Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год

Права и обязанности аудиторской организации (индивидуального аудитора) в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения


В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" при оказании аудиторских услуг, а также прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (в случае, если оказание таких услуг заключается в подготовке или осуществлении от имени или по поручению клиента операций и сделок, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) аудиторская организация (индивидуальный аудитор) реализует права и исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ.

________________

См. Информационное сообщение ИС-аудит-70.

Частями 1 и 2.1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ на аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) возложены следующие обязанности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) при оказании аудиторских услуг:

а) идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца; установление иной информации о клиенте; обновление информации о названных лицах;

б) оценка степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и отнесение клиента к одной из групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения им подозрительных операций;

в) принятие мер по снижению риска совершения клиентом подозрительных операций;

г) предоставление в Росфинмониторинг по его запросу информации;

д) организация внутреннего контроля;

е) фиксирование и хранение сведений (информации);

ж) отказ клиенту в приеме на обслуживание;

з) оценка возможности использования новых услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ) и по результатам этой оценки принятие мер, направленных на снижение (минимизацию) данной возможности;

и) прием на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц;

к) уведомление Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что операция или сделка клиента (аудируемого лица) могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

Для целей исполнения обязанностей по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, а также обновлению информации о них аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе:

а) требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также иные документы, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

б) использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;

в) подтверждать достоверность сведений, полученных в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, и обновлять информацию о них с использованием единой системы идентификации и аутентификации (с согласия клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца).

Клиенты и их представители обязаны предоставлять аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) информацию, необходимую для исполнения последними требований Федерального закона № 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.