Действующий

Об итогах исполнения бюджета г.Москвы за первое полугодие 1997 года и основных направлениях формирования проекта бюджета на 1998 год (снято с контроля)

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 1997 года N 641

Об итогах исполнения бюджета
г.Москвы за первое полугодие
1997 года и основных направлениях
формирования проекта бюджета на 1998 год

________________________________________________
Снято с контроля на основании постановлений правительства Москвы от 06.04.99 N 279
и от 18 августа 1999 года N 744
________________________________________________

Бюджетные показатели г.Москвы по доходам за первое полугодие выполнены на 107,4 процента, дополнительно получено 1680,0 млрд.рублей. По всем основным налоговым источникам достигнуто превышение запланированных объемов доходов, чем компенсированы потери по неналоговым поступлениям и субвенциям из федерального бюджета.

Реализовано положение Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год" о зачислении всей суммы подоходного налога с физических лиц в бюджеты субъектов федерации, что позволило увеличить поступления доходов бюджета г.Москвы на 270,5 млрд.рублей. Выполнение задания по мобилизации доходов обеспечено по всем административным округам города.

Своевременная оценка предварительных итогов исполнения бюджета позволила до конца отчетного периода принять решение об опережающем финансировании неотложных расходов, запланированных к финансированию во втором полугодии, а также направить средства на частичное погашение кредиторской задолженности прошлых лет.

В текущем году стабилизировалось поступление в бюджет доходов от использования государственного имущества (арендной платы за нежилые помещения).

Вместе с тем падение спроса на приобретение в собственность нежилых помещений путем их выкупа, снижение инвестиционной привлекательности акций промышленных предприятий, переживающих спад производства, привели к недополучению в бюджет города средств от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности в объеме 194,6 млрд.руб. или 39,5% от планового уровня, плата за право заключения договоров аренды земли составила 15,9 млрд.руб. или 60,6%. Не обеспечено поступление доходов от процентов по фонду продовольственных ресурсов на 90,8 млрд.руб. или на 75,4%.

Определенные трудности возникают при формировании целевого бюджетного фонда строительства муниципального жилья. Так, в первом полугодии текущего года выполнение задания по мобилизации доходов данного фонда обеспечено на 96,7%, недополучено 21,8 млрд.руб. Отставание допустили: Москомзем (продажа прав аренды земли и арендная плата) - 29,0 млрд.руб. (выполнение составило 88,4%), Фонд имущества Москвы (продажа незавершенного строительства) - 24,1 млрд.руб. (82,5%), долевое участие министерств и ведомств - 11,3 млрд.руб. (84,8%).

Значительные потери денежных средств вызваны ухудшением состояния платежной дисциплины. Объем основного долга по налоговым платежам увеличился с начала года в 1,7 раза и составил 4,9 трлн.рублей. Только по этой причине финансовые ресурсы города сократились на 2,1 трлн.рублей или на 10 процентов. Штрафные санкции за нарушение сроков расчетов с бюджетом приближаются к 12 трлн.рублей. Продолжают стремительно увеличиваться долги работающих предприятий: РАО "ЕЭС России", подразделений МПС, акционерных обществ "Международный аэропорт "Шереметьево", "Внуковские авиалинии", МАПО "МИГ". Растет количество налогоплательщиков, задолженность которых превышает 1 млрд.рублей.

Частично эта проблема решается за счет более активного использования механизма взаимозачетов. С начала года путем зачетов мобилизована задолженность в размере 1889,4 млрд. руб., в том числе платежей текущего года - 1318,6 млрд. руб. и долгов прошлых лет 570,8 млрд. рублей. Вместе с тем активность в поиске новых нетрадиционных форм и методов решения проблемы неплатежей проявляется еще недостаточно. Деятельность Межведомственной балансовой комиссии малоэффективна. По ее предложениям в текущем году погашена фискальная задолженность только в объеме 96 млрд.рублей.

В целях пополнения доходов бюджета по предложению Правительства Москвы с 1 июля текущего года отменен ряд неэффективных или потерявших свою актуальность налоговых льгот. В связи с этим появилась возможность направить высвобождающиеся доходы в объеме 200 млрд.рублей на реализацию городского законодательства о налоговом кредитовании. Однако резервы дальнейшего сокращения налоговых льгот и совершенствования механизма их предоставления исчерпаны далеко не полностью.

Расходы бюджета города Москвы профинансированы в первом полугодии на 100,6 процента. Сверх установленных показателей отраслям выделено 144,5 млрд. рублей. В полном объеме обеспечены финансовыми средствами практически все направления расходов, за исключением статей, имеющих целевые источники финансирования: субвенции из федерального бюджета и целевой бюджетный фонд строительства муниципального жилья.

По всем префектурам административных округов отмечается превышение объема финансовых ресурсов против утвержденных показателей. За счет этого все направления расходов окружного уровня обеспечены с превышением.

Результатом реализации ранее принятых Правительством Москвы решений, направленных на ужесточение бюджетной дисциплины, явились определенные позитивные сдвиги в расходовании бюджетных средств.

Более активно внедряется практика проведения конкурсов на выполнение подрядных работ и поставку продукции, усилился контроль за применением цен и тарифов. В результате сокращается средняя стоимость на единицу выполняемых работ, что позволяет наращивать против планируемого уровня натуральные объемы работ и осуществлять частичное погашение задолженности прошлых лет. По предварительным данным в административных округах расходы на эксплуатацию 1 кв.м площади жилых домов снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 6 процентов, сократилась стоимость работ по благоустройству и ремонту, стабилизировались цены в капитальном строительстве.

Вместе с тем такая организация работы еще не стала нормой во всех отраслевых структурах города, использующих бюджетные средства.

Кроме того, продолжается практика несвоевременного доведения до непосредственных исполнителей городского заказа выделяемых из бюджета финансовых средств. Особенно это проявляется в строительстве и на ремонтных работах, где генподрядные организации задерживают полученные суммы в собственном обороте, не перечисляя своевременно долю, причитающуюся субподрядчикам и предприятиям стройиндустрии и транспорта.

Аналогичные факты имеют место и на отдельных предприятиях Комплекса городского хозяйства, что позволяет им необоснованно и практически бесплатно кредитоваться за счет поставщиков продукции и услуг.

Несмотря на достаточно напряженное положение с финансовым обеспечением деятельности органов управления, не снижаются расходы на содержание служебных легковых автомобилей, не всегда обоснованно запрашивается дополнительная численность. Распоряжение Мэра Москвы от 30.05.97 N 421-РМ "О лимитах количества служебных легковых автомобилей" реализуется очень медленно.

Материалы ревизий и проверок свидетельствуют о необоснованном отвлечении бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями централизованных финансовых ресурсов города в рискованные коммерческие операции, депозитные вклады, приобретение ценных бумаг. В результате неквалифицированных действий нередко вместо ожидаемых доходов происходит потеря вложенных средств.

При дефиците оборотных средств и наличии кредиторской задолженности хозрасчетные городские предприятия осуществляют вложения денежных средств в создание коммерческих предприятий и акционерных обществ. В некоторых случаях для этого используются целевые бюджетные или внебюджетные средства города. Результатом этих операций является омертвление или полная потеря денежных средств или необоснованное обогащение не принадлежащих городу предпринимательских структур.

До настоящего времени в городе не создано четкой системы координации контроля за расходованием государственных средств, не проводится широкомасштабных общегородских проверок с подключением всех контролирующих органов. За истекший период силами КРУ Минфина России по г.Москве и финансовых органов проведена только одна проверка обоснованности расходования средств на отопление и горячее водоснабжение жилищного фонда. В III квартале Главным контрольно-ревизионным управлением Правительства Москвы планируется общегородская проверка использования практики конкурсного отбора подрядных организаций на выполнение работ и услуг по городскому заказу. Однако другие контролирующие органы к этой работе не привлекаются.

Вместе с тем вне поля зрения контролирующих органов остается расходование средств в строительстве и на ремонтных работах, порядок формирования заказов по поставке товаров и оказания услуг в бюджетных организациях, а также соответствие применяемых цен рыночным условиям.

Подготовка проекта бюджета г.Москвы на 1998 год проходит с отставанием от установленных сроков, что вызвано отсутствием четких нормативов формирования доходной части в связи с предполагаемыми изменениями налоговой системы. Введение с 1 января 1998 года Налогового кодекса Российской Федерации может привести к потере доходов города в объеме 6-7 трлн.рублей. Это существенно осложнит обеспечение финансовыми ресурсами неотложных расходов и реализуемых инвестиционных программ.

Правительство Москвы постановляет:

1. Принять к сведению, что в соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 6 Закона города Москвы от 06.09.95 N 17 "О бюджетном процессе в Москве" и статьей 20 Закона города Москвы от 25.12.96 N 33 "О бюджете г.Москвы на 1997 год" в первом полугодии 1997 года план по доходам и расходам бюджета г.Москвы уточнен согласно приложению 1.