ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 года N 181
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") НА 2013 - 2018 ГОДЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в редакции постановлений Правительства Амурской области от 12.03.2014 N 126, от 15.05.2014 N 284, от 31.03.2015 N 135, от 14.04.2017 N 188)
Во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N Пр-3411 по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожная карта") на 2013 - 2018 годы "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Амурской области".
2. Министерству социальной защиты населения Амурской области (Н.В.Киселёва) обеспечить исполнение Плана мероприятий ("дорожная карта") на 2013 - 2018 годы "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Амурской области".
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 14.04.2017 N 188)
3. Министерству финансов Амурской области (Т.Г.Половайкина) предусмотреть в областном бюджете расходы на реализацию министерством социальной защиты населения Амурской области Плана мероприятий ("дорожная карта") на 2013 - 2018 годы "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Амурской области".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области О.В.Лысенко.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 14.04.2017 N 188)
Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") НА 2013 - 2018 ГОДЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в редакции постановления Правительства Амурской области от 14.04.2017 N 188)
Стратегической целью реализации плана мероприятий ("дорожной карты") на 2013 - 2018 годы "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Амурской области" являются обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.
Для определения путей достижения стратегической цели необходимо провести анализ ситуации, сложившейся в Амурской области в сфере социального обслуживания населения, определить проблемные вопросы и пути их решения.
По состоянию на 1 января 2013 года сеть учреждений социального обслуживания населения в области представляла собой систему отделений, учреждений и служб, оказывающих социальные услуги населению, состоящую из 60 организаций:
9 домов-интернатов (в том числе Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей);
6 специализированных домов для ветеранов, престарелых (далее - СДОП);
1 центр адаптации лиц без определенного места жительства и рода занятий;
9 социальных приютов для детей;
3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;
9 комплексных центров социального обслуживания населения, осуществляющих работу с семьями, имеющими детей, а также с гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - КЦСОН);
1 центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями;
1 централизованная бухгалтерия;
21 государственное казенное учреждение - управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам.
Общая мощность стационарных отделений организаций социального обслуживания населения составляла 2931 койко-место.
В 2013 - 2016 годах в области была проведена большая работа по оптимизации сети организаций социального обслуживания граждан, по результатам которой:
1) ликвидирован ряд организаций социального обслуживания:
государственное бюджетное учреждение Амурской области "Зейский специальный дом для одиноких престарелых";
государственное автономное учреждение Амурской области "Черняевский социальный приют для детей "Радуга";
государственное бюджетное учреждение Амурской области "Резуновский социальный приют для детей "Журавушка";
2) объединены отдельные организации социального обслуживания населения:
государственное автономное учреждение Амурской области "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" вошло в состав государственного автономного учреждения Амурской области "Мухинский психоневрологический интернат";
государственное бюджетное учреждение Амурской области "Белогорский специальный дом для одиноких престарелых" вошло в состав государственного бюджетного учреждения Амурской области "Белогорский комплексный центр социального обслуживания населения";
два специальных дома для одиноких престарелых в г. Благовещенск.
Дополнительно в целях обеспечения доступности социальных услуг для жителей отдаленных северных территорий в 2013 году создано государственное бюджетное учреждение Амурской области "Тындинский комплексный центр социального обслуживания населения".
В 2014 году в ведение министерства социальной защиты населения Амурской области из ведения министерства образования и науки Амурской области были переданы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2 из которых преобразованы в организации социального обслуживания граждан (государственное автономное учреждение социального обслуживания Амурской области "Свободненский специальный (коррекционный) детский дом" и государственное автономное учреждение социального обслуживания Амурской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения").
В целях снижения расходов на административно-управленческий аппарат проведена передача ведения бухгалтерского учета 9 организаций социального обслуживания государственному бюджетному учреждению Амурской области "Централизованная бухгалтерия министерства социальной защиты населения Амурской области".
С целью увеличения доходов от платных услуг в этот же период произведена передача функций по надомному социальному обслуживанию из ведения 17 территориальных управлений социальной защиты населения домам-интернатам, СДОП и КЦСОН.
В результате оптимизации количество организаций социального обслуживания граждан сократилось на 19 единиц и по состоянию на 1 января 2017 года их количество составило 41 единицу с коечной мощностью 2832 койко-места, из них:
9 домов-интернатов (в том числе Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей);
4 СДОП;
4 социальных приюта для детей;
6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
11 комплексных центров социального обслуживания населения;
1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;
1 централизованная бухгалтерия;
4 территориальных управления социальной защиты населения, имеющих в своей структуре отделения социального обслуживания граждан на дому;
1 специальный (коррекционный) детский дом.
Финансовое обеспечение деятельности учреждений, связанной с оказанием государственных услуг (выполнением работ), осуществляется:
в форме субсидий для бюджетных и автономных организаций;
на основании доведенных лимитов бюджетных ассигнований для казенных организаций.
Расходы на социальное обслуживание, в том числе за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, представлены в таблице 1.
Годы | Расходы на социальное обслуживание, тыс. руб. | В том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. руб. | Доля фонда оплаты труда в общих расходах, % | Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. руб. | Доля в общем фонде оплаты труда, % | |||||||||
всего | в том числе: | доля внебюджетных средств, % | всего | в том числе: | доля вне бюджетных средств, % | всего | в том числе: | доля внебюджетных средств, % | ||||||
средства областного бюджета | внебюджетные средства | средства областного бюджета | внебюджетные средства | средства областного бюджета | внебюджетные средства | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 = 7 + 8 | 7 | 8 | 9 = 8 / 7 x 100% | 10 = 6 / 2 x 100% | 11 = 12 + 13 | 12 | 13 | 14 = 13 / 12 x 100% | 15 = 11 / 6 x 100% |
2013 | 1465989,9 | 1180005,7 | 285984,2 | 19,51 | 675994,9 | 650747,8 | 25247,2 | 3,73 | 46,11 | 56715,6 | 54769,7 | 1945,9 | 3,43 | 8,39 |
2014 | 1488340,2 | 1193253,2 | 295087,0 | 19,83 | 699573,8 | 672653,9 | 26920,0 | 3,85 | 47,00 | 58780,2 | 55924,3 | 2855,9 | 4,86 | 8,40 |
2015 | 1510883,7 | 1200669,6 | 310214,1 | 20,53 | 713324,4 | 681545,1 | 31779,3 | 4,46 | 47,21 | 59995,8 | 56922,4 | 3073,4 | 5,12 | 8,41 |
2016 | 1529539,5 | 1205775,5 | 323763,9 | 21,17 | 722654,4 | 688163,0 | 34491,3 | 4,77 | 47,25 | 61113,1 | 57861,2 | 3251,9 | 5,32 | 8,46 |
2017 | 1534197,2 | 1206441,7 | 327755,5 | 21,36 | 728554,1 | 693198,9 | 35355,3 | 4,85 | 47,49 | 63613,1 | 59861,2 | 3752,0 | 5,9 | 8,73 |
2018 | 1554247,5 | 1221038,2 | 333209,4 | 21,44 | 742047,4 | 705181,8 | 36865,6 | 4,97 | 47,74 | 64813,1 | 60861,2 | 3952,0 | 6,1 | 8,73 |
С 2013 года государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству социальной защиты населения Амурской области, работают в двух направлениях - удешевление оказываемых государственных услуг и предпринимательская деятельность. Основными направлениями такой деятельности являются производство хлеба и хлебобулочных изделий, корпусной мебели, продукции общественного питания, розничная торговля, ремонт обуви, предоставление транспортных услуг, а также медицинских и социальных услуг с обеспечением проживания. Автономные учреждения активно занимаются развитием подсобного хозяйства (животноводство, растениеводство). Развитие подсобного хозяйства и предпринимательской деятельности позволило автономным учреждениям практически удовлетворять собственную потребность в мясе, молоке, картофеле, овощах, хлебобулочных изделиях, швейных изделиях, мебели.
Повышение эффективности собственной деятельности автономными и бюджетными учреждениями, сокращение ими издержек и увеличение внебюджетных источников финансового обеспечения деятельности (в 2013 году доходы от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности составили 285 млн. руб., 2014 году - 295 млн. руб., 2015 году - 310 млн. руб., 2016 году - 324 млн. руб.) позволили более 10% от этих средств направить на повышение оплаты труда сотрудников, около 90% - на обеспечение деятельности и развитие материально-технической базы учреждений.
В связи с оптимизацией структур учреждений социального обслуживания в 2013 - 2016 годах совершенствовались подходы к формированию штатных расписаний. На сегодняшний день доля расходов на оплату труда административно-управленческого и хозяйственного персонала не превышает 30% от общего фонда оплаты труда.
Для повышения эффективности системы предоставления социальных услуг на дому с июля 2013 года в учреждениях социального обслуживания населения области внедрена новая система оплаты труда социальных работников на дому, предусматривающая дифференциацию оплаты труда в зависимости от нагрузки работника. Одновременно в действующую областную нормативную правовую базу внесены изменения, отменяющие "привязку" оплаты труда специалистов к численности обслуживаемых граждан. С целью оптимизации штатной численности сотрудников проводился хронометраж их рабочего времени, который позволил установить среднее время выполнения каждого вида гарантированных государством социальных услуг, количество услуг, предоставляемых каждому клиенту, и определить реальные трудозатраты социальных работников при предоставлении социального обслуживания. Применение системы оценки индивидуальной нуждаемости определило нагрузку социального работника не по количеству обслуживаемых клиентов, а по объему предоставляемых социальных услуг с учетом реальных трудозатрат и тяжести физического состояния клиента. Для исключения неэффективно используемых периодов и перераспределения функциональных обязанностей между сотрудниками осуществлен переход на оплату труда специалистов с применением "эффективного контракта". В связи с этим возникла необходимость приведения штатной численности учреждений социального обслуживания населения в соответствие постановлению Правительства Амурской области от 31 октября 2014 года N 660 и, соответственно, приведения функциональных обязанностей штатных должностей в соответствие действующему законодательству.
В 2015 году был проведен ряд организационно-штатных мероприятий в социальных приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, связанных с переводом должности "Социальный работник" в "Помощник воспитателя". Таким образом, проведенные мероприятия стали причиной снижения штатной численности социальных работников (количественная и качественная характеристика социальных работников приведена в таблице 2).
Годы | Среднесписочная численность | Вакансии на 1 января отчетного года | Количество уволенных за отчетный год | Текучесть, % | Пол | Средний возраст | Образование <1> | |||||
всего | в том числе в сельской местности | жен. | муж. | среднее общее | начальное профессиональное | среднее профессиональное | высшее профессиональное | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
2013 | 401,15 | 181,04 | 48,00 | 107,00 | 26,67 | 395 | 4 | 44,40 | 154 | 35 | 154 | 56 |
2014 | 343,39 <2> | 148,29 | 46,75 | 83,00 | 24,17 | 328 | 4 | 44,80 | 112 | 28 | 142 | 50 |
2015 | 319,58 <3> | 151,23 | 44,75 | 79,00 | 24,72 | 315 | 5 | 46,40 | 103 | 22 | 147 | 48 |
2016 | 276,06 <4> | 140,50 | 69,50 | 61,00 | 22,10 | 290 | 3 | 46,20 | 86 | 18 | 142 | 47 |
2017 | 286,30 | 140,50 | 67,25 | 50,00 | 17,46 | 310 | 3 | 46,20 | 66 | 15 | 162 | 70 |
2018 | 290,50 | 140,50 | 55,00 | 40,00 | 13,77 | 312 | 3 | 46,20 | 46 | 10 | 142 | 117 |