ПРИКАЗ
от 15 апреля 2022 года N 243
(с изменениями на 2 декабря 2022 года)
(редакция, действующая с 1 сентября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2023, N 0001202302080004) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050).
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 8_3 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 1, ст.41), пунктом 1 и подпунктом 4.2.8_2 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5343; 2022, N 14, ст.2257),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Порядок).
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца десятого пункта 4 Порядка, который вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050. - См. предыдущую редакцию)
Министр
С.С.Кравцов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 мая 2022 года,
регистрационный N 68480
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 15 апреля 2022 года N 243
Порядок формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
1. Электронные образовательные ресурсы включаются в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы содержащихся в электронных образовательных ресурсах электронных учебно-методических материалов (далее соответственно - ЭОР, федеральный перечень ЭОР, общеобразовательные программы, Министерство, экспертиза, УММ), которая проводится Министерством в целях обеспечения единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, способствования процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности обучающегося.
________________
Часть 8_2 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 1, ст.41).
Действие настоящего Порядка не распространяется на:
электронные формы учебников и разработанные в комплекте с ними учебные пособия, направляемые на экспертизу в целях включения в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050. - См. предыдущую редакцию)
________________
Часть 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 39, ст.6541).
(Сноска в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050. - См. предыдущую редакцию)
абзац утратил силу с 19 февраля 2023 года - приказ Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050 - см. предыдущую редакцию;
________________
Сноска утратила силу с 19 февраля 2023 года - приказ Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050. - См. предыдущую редакцию.
Организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы возлагается на подведомственные Министерству организации (далее - уполномоченные организации).
________________
Пункт 3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5343).
2. Федеральный перечень ЭОР включает:
а) перечень ЭОР, допущенных к использованию при реализации обязательной части общеобразовательной программы;
б) перечень ЭОР, допущенных к использованию при реализации части общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
в) перечень ЭОР, используемых при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для ЭОР, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования);
(Подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050)
г) перечень ЭОР, используемых при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее - адаптированный ЭОР).
(Подпункт дополнительно включен с 19 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050)
3. Перечни ЭОР, указанные в подпунктах "а"-"в" пункта 2 настоящего Порядка, состоят из следующих разделов по уровням общего образования:
а) начальное общее образование (для перечней ЭОР, указанных в подпунктах "а"-"в");
б) основное общее образование (для перечней ЭОР, указанных в подпунктах "а"-"в");
в) среднее общее образование (для перечней ЭОР, указанных в подпунктах "а"-"в").
____________________________________________________________________
Подпункты "б" и "в" настоящего пункта (в части, касающейся перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, используемого при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) вступают в силу с 1 сентября 2023 года - см. пункт 2 приказа Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050.
____________________________________________________________________
Перечень ЭОР, указанный в подпункте "г" пункта 2 настоящего Порядка, состоит из разделов по соответствующим уровням общего образования и раздела по организации общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разделы, предусмотренные настоящим пунктом, состоят из подразделов по наименованию предметных областей и входящих в них учебных предметов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050. - См. предыдущую редакцию)
4. В федеральный перечень ЭОР включаются:
порядковый номер строки федерального перечня ЭОР;
порядковый номер ЭОР в федеральном перечне ЭОР;
наименование ЭОР, составитель(-и) ЭОР;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050. - См. предыдущую редакцию)
краткое описание ЭОР (включая структуру, предметное содержание и метаданные, позволяющее однозначно идентифицировать ЭОР);
правообладатель ЭОР (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на ЭОР;
класс, для которого разработан ЭОР;
реквизиты приказов Министерства, утвердивших федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), федеральную основную общеобразовательную программу или федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу (далее вместе - ФООП) или федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу, в соответствии с которыми разработан ЭОР;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050. - См. предыдущую редакцию)
информация о возможности использования ЭОР при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);
информация о возможности использования ЭОР при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования;
информация о возможности использования ЭОР при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее - адаптированный ЭОР);
срок действия экспертного заключения, на основании которого ЭОР включен в федеральный перечень ЭОР.
5. Объектом экспертизы являются УММ, содержащие систематическое изложение учебного предмета курса (в том числе внеурочной деятельности), модуля (дисциплины), предназначенных для реализации обязательной части соответствующей образовательной программы или части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствующие ФГОС соответствующего уровня образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для адаптированного ЭОР) а также ФООП соответствующего уровня общего образования и (или) соответствующей федеральной адаптированной общеобразовательной программе (для адаптированного ЭОР) и (или) федеральной рабочей программе воспитания.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050. - См. предыдущую редакцию)
________________
Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 30, ст.4134).
Часть 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598).
6. Экспертиза заключается в анализе и оценке соответствия УММ следующим критериям:
6.1. Соответствие требованиям ФГОС и содержанию ФООП к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения общеобразовательных программ;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1050. - См. предыдущую редакцию)
6.2. Принадлежность к совокупности УММ, обеспечивающих систематическое изучение учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), модуля (дисциплины), предназначенных для реализации обязательной части общеобразовательной программы или части, формируемой участниками образовательных отношений, на соответствующем уровне образования (за исключением адаптированного ЭОР или ЭОР, направленного на достижение личностных или метапредметных результатов);
6.3. Соответствие наименования УММ наименованию учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), модуля (дисциплины) обязательной части общеобразовательной программы согласно федеральному государственному образовательному стандарту;
6.4. Полнота представления научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету;
6.5. Использование понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания;
6.6. Наличие сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости);
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст.6887; 2021, N 12, ст.1982.