Долгосрочная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область
соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2017 годы"
Паспорт программы
(паспорт в редакции, введенной в действие
постановлением правительства Амурской области
от 14 ноября 2013 года N 564, - см.
предыдущую редакцию)
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2017 годы" | |||
Основания для разработки программы | ||||
Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации | ||||
Уполномоченный орган исполнительной власти Амурской области, ответственный за реализацию программы (далее - уполномоченный орган) | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области | |||
Государственный заказчик - координатор программы | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области | |||
Государственный заказчик -главный распорядитель бюджетных средств | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области | |||
Основные разработчики программы | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области | |||
Цель программы | Стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Амурской области | |||
Задачи программы | 1. Создание правовых, организационных и | |||
Перечень основных мероприятий программы | 1. Нормативно-правовое обеспечение реализации программы. | |||
Исполнители основных мероприятий программы | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, при участии администраций муниципальных районов и городских округов территорий вселения | |||
Сроки реализации программы | 2013 -2017 годы (этапы не выделяются) | |||
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем средств на реализацию программы составляет 3229,7 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 3229,7 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей. Из областного бюджета финансовые средства в 2013 году составят 200,0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования из федерального бюджета в 2013 году составит 3029,7 тыс. рублей. | |||
Основные показатели эффективности программы | 1. Количество проведенных презентаций программы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы (в том числе в режиме видеоконференций) | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Реализация программы позволит: 2013 год - 100 человек (50 участников Государственной программы и 50 членов их семей); |
2. Общая характеристика сферы реализации
программы
Долгосрочная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 -2017 годы" (далее - программа) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 13.07.2012 N 380, Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289.
Современная демографическая ситуация в Амурской области в целом отражает как общероссийские, так и региональные особенности, которая, несмотря на положительные тенденции последних лет, все еще остается напряженной -продолжаются процессы депопуляции и оттока населения за пределы области, старения и снижения численности населения области.
Численность населения, начиная с 1991 года, неуклонно сокращается. Если на тот момент в Амурской области проживали 1 млн. 55 тысяч человек, то сегодня, более 20 лет спустя, число жителей региона уменьшилось до 817 тысяч человек, то есть за это время в области стало на 238 тыс. жителей меньше.
Коэффициент естественного прироста населения на протяжении последних лет имеет отрицательное значение и в 2012 году составил -0,93, в 2011 году -1,2, в 2010 году -1,5 на одну тысячу населения. И хотя число родившихся ежегодно увеличивается, при этом отрицательное значение коэффициента естественного прироста населения продолжает сохраняться.
В 2012 году миграционная убыль населения составила 4323 человека и уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 1764 человека (28,9%), что произошло в результате роста числа прибывших из-за пределов области. В 2011 году миграционная убыль составила 6087 человек, в 2010 году население области уменьшилось на 3681 человека. И хотя число прибывших в область за последние три года увеличилось, миграционное сальдо продолжает оставаться отрицательным.
Миграция населения оказывает негативное влияние как на сокращение общей численности населения, так и на возрастную структуру, так как выбывают из Амурской области активные люди трудоспособного возраста, в первую очередь молодежь.
Заметное сокращение и старение населения создают большие проблемы с точки зрения обеспеченности экономики области трудовыми ресурсами.
Уменьшается показатель удельного веса трудоспособного населения в общей численности населения: в 2012 году он составил 61,3%, в 2011 году -62,3%, в 2010 году - 63,0%. Только за эти три года численность трудоспособного населения сократилась на 22,0 тыс. человек.
В связи с этим для реализации проектов развития субъекта возникает проблема поиска дополнительных источников трудовых ресурсов, в том числе за счет привлечения рабочей силы из других регионов страны и других стран.
Несбалансированность потребности в рабочей силе ввиду отрицательного сальдо миграции преодолевается в настоящее время с помощью трудовых мигрантов, привлекаемых на временной основе. Так, в 2011 году в экономике области трудилось 10749 иностранных работников, в 2012 году - 13189 человек, на 2013 год предполагается привлечение 12724 человек.
Ситуация на регистрируемом рынке труда остается напряженной. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан - всё это характерно для регистрируемого рынка труда области.
В последние годы среднегодовая численность работающих в сфере сельского хозяйства колеблется с 10,8 тыс. человек в 2010 году до 9,9 тыс. человек в 2012 году.
Наблюдается снижение численности молодежи, обучающейся в средних и высших учреждениях профессионального образования. В 2011 году их численность составила 38,2 тыс. человек, что меньше уровня 2010 года на 5,2% (40,3 тыс. человек) и на 14,5% к уровню 2009 года (44,7 тыс. человек).
Положительная динамика развития предпринимательства в значительной степени обусловлена проводимой в области государственной политикой. Так, за три последних года на 105 единиц увеличилось количество малых предприятий, на 3375 человек возросла численность работников, занятых на малых предприятиях, в 1,3 раза - оборот малых предприятий.
Среднегодовая численность экономически активного населения в 2012 году составила, по оценке, 472,5 тыс. человек (2011 год - 471,1 тыс. человек, 2010 год - 445,4 тыс. человек), из них 443,5 тыс. человек, или 93,8% заняты в экономике (2011 год - 93,9%, 2010 год - 93,1%). Официальный статус безработных получили 14,2 тыс. человек (в 2011 году - 13,5 тыс. человек, в 2010 году - 14,0 тыс.человек). Уровень регистрируемой безработицы составил 3,0% экономически активного населения области (в 2011 году - 3,0%, в 2010 году -3,1%).
Общая потребность в работниках, заявленная работодателями в среднем за 2012 год, насчитывала 62,0 тыс. мест (в 2011 году - 60,1 тысяч, в 2010 году -67,7 тысяч), при этом большую часть из них (около 70%) составляют вакансии по рабочим профессиям.
При этом напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) в 2012 году составляла 1 человек на 1 вакансию (в 2011 году - 1,6 и в 2010 году - 1,2).
В области имеется возможность трудоустройства всех желающих, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (далее - участник Государственной программы), и членов их семей. Особенно востребованы специалисты в области здравоохранения, образования, строительства. Также имеется возможность занятия предпринимательской деятельностью и агропромышленным производством.
Только в 2012 году предпринимательской деятельностью занялись 223 человека, из них 42 организовали крестьянско-фермерские хозяйства.