Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И БОЛЬШИХ ДАННЫХ
ПИСЬМО
от 22 февраля 2022 года N 04-127
О направлении методических рекомендаций
Департамент цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет для учета в работе методические рекомендации по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с учащимися и их родителями (законными представителями) для учителей общеобразовательных организаций общего образования.
Директор
Департамента
А.В.Горобец
Методические рекомендации по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с учащимися и их родителями для учителей общеобразовательных организаций общего образования
1. Информационно-коммуникационная образовательная платформа (далее - ИКОП "Сферум") разработана и внедряется в общеобразовательных организациях в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 2040 от 7 декабря 2020 "О порядке проведения эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды". Предложения подготовлены оператором ИКОП с учетом опыта проведения эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.
Настоящие Методические рекомендации по использованию российского программного обеспечения (мессенджеры и ВКС) при взаимодействии с учащимися и их родителями (законными представителями) для учителей общеобразовательных организаций общего образования (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью подключения участников образовательных отношений к ИКОП "Сферум"; создания в рамках ИКОП групповых и индивидуальных образовательных видеоконференций, чатов и иных вариантов коммуникации; проведения с использованием ИКОП онлайн-трансляций учебных занятий с возможностью массовых просмотров и комментирования; создания в ИКОП отдельных сообществ школ, классов по интересам, в том числе групп, сформированных из педагогических работников и учащихся в секциях и кружках, а также групп по интересам учащихся и сообществ педагогических работников.
Взаимодействие происходит в соответствии с приказом Минпросвещения России от 26 июля 2021 г. N 492 "Об утверждении форм и условий информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды при апробации платформы цифровой образовательной среды и информационно-коммуникационной образовательной платформы".
Формами информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды при апробации платформы цифровой образовательной среды и ИКОП (далее соответственно - участники эксперимента, платформа ЦОС) являются:
- взаимодействие в электронной форме с использованием визуальных графических интерфейсов информационных систем платформы ЦОС;
- взаимодействие в электронной форме с использованием визуальных графических интерфейсов информационных систем ИКОП.
Условием информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы ЦОС является авторизация участников эксперимента на платформе ЦОС с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в соответствии с требованиями к ЕСИА, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7284; 2021, N 27, 5371) (далее - Требования), либо с использованием учетной записи ИКОП.
2. Методические рекомендации содержат:
- описание ИКОП "Сферум", рекомендуемой для внедрения в деятельность общеобразовательных организаций;
- функциональные возможности для пользователей ИКОП "Сферум";
- регистрацию образовательной организации на ИКОП "Сферум";
- межведомственное взаимодействие при внедрении ИКОП "Сферум" в деятельность общеобразовательных организаций в рамках цифровой трансформации на региональном и федеральном уровне с указанием участников образовательных отношений и их функций;
- информацию о службе поддержки.
3. Информационно-коммуникационная образовательная платформа Сферум является современным цифровым технологическим решением обеспечения и/или создания коммуникации, организации дистанционного и гибридного обучения в целях осуществления образовательного процесса.
4. Информация об информационно-коммуникационной образовательной платформе Сферум доступна в сети Интернет по адресу Сферум.рф и https://sferum.ru.
5. Оператор ИКОП "Сферум" включен в Реестр Роскомнадзора как оператор, осуществляющий обработку персональных данных. Данные в реестре http://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-list/?id=77-21-019006.
ИКОП "Сферум" размещен в аттестованном на соответствие требованиям безопасности информации центре обработки данных на территории Российской Федерации.
Платформа использует технологии "ВКонтакте" (далее - VK-технологии), регистрация обеспечивается через единый центр авторизации VK-технологий - простой и безопасный инструмент. VK-технологии повышают уровень защиты данных: в личном кабинете можно легко просмотреть сессии во всех сервисах со всех устройств и завершить неактуальные, а также мгновенно сменить пароль. Для большей безопасности VK-технологии предусматривают привязку номера телефона и функцию подтверждения входа секретным кодом. Учетную запись VK-технологий нельзя найти в поиске или открыть по прямой ссылке. Использование VK-технологий не влечет за собой регистрацию в социальной сети "ВКонтакте". Если же у пользователя уже есть аккаунт в соцсети - он при входе в ИКОП "Сферум" не деанонимизируется (то есть пользователи ИКОП "Сферума" не могут переходить на страницы "ВКонтакте" друг друга и даже знать о существовании таковых).
В соответствии с приказом Минпросвещения от 15 января 2021 г. N 14 "Об определении детализированного состава платформы цифровой образовательной среды" ИКОП "Сферум" входит в состав платформы цифровой образовательной среды.
6. ИКОП "Сферум" включена в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (запись в реестре N 10192). Данные в Реестре российского программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru/reestr/330417/.
7. Основное назначение ИКОП Сферум - формирование единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений.
8. Участникам образовательного процесса все функциональные возможности ИКОП предоставляются на безвозмездной основе.
9. Информационно-коммуникационная образовательная платформа Сферум обеспечивает следующие функциональные возможности пользователям: предоставление информации в общешкольном информационном канале, коммуникация в чатах; проведение видеозвонков (до 100 подключений без ограничения по времени); проведение трансляций (до 10000 подключений); размещение документов, видеоматериалов с доступом всем зарегистрированным пользователям конкретной образовательной организации.
10. Пользовательская роль на платформе.
Администратор: подача заявки на регистрацию образовательной организации; заполнение информации об учебном заведении; создание структуры образовательной организации; размещение информации в общешкольном информационном канале.
Учитель: присоединение к учебному заведению и классам, в которых преподает; создание беседы класса и управление ими; приглашение учеников в классы; размещение необходимых для обучения материалов; планирование и проведение занятий по видеосвязи; проведение трансляций.
Ученик: присоединение к учебному заведению и классу, в котором обучается; участие в беседах своей школы и своего класса; присоединение к занятию по видеосвязи; участие в трансляции.
Родитель: присоединение к учебному заведению и классу, в котором обучается его ребенок; подтверждение регистрации своего ребенка на платформе; участие в родительских собраниях через видео и аудио-конференции; участие в беседах своей школы и класса ребенка; участие в трансляции от школы.
11. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, принимает решение об использовании ИКОП Сферум в образовательном процессе.
12. Руководитель образовательной организации утверждает локальным актом (приказ, положение) назначение администратора ИКОП из числа педагогических работников образовательной организации для сопровождения и координации процессов внутри образовательной организации на платформе Сферум.
13. Образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих дополнений/изменений по применению ИКОП в рабочие программы и/или учебные планы в части используемых технологических решений в образовательном процессе.
14. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
14.1 информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) об использовании информационно-коммуникационной образовательной платформы Сферум в образовательном процессе;
14.2 размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию об использовании информационно-коммуникационной образовательной платформы Сферум в образовательном процессе, а также размещает рекомендации по использованию ИКОП для участников образовательных отношений.
15. Регистрация образовательной организации на ИКОП осуществляется на основании поданной заявки администратора образовательной организации в адрес ИКОП Сферум info@sferum.ru.
Для регистрации образовательной организации на платформе Сферум в форме заявки необходимо указать:
1) Наименование образовательной организации (полное и краткое);
2) Место расположения образовательной организации: населенный пункт, муниципальное образование, субъект Российской Федерации;
3) ФИО и контактные данные (номер мобильного телефона, адрес электронной почты) администратора;
4) ИНН и КПП образовательной организации;
5) Документ за подписью директора о назначении администратора с указанием его контактных данных.
16. Образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, рекомендуется регистрировать на платформе Сферум обучающихся с 5 по 11 классы.
17. Регистрация обучающихся младшего школьного возраста на платформе Сферум осуществляется на основании решения образовательной организации.
18. Администратор образовательной организации выстраивает структуру образовательной организации на платформе Сферум и подготавливает площадку для регистрации участников образовательных отношений конкретной образовательной организации.
19. Администратор образовательной организации оказывает консультационную помощь педагогическим работникам, обучающимся, их родителям (законным представителям) по работе на информационно-коммуникационной образовательной платформе Сферум; актуализирует в электронном виде методические материалы, инструкции; своевременно информирует педагогических работников, обучающихся о возможности участия в вебинарах, курсах, семинарах, проводимых оператором ИКОП.
20. Участникам образовательных отношений, зарегистрированным на ИКОП Сферум, доступен функционал платформы в соответствии с пользовательской ролью на платформе.
21. Руководителю образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется управленческие процессы (размещение документов, информирование участников образовательных отношений, проведение рабочих совещаний, родительских собраний, школьных мероприятий и др.) осуществлять с использованием функциональных возможностей ИКОП Сферум.
22. Педагогическим работникам образовательной организации при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность (проведение занятий, консультаций в дистанционном и гибридном формате, коммуникация в чатах с обучающимися и их родителями (законными представителями), проведение родительских собраний, организация сетевого взаимодействия и др.) с учетом использования функциональных возможностей платформы Сферум.
23. Образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, рекомендуется реализация следующих сценарных планов с применением функциональных возможностей информационно-коммуникационной образовательной платформы Сферум в образовательном процессе:
23.1 проведение и участие в совещаниях регионального, муниципального, школьного уровня в дистанционном и/или гибридном формате;
23.2 проведение уроков/занятий в дистанционном и/или гибридном формате;
23.3 размещение документов, видеоматериалов образовательной организации, предоставление доступа всем участникам образовательных отношений;
23.4 ведение общешкольного информационного канала;
23.5 организация сетевого взаимодействия (сотрудничество с иными образовательными организациями, культурно-просветительскими организациями);
23.6 возможность письменной коммуникации между всеми участниками образовательных отношений конкретной образовательной организации;
23.7 осуществление профессионального роста и развития педагогических работников (участие в курсах повышения квалификации, в работе методических объединениях, предметных ассоциациях и др.);
23.8 ведение электронного портфолио обучающегося, педагогического работника;
23.9 организация внеучебной деятельности (проведение классных часов, экскурсий, олимпиад и др.);
23.10 организация работы с родителями (проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций, заседаний попечительского совета и др.).
24. Образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, рекомендуется ознакомиться с "Инструкцией для школ по работе на платформе Сферум" для эффективного использования функциональных возможностей информационно-коммуникационной образовательной платформы Сферум в образовательном процессе https://sferum.ru/static/Instruktsia_sferum.pdf.
25. Информация о мероприятиях по оказанию методической поддержки педагогическим работникам по использованию платформы Сферум размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице https://prof-sferum.ru.
26. Запросы, связанные с технической поддержкой, предложения для развития ИКОП необходимо направлять по адресу info@sferum.ru либо через кнопку "Помощь" в меню пользователя платформы.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Минобрнауки
Челябинской области
www.minobr74.ru
по состоянию на 14.06.2022