Недействующий

     

МЭР   МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 апреля 1995 года N 188-РМ

О концепции городской политики
в области недвижимости

____________________________________________________________________
Отменено на основании
распоряжения Мэра Москвы
 от 16 октября 2001 года N 997-РМ
____________________________________________________________________


В соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании Федеративного договора, в целях создания правовых основ для разработки взаимоувязанной системы законов и иных нормативных правовых актов земельного и иного законодательства Российской Федерации, регулирующих отношения с недвижимостью и действующих в городе Москве:

1. Одобрить Концепцию городской политики в области недвижимости и программу подготовки соответствующей нормативной базы (приложение).

2. Поручить заместителю Премьера Правительства Москвы (Петров А.В.) направить Концепцию городской политики в области недвижимости для рассмотрения и утверждения в Московскую городскую Думу.

3. Поручить комиссии при Мэре Москвы (Шустов И.Н.) представление Концепции в Московской городской Думе.

4. Возложить обязанности координатора и ответственного исполнителя по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию городской политики в области недвижимости в соответствии с Концепцией, на комиссию при Мэре Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И. и заместителя Премьера Правительства Москвы Петрова А.В.

   Мэр Москвы
                                        Ю.М.Лужков

     

Приложение
к распоряжению Мэра
от 14  апреля 1995 года N 188-РМ


Концепция городской политики в области недвижимости

Городская политика в области недвижимости - целенаправленная деятельность органов государственной власти Москвы по созданию системы взаимоувязанных законов и иных нормативных правовых актов, деятельность по принятию на основе единого системного подхода административных, организационных и технических решений по управлению землями и иной недвижимостью, обеспечивающая их эффективное использование в интересах населения Москвы.

Городская политика в области недвижимости является неотъемлемой частью городской экономической политики, проводимой органами государственной власти Москвы.

     

     

1. Цели городской политики в области недвижимости

1. Реализация прав и обязанностей граждан Российской Федерации, закрепленных в статьях 2,3,9,11,27,32,36,40,42,52,57,58 Конституции Российской Федерации.

2. Создание благоприятной для проживания городской среды, оздоровление экологической обстановки.

3. Создание условий, благоприятных для привлечения инвестиций и стимулирующих развитие производства товаров и иной предпринимательской деятельности.

4. Обеспечение действенного и справедливого налогообложения.

5. Обеспечение выполнения функций столицы Российской Федерации.

6. Создание условий, способствующих решению жилищной проблемы города.

Пути достижения поставленных целей представлены в главах 4 и 5 настоящей Концепции. В главе 6 настоящей Концепции приводится минимальный перечень наименований законов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Москвы, принятие которых создаст надежную нормативную базу и обеспечит эффективный контроль за ходом реализации предлагаемой городской политики в области недвижимости. По мере вступления в действие федеральных законов, регулирующих отношения с земельными участками и иными объектами недвижимости, положения Концепции должны приводиться в соответствие с нормами таких федеральных законов.

2. Правовые основы городской политики в области недвижимости

Отношения с недвижимостью, в том числе и с землей, регулируются в Российской Федерации рядом норм части первой Гражданского кодекса, введенной в действие с 1 января 1995 г., и земельным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права на землю" вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также действие нормы пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса, необходимо сосредоточить усилия городских властей на участии в подготовке федерального закона о земле и подготовке в его развитие городских нормативных правовых актов в области земельного законодательства.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации (ст.72 Конституции).

Основным федеральным законом земельного законодательства Российской Федерации должны являться Основы земельного законодательства Российской Федерации. Иные федеральные законы, регулирующие земельные отношения, должны находиться в соответствии с положениями Основ.

Земельное законодательство в Москве состоит из федеральных законов, закона Москвы о недвижимости на территории Москвы, иных законов и нормативных правовых актов Москвы, принимаемых в соответствии с федеральным законом - Основами земельного законодательства (ст.76 Конституции, Федеративный договор).

Законопроекты Основ земельного законодательства и законопроекты иных федеральных законов по предметам совместного ведения должны направляться органам государственной власти Москвы до их рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений Москвы (ст.11 Конституции, Федеративный договор).

Взаимоотношения Москвы как субъекта Федерации с федеральными органами государственной власти по вопросам определения статуса федеральных природных ресурсов на территории Москвы должны строиться на основе договора (ст.11 Конституции, Федеративный договор), который определит все условия использования территории Москвы для федеральных нужд.

Представительный орган государственной власти Москвы рассматривает и принимает законы или иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения только при наличии заключения за подписью главы исполнительного органа государственной власти Москвы. При отрицательном заключении представительный орган принимает решение о порядке доработки рассматриваемого законопроекта.

Любые законы или нормативные правовые акты Москвы в области регулирования отношений с недвижимостью могут применяться не ранее даты их публикации в официальном издании (ст.15 Конституции).

Принятые законы и иные нормативные правовые акты Москвы по вопросам регулирования отношений с недвижимостью, в том числе, земельных отношений, а также нормативные акты Москвы в области градостроительства должны стать составными частями закона (кодекса) Москвы о недвижимости, который будет формироваться в виде единого нормативного правового акта после завершения подготовки и принятия его составных частей.

3. Термины и определения для целей настоящей концепции

Городская политика в области недвижимости - целенаправленная деятельность органов государственной власти Москвы по созданию системы взаимоувязанных законов и иных нормативных правовых актов, деятельность по принятию на основе единого системного подхода административных, организационных и технических решений по управлению землями и иной недвижимостью, обеспечивающая их эффективное использование в интересах населения Москвы.

Население Москвы (горожане) - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Москвы.

Территория Москвы - пространство в пределах границ города Москва и границ административно подчиненных ей районов, включая недра, водное и воздушное пространства.

Земли Москвы - природный ресурс, часть территории Москвы, состоящая из поверхности земной коры (в том числе дно рек и водоемов) и почвенного плодородного слоя.

Земельный участок - часть поверхности земной коры, включая почвенный плодородный слой, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение и правовой статус.

Почвенный плодородный слой - верхняя часть земной коры, включая дно водных объектов, пригодная без ее существенного улучшения для произрастания растений.

Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного плодородного слоя и дна водных объектов.

Земельная парцелла - часть территории, отграниченная на местности и/или на плане: по поверхности земной коры границами земельного участка, фиксированной высотой и объемом воздушного пространства и фиксированной глубиной и объемом недр.

Объекты недвижимости или недвижимость - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и иные объекты, отнесенные к недвижимости законами.

Схемы зонирования - составные части Генерального плана и проектов планировки и застройки, определяющие функциональное назначение территории и отдельных объектов недвижимости.

Разрешенное использование - исчерпывающий перечень целей, для которых может использоваться земельный участок или иной объект недвижимости, всех обременяющих его реальных повинностей, сервитутов и иных ограничений использования, разработанный на основе схем зонирования территории и отдельных объектов недвижимости.

Правоотношения в области недвижимости - это отношения по поводу владения, пользования или распоряжения земельными участками, регулируемые земельным и градостроительным законодательством, а также отношения по поводу иных объектов недвижимости, которые регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом норм, установленных градостроительным и земельным законодательством.

Объекты отношений в области недвижимости - права на земельные участки и иные объекты недвижимости (земельные вещные права), а также обязанности, возникающие в связи с правами на земельные участки и иные объекты недвижимости. Объектами земельных вещных прав и обязанностей являются земельные участки, земельные парцеллы, иные недвижимые вещи, реальные и идеальные доли земельных участков и иных недвижимых вещей.

Субъекты отношений в области недвижимости - уполномоченные органы государственной представительной и исполнительной власти Российской Федерации, города Москвы, уполномоченные органы местного самоуправления, иные юридические или физические лица.

Права на земельные участки и иные объекты недвижимости, а также права и обязанности, возникающие в связи с земельными участками и иными объектами недвижимости, удостоверяются соответствующими записями в государственной системе регистрации прав и подтверждаются соответствующими документами.

Законодательством, планируемым для принятия в городе Москве, будет гарантирована защита удостоверенных государственной регистрацией следующих земельных вещных прав:

- право собственности;

- право застройки;

- право залога;

- сервитуты;

- реальные повинности;

- право преимущественного приобретения;

- иные права, отнесенные законами к земельным вещным правам, в том числе, права пожизненного наследуемого владения, бессрочного постоянного пользования и аренды.

Законодательством будет гарантирована также защита удостоверенных государственной регистрацией следующих прав на иные объекты недвижимости:   


- право собственности;

- право хозяйственного ведения;

- право оперативного управления;

- право аренды или найма;

- право застройки;  и прав, возникающих в связи с иными объектами недвижимости:

- право залога;

- право преимущественного приобретения;

- реальная повинность;

- разрешенное   по   закону   право   на   земельный   участок   для   лица, в  собственности  которого  находятся  здания,  сооружения  или  иные  объекты недвижимости, расположенные на этом земельном участке.

Субаренда земельного участка или иного объекта недвижимости может допускаться, если это прямо указано в договоре между собственником (или его представителем) и арендатором. Право субаренды подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.

4. Основные принципы городской политики в области недвижимости

Земли и иные объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности Москвы, являются общей совместной собственностью населения Москвы.

К государственной собственности Москвы не относятся земельные участки и иные объекты недвижимости, переданные в соответствии с федеральным законом о статусе столицы в государственную собственность Российской Федерации или переданные в собственность иных лиц.

Городская политика в области недвижимости должна обеспечивать эффективное использование земель в соответствии с утвержденными схемами зонирования города и разрешенным использованием земельного участка или иного объекта недвижимости через платность землепользования и исключительно адресное и обоснованное предоставление льгот по налогообложению с постепенным переходом от предоставления льгот по земельным платежам к адресным компенсационным выплатам из бюджета, в соответствии с проводимой в городе социальной политикой.

Представительный орган государственной власти Москвы в интересах населения Москвы принимает законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок распоряжения землями и иной недвижимостью Москвы.

Представительный орган государственной власти Москвы не вправе осуществлять непосредственное распоряжение земельными участками и иной недвижимостью Москвы.

Распоряжение государственной собственностью Москвы осуществляется в соответствии с действующим законодательством исполнительным органом государственной власти Москвы.

Правила и процедуры земельного законодательства должны обеспечивать защиту субъектам земельных правоотношений от любого произвола, при условии, что права субъектов земельных правоотношений приобретены на законных основаниях и зарегистрированы в установленном порядке.

Право на земельный участок влечет соответствующие права и обязанности на земельную парцеллу, связанную с таким земельным участком.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»