МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
генерал-полковник
__________ В.Н.Яцуценко
27 августа 2021 года
Методические рекомендации по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
АСДНР | - | аварийно-спасательные и другие неотложные работы |
АСС | - | аварийно-спасательная служба |
АСФ | - | аварийно-спасательное формирование |
АХОВ | - | аварийно химически опасное вещество |
ВГСЧ | - | военизированная горноспасательная часть |
ГО | - | гражданская оборона |
КШУ | - | командно-штабное учение |
КЧС и ОПБ | - | комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
НАСФ | - | нештатное аварийно-спасательное формирование |
НФГО | - | нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне |
ОТ | - | объектовая тренировка |
ПУ | - | пункт управления |
РСЧС | - | единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
СВФ | - | спасательные воинские формирования |
СИЗ | - | средства индивидуальной защиты |
ССП | - | современные средства поражения |
СУТ | - | специальное учение (тренировка) по противопожарной защите |
ТСУ | - | тактико-специальное учение |
ФПС | - | федеральная противопожарная служба |
ЧС | - | чрезвычайная ситуация |
ШТ | - | штабная тренировка |
Успешное решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС в значительной степени зависит от уровня подготовки руководящего состава, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
За последние годы в системе МЧС России накоплен большой опыт подготовки и проведения учений (тренировок) по различной тематике и на разных уровнях.
В ходе их проведения дальнейшее совершенствование получили методы работы руководства органов управления по принятию решений, постановке задач, организации взаимодействия и управления при решении вопросов предупреждения и ликвидации ЧС, выполнения мероприятий ГО, выявляются проблемные вопросы практической деятельности сил ГО и РСЧС, вносятся корректировки в планирующие документы.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также приказами МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", от 12 октября 2020 г. N 760 "Об утверждении Порядка организации воздушных перевозок воздушными судами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и определяют порядок подготовки и проведения учений и тренировок по ГО и защите от ЧС природного и техногенного характера с органами управления и силами ГО и РСЧС.
Признать утратившими силу Методические рекомендации по организации и проведению командно-штабных учений (тренировок) от 1 ноября 2013 г. N 2-4-87-35-14*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 1 ноября 2013 года N 2-4-87-33-14". - Примечание изготовителя базы данных.
Главной задачей подготовки органов управления и сил является повышение их готовности к практическим действиям по защите населения и территорий, в том числе от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Сущность учений (тренировок) по ГО, защите населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах состоит в том, что их участники совершенствуют ранее приобретенные знания и навыки, практически выполняя обязанности по конкретной должности, на фоне обстановки, максимально приближенной к возможным условиям ЧС мирного и военного времени.
В зависимости от целей, масштаба, привлекаемых категорий участников (обучаемых) учения и тренировки подразделяются на:
командно-штабные учения;
тактико-специальные учения;
специальные учения и тренировки;
штабные тренировки;
объектовые тренировки.
В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) и планирующих документов, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на учения и тренировки целесообразно привлекать максимально возможное количество соответствующих органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС (ГО).
Подготовка учений (тренировок) включает в себя:
определение состава и подготовку аппарата руководства;
определение исходных данных;
разработку организационных документов и документов, обеспечивающих проведение учения (тренировки);
подготовку участников (обучаемых);
подготовку мест проведения учения.
Для подготовки и проведения учения (тренировки) создается аппарат руководства. В него обычно входят:
руководитель учения (тренировки) (далее - руководитель учения);
заместители (помощники) руководителя учения;
штаб руководства;
посредники при органах управления и подразделениях, привлекаемых на учение (тренировку).
Состав аппарата руководства зависит от уровня учения (тренировки) и от объема решаемых в ходе его проведения задач.
Руководителем учения, как правило, является руководитель (заместитель руководителя) федерального органа исполнительной власти (или его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации.
Руководитель учения несёт личную ответственность за подготовку и качество проведения учения (тренировки). Он обязан:
а) в ходе подготовки учения (тренировки):
принимать решения по основным вопросам подготовки и обеспечения проведения учения (тренировки);
определять общий порядок проведения учения (тренировки);
устанавливать порядок и сроки подготовки учения (тренировки);
определять направленность и содержание основных документов, разрабатываемых для подготовки и проведения учения (тренировки);
участвовать в разработке наиболее важных документов;
осуществлять подготовку своих заместителей (помощников), штаба руководства и посредников.
б) при проведении учения (тренировки):
целенаправленно готовить подчиненных к выполнению ими своих должностных обязанностей;
оценивать их методы работы, анализировать и сопоставлять принимаемые решения;
контролировать выполнение поставленных задач;
проводить разбор с оценкой действий обучаемых;
осуществлять контроль за возвращением органов управления и сил в места постоянного размещения.
Заместители (помощники) руководителя учения обязаны:
принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения (тренировки) в части, их касающейся;
в соответствии с планом проведения учения (тренировки) участвовать в наращивании обстановки;
осуществлять контроль за действиями обучаемых;
участвовать в анализе принимаемых решений обучаемыми;
готовить материал для общего разбора и проводить частные разборы;
выполнять другие задачи по решению руководителя учения.
Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения (тренировки). Он создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением (тренировкой) и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами.
Основными задачами штаба руководства являются:
разработка необходимых документов;
организация подготовки посреднического аппарата, участников (обучаемых);
организация подготовки мест проведения учения (тренировки);
осуществление розыгрыша действий и наращивания обстановки;
анализ и оценка принимаемых решений и действий участников (обучаемых);