МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 15 марта 2021 года



УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
Барышев П.Ф.



Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях



I. Общие положения

     

1. Настоящие Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года" и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, 2020, N 14 (часть I), ст.2028, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст.515.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121, 2018, N 50, ст.7755, 2020, N 2 (часть I), ст.180, N 15 (часть IV), ст.2275.

Планирование действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) реализуется при разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план действий) и направлено на определение объема, организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).

2. План действий является информационно-справочным документом, обеспечивающим деятельность органов управления РСЧС при поддержке принятия решений и контролю действий сил и средств РСЧС при угрозе и возникновении ЧС.

3. Настоящие Методические рекомендации предлагается использовать применительно к следующим планам действий:

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации (далее - план действий субъекта Российской Федерации);

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории муниципального образования, являющегося звеном территориальной подсистемы РСЧС (далее - план действий муниципального образования);

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций (далее - план действий организаций), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, а также эксплуатирующих объекты (за исключением радиационно опасных объектов), являющиеся источником ЧС федерального, регионального, межмуниципального, муниципального и локального характера.

Планы действий рекомендуется разрабатывать для организации работы по предупреждению и ликвидации ЧС федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального и локального характера.

4. Отнесение сведений, содержащихся в плане действий, к информации ограниченного доступа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II. Оформление плана действий

     

5. План действий оформляется на карте с приложением пояснительной записки.

6. Рекомендуемые размеры карт на региональном и муниципальном уровнях составляют 1800x2200 мм (или) 2200x1800 мм (в зависимости от физико-географической особенности).

Для организации рекомендуемый размер карты 800x1200.

Масштаб карт:

для плана действий субъекта Российской Федерации - 1:200000, 1:500000;

для плана действий муниципального образования - 1:100000, 1:200000.

Для плана действий организаций масштаб карты (схемы) должен обеспечивать отображение всей необходимой информации на ее территории.

7. При нанесении информации на карту плана действий рекомендуется использовать ГОСТ Р 42.0.03-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и ЧС природного и техногенного характера. Условные обозначения".

В случаях применения непредусмотренных указанным национальным стандартом обозначений и знаков их значение должно быть расшифровано в таблице "Условные обозначения", размещаемой на карте в правом нижнем углу.

8. На карте должна быть сохранена координатная сетка.

9. В правом верхнем углу карты размещается надпись "УТВЕРЖДАЮ", наименование должности и подпись соответствующего должностного лица, а также дата утверждения.

10. В левом верхнем углу размещается надпись "СОГЛАСОВАНО", наименование должности и подпись соответствующего должностного лица, а также дата согласования.

При наличии нескольких согласований, они размещаются один под другим.

11. Внизу карты по центру размещается наименование должности, подпись и фамилия руководителя структурного подразделения уполномоченного органа - власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации, ответственного за разработку плана действий.

12. Пояснительная записка оформляется в виде текстового документа.

Шрифт текста пояснительной записки Times New Roman, формат шрифта в тексте - 13 или 14, в таблицах - 12 или 10. Формат шрифта в заголовках разделов и глав - 16 полужирный. В заголовках отдельных пунктов - 13 или 14 полужирный. Ориентация страниц - альбомная.

Печать текста производится на каждой странице. Номер страницы проставляется вверху страницы, по центру.

Пояснительная записка сшивается в твердом переплете формата А4. Сшивание производится по короткой стороне листа.

III. Содержание плана действий

     

13. На карту плана действий наносится:

а) зоны возможных (прогнозируемых) ЧС;

б) места расположения сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС, (указывается группировка РСЧС и организаций);

в) планируемые участки проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ силами РСЧС и организаций (далее - участки работ), распределенные по каждой зоне возможных (прогнозируемых) ЧС;

г) распределение сил РСЧС по участкам работ;

д) возможные маршруты выдвижения сил РСЧС на участки работ (основной и запасной);

е) места хранения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

ж) маршруты эвакуации населения из каждой зоны возможной (прогнозируемой) ЧС и пункты временного размещения эвакуируемого населения;

з) сводные данные о силах РСЧС (в табличной форме);

и) схема связи;

к) схема управления и взаимодействия;

л) организация оповещения населения (схема, план).

Для визуализации и практического использования планов действий целесообразно информацию, содержащуюся в подпунктах "а" - "з", оформлять на отдельных картах, а содержащуюся в подпунктах "и" - "л" - в виде отдельных приложений к плану действий.

14. Зоны возможных (прогнозируемых) ЧС определяются с использованием информации, содержащейся:

а) в материалах обосновывающих документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципального образования, отображающих территории, подверженные риску возникновения ЧС природного и техногенного характера;

б) в паспорте безопасности территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

в) в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов;

г) в паспортах безопасности и планах защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов;

д) в долгосрочных прогнозах возникновения ЧС;

е) в сведениях, представляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

ж) в результатах, полученных путем проведения расчетов с применением утвержденных методик, а также информационных систем, используемых органами повседневного управления РСЧС.

Использование информации, указанной в данном пункте, должно осуществляться с соблюдением требований о сохранении коммерческой тайны.

15. При разработке документов плана действий организации рассматриваются только аварии (инциденты, происшествия, террористические акты), которые могут возникнуть как на территории организации, так и за ее пределами и которые могут являться источниками ЧС природного и (или) техногенного характера на территории организации.

16. Пояснительная записка содержит развернутую информацию по подпунктам "а" - "л" пункта 13 настоящих Методических рекомендаций для каждого риска возможных (прогнозируемых) ЧС, в том числе:

16.1. Перечень спланированных на текущий год мероприятий по предупреждению ЧС.

Перечень формируется для каждого прогнозируемого риска.

В перечне указываются наименование конкретных мероприятий, ответственные лица за их выполнение, ресурсное обеспечение мероприятий и сроки их выполнения, ссылки на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и решения комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и другие документы.

16.2. Выводы из оценки обстановки при угрозе и возникновении возможных (прогнозируемых) ЧС с расчетом:

а) количества населения, объектов различного назначения (жилых, производственных, социальных и других), попадающих в зону возможных (прогнозируемых) ЧС, с указанием степени поражения населения и разрушения объектов;

б) объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации возможных (прогнозируемых) ЧС;

в) достаточности имеющихся сил РСЧС и потребности в привлечении сил РСЧС федеральных органов исполнительной власти (для планов действий субъектов Российской Федерации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (для планов действий муниципальных образований).

16.3. Замысел действий, включающий:

а) детализированный перечень первоочередных мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и возникновении ЧС;

б) сведения о распределении сил РСЧС по участкам работ с указанием количества личного состава и техники (по видам и категориям);

в) сведения о руководителях ликвидации ЧС (должность и порядок связи с ними).

16.4. Решение на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, включающее (для регионального и муниципального уровня):

а) перечень мероприятий, выполняемых конкретными аварийно-спасательными формированиями;

б) организацию оповещения и информирования населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС;

в) вопросы эвакуации пострадавшего населения (с указанием перечня привлекаемых транспортных средств, их ведомственной принадлежности, порядка их применения), мест нахождения пунктов временного размещения пострадавшего населения (с указанием их адреса, контактных данных руководителя, порядка организации медицинской помощи, питания и снабжения эвакуируемых предметами первой необходимости);

г) перечень аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий ЧС;

д) сведения о наличии финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и порядок их разбронирования.

16.5. Решение на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, включающее (для объектового уровня):

а) перечень мероприятий, выполняемых конкретными аварийно-спасательными и аварийно-восстановительными формированиями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»