Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996
1. В наименовании и пункте 1 слова "на 2017-2025 годы" заменить словами "на 2017-2030 годы".
2. Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2017 года N 996
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 мая 2022 года N 872)
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы
Паспорт Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы
Наименование Программы | - | Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы |
Основание для разработки Программы | - | |
Государственный координатор Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Ответственные исполнители Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Исполнители мероприятий Программы | - | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Соисполнители мероприятий Программы | - | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие институты развития и организации |
Цель Программы | - | обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов, производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала |
Задачи Программы | - | формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса; |
племенной продукции (материала) иностранного производства; | ||
Направления реализации Программы | - | создание и внедрение отечественных конкурентоспособных технологий по направлениям: |
производство пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве; | ||
Срок реализации Программы | - | 2017-2030 годы |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации"; |
Объемы финансирования Программы | - | за счет средств федерального бюджета - 34740037,92 тыс. рублей (объем бюджетных ассигнований федерального бюджета будет уточнен при перераспределении средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а также дополнительных доходов от агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, полученных вследствие реализации отдельных нормативных правовых актов и законодательных инициатив), |
в 2018 году - 1298314,66 тыс. рублей; | ||
в 2018 году - 284449,3 тыс. рублей; | ||
Источники финансирования Программы | - | Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственные программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники |
Целевые индикаторы Программы | - | уровень инновационной активности организаций в сельском хозяйстве по направлениям реализации Программы; |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | снижение уровня импортозависимости за счет: |
по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям; | ||
увеличения на 15 единиц количества современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, разработанных в рамках реализации Программы; | ||
увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году; |
I. Обоснование разработки Программы, цель и задачи Программы
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия), определяет в качестве приоритетных на ближайшие 10-15 лет направления научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг и обеспечат устойчивое положение России на внешних рынках.
Реализация мер по таким направлениям должна обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому агрохозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.
В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина), к числу наиболее значимых рисков в сфере продовольственной безопасности относятся технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития производственной базы и несанкционированным использованием лекарственных препаратов для ветеринарного применения в процессе сельскохозяйственного производства.
В настоящее время наиболее востребованные отечественные технологии, основанные на новейших достижениях науки, не находят применения в аграрном производстве.
При этом, по данным прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, в России к началу 2016 года насчитывалось около 436 организаций, выполняющих исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (10,4 процента всех организаций, занятых исследованиями и разработками). В целом с 1995 года их число уменьшилось на 17,6 процента, прежде всего за счет более чем двукратного сокращения сети научных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации. На долю последних сегодня приходится немногим менее трети (31,7 процента) организаций, выполняющих исследования и разработки в рассматриваемой области.
В стране поддерживается 75 государственных биоресурсных коллекций. Исследовательскую деятельность в области сельскохозяйственных наук проводят более 11 тыс. ученых, из них более 2700 человек ведут исследования в области генетики и селекции.
На фоне роста затрат на науку в России с 1994 года почти в 2,2 раза доля сельскохозяйственных наук в их общем объеме неуклонно сокращалась, достигнув минимума в 2014-2015 годах - 1,6 процента (в 1994 году - 3,6 процента).
Сельскохозяйственные науки с середины 2000-х годов занимают предпоследнее место в структуре затрат на науку, значительно отставая от традиционно лидирующих технических (73,4 процента) и естественных (17,4 процента) наук. При этом средства федерального бюджета обеспечивают 59,6 процента затрат на исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (на конец 2015 года), что выше среднероссийского уровня (56,5 процента). Субсидии подведомственным организациям Федерального агентства научных организаций на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы на проведение фундаментальных научных исследований в области сельского хозяйства в 2016 году составили 6881614,06 тыс. рублей. Вклад бизнеса в финансирование таких исследований и разработок неуклонно сокращается - с 14,8 процента в 2002 году до 9,4 процента на начало 2016 года.
В целях комплексного решения существующих проблем научного обеспечения агропромышленного комплекса необходимо создание условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов, а также для передачи научных результатов в производство и последующего их вовлечения в экономический оборот.
Обеспечение условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов включает в том числе создание открытого источника информации о научном и научно-техническом заделе страны и выполнении перспективных (прорывных) и востребованных бизнесом исследований.
В настоящее время передача научных и (или) научно-технических результатов в целях развития сельского хозяйства обеспечивается в том числе 54 учреждениями высшего и 22 учреждениями дополнительного профессионального образования, 146 малыми инновационными предприятиями, 30 учебно-опытными хозяйствами и 548 центрами сельскохозяйственного консультирования.
Отраслевой потенциал в Российской Федерации (по предварительным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи) представлен 36,4 тыс. сельскохозяйственных организаций, 174,8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 18,2 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан и 76,3 тыс. некоммерческих объединений граждан. Тем не менее деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов в большинстве случаев не осуществляется.
Создание условий для передачи и последующего вовлечения в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов должно иметь рыночную направленность, выраженную в извлечении прибыли от экономического оборота научных и (или) научно-технических результатов.