнерства.

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в общей системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации (иных соглашений социального партнерства на низовых уровнях), а также коллективных договоров на локальном уровне.

С учетом повышения роли социального партнерства, предусмотренного Конституцией Российской Федерации (статья 75.1 и п.е_4 ч.1 статьи 114), Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых и других непосредственно связанных отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

Стороны принимают на себя обязательства оперативного формирования предложений, направленных на повышение общественной значимости Организаций ЖКХ, обеспечения эффективности их деятельности и конкурентоспособности, защиту трудовых прав работников отрасли, обеспечение престижности труда в сфере ЖКХ.

1.3. Настоящее Соглашение - правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками и работодателями ЖКХ (Организациями ЖКХ, включая индивидуальных предпринимателей, имеющих работников по найму), органами государственной власти, органами местного самоуправления, по комплексу вопросов ведения и регулирования отраслевой системы социального партнёрства (далее - ОССП) на базе утвержденной Доктрины развития ОССП.

1.4. Сфера ЖКХ - отрасль, виды экономической деятельности которой направлены на обеспечение жизнедеятельности населения и других потребителей ЖКУ, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях. ЖКХ включает в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности, в том числе в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ" и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ, а также отнесенные к юрисдикции Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ (далее - СПК ЖКХ).

К сфере ЖКХ относятся регулируемые виды деятельности, осуществляемые ресурсоснабжающими Организациями ЖКХ, ценообразование которых подлежит государственному тарифному регулированию и нерегулируемые - осуществляемые управляющими (жилищным фондом) и прочими Организациями ЖКХ, ценообразование которых не подлежит государственному тарифному регулированию. Полный перечень Организаций ЖКХ приводится в Приложениях N 1 к ФОТС и расшифровывается по видам экономической деятельности, услугам и работам в Приложениях N 4 и N 5 к ФОТС.

1.5. Организации ЖКХ - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды экономической деятельности и производящие (предоставляющие) товары, услуги, работы, перечень Организаций ЖКХ, видов их деятельности и услуг (продукции, ресурсов) приведен в Приложениях N 1, N 4 и N 5 к настоящему Соглашению.

1.6. Цели и задачи Соглашения при его реализации, в том числе в части экономической и социальной политики в отрасли:

1.6.1. Стороны считают, что в период действия Соглашения в целях создания условий для устойчивого развития сферы ЖКХ, реализации уставных задач ОООР ЖКК и Профсоюза социально-экономическая политика в отрасли должна быть направлена на:

- содействие обоснованным институциональным преобразованиям и модернизации ЖКХ Российской Федерации, экономическому развитию и поддержанию социальной стабильности в Организациях ЖКХ;

- обеспечение устойчивого повышения оплаты труда в отрасли, установление и реализацию социально-трудовых гарантий работникам Организаций ЖКХ;

- рост и развитие человеческого потенциала;

- содействие созданию новых рабочих мест, обеспечению полной занятости и достойного труда;

- создание условий и механизмов, способствующих полноформатной реализации в Организациях ЖКХ норм трудового законодательства Российской Федерации, а также функционированию и развитию ОССП;

- вовлечение работников в управление Организацией ЖКХ;

- развитие социального партнерства, инициативы и соревнования в трудовых коллективах Организаций ЖКХ;

- защита охраняемых законом интересов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений Организаций ЖКХ (работодателей и работников), осуществляющих регулируемые и нерегулируемые виды деятельности при ценообразовании ЖКУ, в том числе при государственном тарифном регулировании;

- повышение общественного статуса и значимости ОООР ЖКК и региональных отраслевых объединений работодателей ЖКХ, Профсоюза и объединяемых им профсоюзных организаций в развитии отрасли, развитие членской базы ОООР ЖКК и Профсоюза.

1.6.2. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", другими стратегическими документами Российской Федерации, которые ориентируют, в том числе развитие сферы ЖКХ на повышение роста реальных доходов и социальных гарантий для работников, повышение производительности труда и конкурентоспособности, создание условий для качественного обеспечения граждан ЖКУ, создание комфортной городской среды, Стороны ФОТС участвуют в решении следующих задач:

- установление общих условий по оплате труда в Организациях ЖКХ;

- формирование обоснованных, прозрачных и понятных механизмов функционирования системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Организациях ЖКХ, с учетом их финансовых возможностей, ситуации на региональных рынках труда, обеспечения интересов сторон социального партнерства в Организациях ЖКХ при формировании фондов оплаты труда, цен (тарифов) на их продукцию, ресурсы, работы и услуги;

- создание условий для повышения уровня и качества социальных гарантий (социальных пакетов) работникам ЖКХ, в том числе за счет привлечения средств социально-ответственных работодателей, иных негосударственных источников финансирования;

- содействие повышению эффективности деятельности Организаций ЖКХ на основе реализации действующего законодательства и нормативно-технических требований, внедрения эффективных систем менеджмента;

- совершенствование управленческого менеджмента реализуемых производственных программ, содействие эффективности инвестиционных программ, являющихся основными факторами сохранения на достойном уровне заработной платы и возможности ее роста и гарантиями выплаты компенсаций, совершенствование нормирования и стимулирования труда, повышение профессионализма и квалификации работников;

- поднятие общественного престижа отрасли и ее работников;

- привлечение и закрепление квалифицированных кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, формирование резерва молодых специалистов, необходимого для развития ЖКХ;

- расширение масштаба отраслевой системы оценки профессиональных квалификаций;

- осуществление профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учреждений образования на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам;

- внедрение систем менеджмента качества (далее - СМК) как основы устойчивого развития и повышения эффективности функционирования Организаций ЖКХ, базиса для долгосрочного повышения производительности труда, интеграция СМК со стандартами по противодействию коррупции и повышению удовлетворенности потребителя, управления производственной статистикой и бережливого производства, организации эффективной системы методов технического обслуживания и ремонта инженерных систем и оборудования;

- содействие выработки нормативно-правовых основ для стимулирования социально ответственных и социально ориентированных работодателей в части создания им преференций по налогообложению, участию в государственных и муниципальных закупках и т.д.

1.6.3. В целях содействия формированию эффективной тарифно-ценовой политики, способствующей сокращению экономических и социальных диспропорций и их негативного влияния на экономику отрасли, Стороны принимают обязательства согласовывать позиции:

- при проведении консультаций по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки, в том числе в рамках полномочий Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК);

- при рассмотрении вопросов проведения государственного и общественного контроля соблюдения регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных локальных монополий, действующих в отрасли, предельных цен и тарифов на товары, ресурсы и услуги организаций коммунального комплекса;

- при рассмотрении вопросов о выполнении норм законодательства в части исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в установленных законодательством случаях - органами местного самоуправления требований по учету расходов работодателей на персонал в соответствии с нормами ФОТС;

- при совершенствовании законодательной базы регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) хозяйствующих субъектов ЖКХ, осуществляющих регулируемые и нерегулируемые виды деятельности;

- при подготовке предложений по отдельным элементам тарифной политики, включая вопросы учета экономически обоснованных расходов Организаций ЖКХ на оплату труда персонала и расходы социального характера, предусмотренные ФОТС и иными отраслевыми соглашениями в сфере социального партнерства независимо от метода регулирования, в том числе при применении метода эталонных расходов (сравнения аналогов);

- при подготовке предложений по механизмам возмещения в полном объеме экономически обоснованных выпадающих доходов, образовавшихся на основании регуляторных решений в рамках государственного тарифного и другого нормативного правового регулирования.

1.6.4. Стороны участвуют в совершенствовании процедур финансового оздоровления и банкротства, в обеспечении приоритетности сохранения Организаций ЖКХ как единого производственного комплекса в отношении ресурсоснабжающих, управляющих и прочих Организаций ЖКХ, которые поименованы в соответствующих приложениях к ФОТС, а также содействуют сохранению рабочих мест при возникновении риска банкротства.

1.7. Действие Соглашения.

Соглашение действует в отношении:

- всех Организаций ЖКХ (работодателей), являющихся членами ОООР ЖКК и его ассоциированных членов, в лице членских организаций региональных объединений работодателей сферы ЖКХ (далее - РООР ЖКХ) или других отраслевых членских организаций, в том числе партнерств, ассоциаций, союзов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»