ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 года N 135
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 18 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 181
В целях корректировки значений целевых показателей, определенных в Плане мероприятий ("дорожной карте") на 2013 - 2018 годы "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Амурской области", Правительство области постановляет:
План мероприятий ("дорожную карту") на 2013 - 2018 годы "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Амурской области", утвержденный постановлением Правительства области от 18 апреля 2013 года N 181 (в редакции постановления Правительства области от 15 мая 2014 года N 284), изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Временно исполняющий обязанности
губернатора Амурской области
А.А.КОЗЛОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Амурской области
от 31 марта 2015 года N 135
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") НА 2013 - 2018 ГОДЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Стратегической целью реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") на 2013 - 2018 годы "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Амурской области" являются обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, связанных с переходом на "эффективный контракт".
Для определения путей достижения стратегической цели необходимо провести анализ ситуации, сложившейся в Амурской области в сфере социального обслуживания населения, определить проблемные вопросы и пути их решения.
Система социального обслуживания населения Амурской области за последние годы претерпела ряд существенных изменений. Так, с января 2008 года в области создана единая система социальной защиты населения. Полномочия в сфере социальной защиты населения переданы с муниципального уровня на уровень субъекта Российской Федерации. Осуществлен процесс передачи 19 муниципальных учреждений в государственную собственность, в том числе 5 социальных приютов для детей и подростков, 5 центров социальной помощи семье и детям, 5 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 4 специализированных жилых дома для одиноких пожилых людей. Созданы 4 новых государственных учреждения: социальный приют для детей и подростков в г. Зея, комплексные центры социального обслуживания населения в с. Тамбовка, в с. Поярково Михайловского района, г. Тында. Созданная единая вертикаль власти позволила унифицировать функции предоставления населению социальных услуг, а также требования, предъявляемые к деятельности учреждений, обеспечить равный объем прав на социальное обслуживание гражданам, проживающим на территории области, централизованно контролировать процесс предоставления социальных услуг населению, оказывать единую методическую поддержку.
В последующие годы работа по созданию эффективной сети социальных учреждений продолжалась.
В апреле 2009 года создано государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Райчихинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" с коечной мощностью 160 мест. В 2010 году сдан в эксплуатацию "Благовещенский специальный дом для одиноких престарелых "Ветеран" на 60 квартир, начало свою работу государственное автономное учреждение "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" в п. Ушумун Магдагачинского района на 100 мест.
Одновременно в Амурской области проводилась работа по оптимизации сети учреждений социального обслуживания. В течение последних четырех лет произошло слияние отдельных учреждений социального обслуживания населения: ГАУ АО "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" вошло в состав ГАУ АО "Мухинский психоневрологический интернат", ГБУ АО "Белогорский специальный дом для одиноких престарелых" вошло в состав ГБУ АО "Белогорский комплексный центр социального обслуживания населения".
В 2013 - 2014 годах ликвидирован ряд учреждений: ГАУ АО "Черняевский социальный приют для детей "Радуга", ГБУ АО "Зейский специальный дом для одиноких престарелых", ГБУ АО "Резуновский социальный приют для детей "Журавушка".
В результате оптимизационной работы количество учреждений социального обслуживания населения сократилось на девять единиц.
С 1 июля 2009 года все учреждения социальной защиты населения области переведены на новые системы оплаты труда.
Реформирование бюджетной сети продолжалось и в 2010 году. В течение 2010 года "Благовещенский дом-интернат", "Мухинский психоневрологический интернат", "Архаринский дом-интернат для престарелых и инвалидов", "Мазановский психоневрологический интернат" преобразованы в автономные учреждения.
В 2014 году в ведение министерства социальной защиты населения области из ведения министерства образования и науки области были переданы детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 1 января 2015 года система социальной защиты населения Амурской области представлена 69 учреждениями, в том числе 21 государственным казенным учреждением - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам, 20 государственными бюджетными учреждениями и 28 государственными автономными учреждениями.
Финансовое обеспечение деятельности учреждений осуществляется в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на содержание имущества; финансирование казенных учреждений осуществляется на основании доведенных лимитов бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования их деятельности.
С 1 января 2012 года государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству социальной защиты населения Амурской области, успешно работают в двух направлениях: удешевление оказываемых государственных услуг и предпринимательская деятельность. Основными направлениями такой деятельности являются производство хлеба и хлебобулочных изделий, корпусной мебели, продукции общественного питания, розничная торговля, ремонт обуви, предоставление транспортных и ритуальных услуг, а также медицинских и социальных услуг с обеспечением проживания. Автономные учреждения активно занимаются развитием подсобного хозяйства (животноводство, растениеводство). Развитие подсобного хозяйства и предпринимательской деятельности позволило автономным учреждениям практически в полной мере удовлетворять собственную потребность в мясе, молоке, картофеле, овощах, хлебобулочных изделиях, швейных изделиях, мебели.
За 2014 год доходы автономных учреждений от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности составили 270,9 млн. руб. (за 2012 год - 193,8 млн. руб., 2013 год - 230 млн. руб.); 12,1% от этих средств направлено на повышение оплаты труда сотрудников, 87,9% - на обеспечение деятельности и развитие материально-технической базы учреждений.
Доходы бюджетных учреждений за аналогичный период составили 18,5 млн. руб. (в 2012 г. - 19 млн. руб., 2013 г. - 29 млн. руб.). 29,7% от этих средств направлено на повышение оплаты труда сотрудников, 70,3% - на обеспечение деятельности и развитие материально-технической базы учреждений.
Активные действия по созданию в области эффективной системы социального обслуживания населения предпринимаются министерством социальной защиты населения Амурской области и сегодня.
В целях повышения качества предоставляемых социальных услуг проводится работа по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения. Для обеспечения безопасности граждан все стационарные учреждения социального обслуживания населения оснащены системами видеонаблюдения, металлическими входными дверями, "тревожными кнопками". Во всех стационарных учреждениях социального обслуживания населения ведется работа по их адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В целях сокращения доли расходов на содержание административно-управленческого аппарата и повышения качества ведения бухгалтерского учета создана централизованная бухгалтерия министерства социальной защиты населения Амурской области.
В течение 2013 - 2014 годов проводилась работа по оптимизации структуры учреждений, совершенствовались подходы при формировании штатных расписаний. На сегодняшний день доля расходов на оплату труда административно-управленческого и хозяйственного персонала не превышает 30% от общего фонда оплаты труда.
С целью оптимизации штатной численности проводится хронометраж рабочего времени сотрудников для исключения из него неэффективно используемых периодов и перераспределения функциональных обязанностей между работниками.
В целях повышения эффективности системы предоставления социальных услуг на дому с июля 2013 года в учреждениях социального обслуживания населения области внедрена новая система оплаты труда социальных работников на дому, предусматривающая дифференциацию оплаты труда в зависимости от нагрузки работника. Одновременно в действующую областную нормативную правовую базу внесены изменения, отменяющие "привязку" оплаты труда специалистов к численности обслуживаемых граждан.
В 2013 году функции по надомному социальному обслуживанию граждан переданы из ведения отдельных казенных учреждений в ведение автономных и бюджетных учреждений.
В области внедряются новые технологии и методы работы по оказанию социальных услуг населению. С 2011 года реализуется Закон Амурской области от 6 марта 2012 года N 15-ОЗ "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в Амурской области". С целью повышения доступности социальных услуг, оказания неотложной социальной помощи гражданам пожилого возраста, проживающим в отдаленных территориях области, создаются мобильные бригады. В период с 2011 по 2014 год было создано 13 таких бригад. Только в 2014 году бригадами было осуществлено 657 выездов, обслужено 1948 граждан, которым оказано 5143 услуги.
С 2014 года начала внедряться инновационная для области форма работы - "Служба сиделок" (патронажная служба).
Благодаря реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, оптимизацию структуры сети и штатной численности социальных учреждений, в 2014 году в 1,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократился разрыв между уровнем оплаты труда специалистов отрасли и средней заработной платой по Амурской области.
2. Вместе с тем проводимая в Амурской области работа по повышению эффективности и качества предоставляемых социальных услуг населению сталкивается с необходимостью решения ряда существенных проблем.
2.1. Прежде всего, реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможны при совершенствовании правового регулирования системы социального обслуживания на федеральном и региональном уровнях.
Удешевлению социальных услуг может способствовать внесение изменений в действующее налоговое законодательство в части предоставления налоговых льгот государственным учреждениям, предоставляющим социальные услуги населению на платной основе.
2.2. В Амурской области существует потребность в увеличении объема и повышении качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения, дальнейшей модернизации системы социального обслуживания клиентов на дому, развитии и укреплении материально-технической базы учреждений.
Такая ситуация обусловлена следующими причинами:
а) недостаточная обеспеченность койкоместами в стационарных учреждениях социального обслуживания в соответствии с утвержденными нормативами обеспеченности таких учреждений на душу населения.
Коечная мощность стационарных учреждений социального обслуживания населения для граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет - 2003 койкоместа, что составляет 81,25% от нормативной расчетной потребности (2465 койкомест). По состоянию на 1 января 2013 года очередь на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания населения для данной категории лиц составляла 354 человека, на 1 января 2014 года очередность составила 306 человек, в том числе 182 - в дома-интернаты общего типа и 124 - в психоневрологические интернаты; по состоянию на 1 января 2015 года очередность составила 308 человек, в том числе 155 - в дома-интернаты общего типа и 153 - в психоневрологические интернаты.
Кроме того, по состоянию на начало 2015 года из общего числа зданий стационарных учреждений 1 здание нуждается в реконструкции;
б) недостаточное количество мест в отделениях милосердия.
По состоянию на 1 января 2015 года отделения милосердия общей коечной мощностью 215 койкомест имеются в 6 стационарных учреждениях социального обслуживания, в которых проживают 218 граждан пожилого возраста и инвалидов. Кроме этого, еще 140 маломобильных граждан состоят в очереди на размещение в стационарные учреждения.
Таким образом, в Амурской области имеется потребность в открытии дополнительных 6 отделений милосердия на 143 койкоместа;
в) формирование нормативов затрат на предоставление государственных услуг исходя из возможностей областного бюджета и, как следствие, недостаток средств у учреждений на выполнение государственного задания по оказанию бесплатных услуг населению;
г) низкая доступность социальных услуг для населения, проживающего в удаленных населенных пунктах.
По состоянию на 1 января 2015 года мобильные бригады социального обслуживания граждан пожилого возраста созданы в 13 из 21 муниципального образования области. Необходимость дополнительного создания таких бригад диктуется территориальными особенностями области. Многие населенные пункты значительно удалены от административных центров, что создает определенные трудности для граждан пожилого возраста в получении неотложной социальной помощи и иных социальных услуг;
д) слабая развитость областной системы учреждений социального обслуживания.
В области отсутствуют специализированные учреждения для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Вынужденное совместное проживание клиентов учреждений с данными категориями граждан отрицательно влияет на качество предоставляемых услуг, в том числе это связано с регулярными нарушениями последними правил внутреннего распорядка.
Существует необходимость в создании центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также центра социальной адаптации лиц, прошедших медицинское лечение и полностью отказавшихся от употребления наркотических средств.
2.3. На сегодняшний день развитию и повышению качества предоставляемых социальных услуг населению препятствуют слабо развитый рынок социальных услуг, пассивное участие благотворителей, волонтеров, социально ориентированных некоммерческих организаций в деятельности по социальному обслуживанию граждан.
В основном волонтерами являются студенты областных учебных заведений, проходящие практику в учреждениях социального обслуживания. С отдельными социально ориентированными некоммерческими организациями заключены соглашения о сотрудничестве, которые регулируют вопросы взаимодействия, в том числе в части оказания помощи в предоставлении отдельных социальных услуг населению. К сожалению, такие факты носят единичный характер.
3. Для достижения стратегической цели "дорожной карты" необходимо решить следующие задачи:
3.1. Проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в труде и поднятие престижа профессии социального работника.
3.2. Совершенствование системы оплаты труда, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполняемых работ). Переход на оплату труда специалистов с применением "эффективного контракта".
3.3. Повышение средней заработной платы социальных работников к 2017 году до 100 процентов от средней заработной платы в области.
3.4. Обеспечение дифференциации в оплате труда высококвалифицированных кадров и кадров низкой квалификации к 2018 году.
3.5. Создание эффективной системы социального обслуживания населения Амурской области.
3.6. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.
3.7. Развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".
4.1. Актуализация требований и компетенций, необходимых для оказания услуг (выполнения работ), посредством организации соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения. Осуществление обучения (переподготовки) не менее 30% работников учреждений социального обслуживания населения, а также увеличение притока высококвалифицированных кадров в социальные службы.
4.2. Доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597) в 2017 году до 100% средней заработной платы по Амурской области. Динамика роста целевого показателя представлена в таблице 1.
Таблица 1
рублей
Наименование показателя | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Оплата труда социальных работников | 8317,0 | 9526,7 | 14598,5 | 18518,0 | 18518,0 | 27448,6 | 36795,0 | 38760,0 |