План
мероприятий ("дорожная карта") на 2013 - 2018 годы "Повышение эффективности и качества услуг
в сфере социального обслуживания населения Амурской области
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Стратегической целью реализации плана мероприятий ("дорожная карта") на 2013 - 2018 годы "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Амурской области" является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, связанных с переходом на "эффективный контракт".
Для определения путей достижения стратегической цели необходимо провести анализ ситуации, сложившейся в Амурской области в сфере социального обслуживания населения, определить проблемные вопросы и пути их решения.
Система социального обслуживания населения Амурской области за последние годы претерпела ряд существенных изменений. Так, с января 2008 года в области создана единая система социальной защиты населения. Полномочия в сфере социальной защиты населения переданы с муниципального уровня на уровень субъекта. Осуществлен процесс передачи 19 муниципальных учреждений в государственную собственность, в том числе 5 социальных приютов для детей и подростков, 5 центров социальной помощи семье и детям, 5 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 4 специализированных жилых домов для одиноких пожилых людей. Созданы 3 новых государственных учреждения - социальный приют для детей и подростков в г. Зея, комплексный центр социального обслуживания населения в с. Тамбовка, в с. Поярково Михайловского района, г. Тында. Созданная единая вертикаль власти позволила унифицировать функции предоставления населению социальных услуг, а также требования, предъявляемые к деятельности учреждений, обеспечить равный объем прав на социальное обслуживание гражданам, проживающим на территории области, централизованно контролировать процесс предоставления социальных услуг населению, оказывать единую методическую поддержку.
В последующие годы работа по созданию эффективной сети социальных учреждений продолжалась.
В апреле 2009 года создано государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Райчихинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" с коечной мощностью 160 мест. В 2010 году сдан в эксплуатацию "Благовещенский специальный дом для одиноких престарелых "Ветеран" на 60 квартир, начало свою работу государственное автономное учреждение
"Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" в п. Ушумун Магдагачинского района на 100 мест.
Одновременно в Амурской области проводилась работа по оптимизации сети учреждений социального обслуживания. В течение последних четырех лет произошло слияние отдельных учреждений социального обслуживания населения, на основе анализа социальной и экономической составляющей деятельности учреждения ликвидирован "Черняевский социальный приют для детей "Радуга". В результате оптимизационной работы количество учреждений социального обслуживания населения сократилось на семь единиц.
С 01 июля 2009 года все учреждения социальной защиты населения области переведены на новые системы оплаты труда.
Реформирование бюджетной сети продолжалось и в 2010 году. В течение 2010 года "Благовещенский дом-интернат", "Мухинский психоневрологический интернат", "Архаринский дом-интернат для престарелых и инвалидов", "Мазановский психоневрологический интернат" преобразованы в автономные учреждения.
В целом работа по изменению правового статуса учреждений завершена в 2012 году. На начало 2013 года система социальной защиты населения Амурской области включала в себя 21 государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам, 28 государственных бюджетных учреждений, 11 государственных автономных учреждений.
В учреждениях социального обслуживания населения области внедрен механизм нормативно-подушевого финансирования. Финансовое обеспечение деятельности учреждений осуществляется в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на содержание имущества.
С 01 января 2012 года государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству социальной защиты населения Амурской области, успешно работают в двух направлениях - удешевление оказываемых государственных услуг и собственно предпринимательская деятельность. Основными направлениями такой деятельности являются производство хлеба и хлебобулочных изделий, корпусной мебели, продукции общественного питания, розничная торговля, ремонт обуви, предоставление транспортных и ритуальных услуг, а также медицинских и социальных услуг с обеспечением проживания. Автономные учреждения активно занимаются развитием подсобного хозяйства (животноводство, растениеводство). Развитие подсобного хозяйства и предпринимательской деятельности позволило автономным учреждениям практически в полной мере удовлетворять собственную потребность в мясе, молоке, картофеле, овощах, хлебобулочных изделиях, швейных изделиях, мебели.
За 2013 год доходы автономных учреждений от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности составили 230 млн. руб. (за 2012 год - 193,8 млн. руб.). 15,3% от этих средств направлено на повышение оплаты труда сотрудников, 84;7% - на обеспечение деятельности и развитие материально-технической базы учреждений.
Доходы бюджетных учреждений за аналогичный период составили 29 млн. руб. (в 2012 г - 19 млн. руб.). 28,7% от этих средств направлено на повышение оплаты труда сотрудников, 71,3% - на обеспечение деятельности и развитие материально-технической базы учреждений.
Активные действия по созданию в области эффективной системы социального обслуживания населения предпринимаются министерством социальной защиты населения Амурской области и сегодня.
В целях повышения качества предоставляемых социальных услуг проводится работа по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения. Для обеспечения безопасности граждан все стационарные учреждения социального обслуживания населения оснащены системами видеонаблюдения, металлическими входными дверями, "тревожными кнопками". Во всех стационарных учреждениях социального обслуживания населения ведется работа по приведению их в соответствие требованиям строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов.
В целях сокращения доли расходов на содержание административно-управленческого аппарата и повышения качества ведения бухгалтерского учета создана централизованная бухгалтерия министерства социальной защиты населения Амурской области.
В течение 2013 года проводилась работа по оптимизации структуры учреждений, совершенствовались подходы при формировании штатных расписаний. На сегодняшний день доля расходов на оплату труда административно-управленческого и хозяйственного персонала не превышает 30% от общего фонда оплаты труда.
С целью оптимизации штатной численности проводился хронометраж рабочего времени сотрудников для исключения из него неэффективно используемых периодов и перераспределения функциональных обязанностей между работниками.
В целях повышения эффективности системы предоставления социальных услуг на дому с июля 2013 года в учреждениях социального обслуживания населения области внедрена новая система оплаты труда социальных работников на дому, предусматривающая дифференциацию оплаты труда в зависимости от нагрузки работника. Одновременно в действующую областную нормативную правовую базу внесены изменения, отменяющие "привязку" оплаты труда специалистов к численности обслуживаемых граждан.
В 2013 году функции по надомному социальному обслуживанию граждан переданы из ведения отдельных казенных учреждений в ведение автономных и бюджетных учреждений.
В области внедряются новые технологии и методы работы по оказанию социальных услуг населению. С 2011 года реализуется Закон Амурской области "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в Амурской области". С целью повышения доступности социальных услуг, оказания неотложной социальной помощи гражданам пожилого возраста, проживающим в отдаленных территориях области, создаются мобильные бригады. В период с 2011 по 2013 годы было создано 10 таких бригад. Только в 2013 году бригадами было осуществлено 1148 выездов, обслужено 2173 гражданина, которым оказано 4813 услуг.
С 2014 года планируется распространение такого метода работы, как "Служба сиделок" (патронажная служба).
Благодаря реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, оптимизацию структуры сети и штатной численности социальных учреждений, в 2013 году более чем в 1,3 раза сократился разрыв между уровнем оплаты труда специалистов отрасли и средней зарплаты по Амурской области.