Приложение к письму
от 18 декабря 2024 года № 07-04-09/128024
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год
________________
Уточненная редакция.
В целях повышения качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, руководствуясь Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обобщил практику применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете и рекомендует аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 г. (далее - бухгалтерская отчетность) обратить внимание на следующее.
________________
Настоящий документ подготовлен по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете (в том числе практики осуществления внешнего контроля деятельности аудиторских организаций Казначейством России), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер.
В 2024 г. на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц продолжает оказывать существенное влияние комплекс факторов экономического и иного характера. Среди них, в частности, геополитическая обстановка, ограничения, введенные в отношении Российской Федерации, ее экономических субъектов и граждан отдельными государствами и их объединениями, меры, принимаемые в Российской Федерации в ответ на внешнее санкционное давление. Это обстоятельство, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности.
Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Это должно быть принято во внимание на всех этапах организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности: при планировании аудита, рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников, т.д.
________________
Настоящий раздел подготовлен с использованием материалов, предоставленных Казначейством России и Росфинмониторингом.
Исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности", при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2024 г. необходимо руководствоваться:
а) МСА, введенными в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 9 января 2019 г. № 2н, 30 декабря 2020 г. № 335н, 27 октября 2021 г. № 163н, 9 ноября 2021 г. № 172н, 16 октября 2023 г. № 166н;
б) Кодексом профессиональной этики аудиторов и Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации "Содружество" в редакциях, действующих с 1 января 2024 г.
Помимо этого необходимо применять следующие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения на территории Российской Федерации: Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита; Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность; Словарь терминов; Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность; Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
При применении МСА необходимо обратить внимание на комплекс изменений, внесенных в них в связи с принятием:
________________
См. Информационное сообщение ИС-аудит-67. Здесь и далее - Информационные сообщения "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии" и "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии" размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России minfin.gov.ru в разделах соответственно "Аудиторская деятельность-Общая информация" и "Бухгалтерский учет и отчетность-Бухгалтерский учет-Информационные материалы".
а) МСК 1, МСК 2 и МСА 200 (пересмотренный) - изменения в МСА 200, МСА 210, МСА 230, МСА 250 (пересмотренный), МСА 260 (пересмотренный), МСА 300, МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.), МСА 500, МСА 540 (пересмотренный), МСА 600, МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.), МСА 620, МСА 700 (пересмотренный), МСА 701, МСА 720 (пересмотренный), МСА 805 (пересмотренный), МОПА 1000, Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг;
б) МСА 600 (пересмотренный) - изменения в МСК 1, МСК 2, МСА 220 (пересмотренный), МСА 230, МСА 240, МСА 250 (пересмотренный), МСА 260 (пересмотренный), МСА 300, МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.), МСА 320, МСА 402, МСА 501, МСА 510, МСА 550, МСА 570 (пересмотренный), МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.), МСА 700 (пересмотренный), МСА 701, МСА 705 (пересмотренный), МСА 706 (пересмотренный), МСА 710, МСА 720 (пересмотренный), МСА 805 (пересмотренный), МСОП 2400 (пересмотренный).
Исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ, аудит годовой бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций за 2024 г. вправе проводить:
а) аудит отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке - только аудиторские организации, сведения о которых внесены Банком России в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке;
________________
Реестр размещен на официальном Интернет-сайте Банка России cbr.ru в разделе "Инфраструктура финансового рынка".
б) аудит отчетности иных общественно значимых организаций - только аудиторские организации, сведения о которых внесены Казначейством России в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
________________
Реестр размещен на официальном Интернет-сайте Казначейства России roskazna.gov.ru в разделе "Контроль - Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям".
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) вправе требовать и получать от аудиторской организации информацию о внесении сведений о ней в реестры аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке. В свою очередь, аудиторская организация обязана предоставлять по требованию аудируемого лица (лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг) информацию о внесении сведений о ней в данные реестры.
Исходя из МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг", одним из элементов системы управления качеством в аудиторской организации является систематический мониторинг функционирования этой системы. Согласно МСК 1 лицо, на которое возложены конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством, должно оценивать эту систему от имени аудиторской организации:
________________
Согласно МСК 1 конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством в аудиторской организации возлагается, как правило, на ее руководителя.
а) цель оценки - определить, обеспечивает ли система управления качеством разумную уверенность в том, что: 1) аудиторская организация и ее персонал выполняют свои обязанности в соответствии с применимыми требованиями законодательства и нормативных правовых актов, профессиональными стандартами, а также задания - в соответствии с такими требованиями и стандартами; 2) заключения или отчеты по результатам заданий, выпущенные аудиторской организацией, носят надлежащий характер с учетом конкретных обстоятельств;
б) периодичность оценки - не реже одного раза в год.
Среди важных предпосылок проведения оценки системы управления качеством:
а) наличие документации, подтверждающей разработку, внедрение и проведение ответных мероприятий;
б) установление периода для хранения документации по системе управления качеством, достаточного для того, чтобы мог проводиться мониторинг разработки, внедрения и функционирования системы управления качеством.
Помимо оценки системы управления качеством, аудиторская организация обязана проводить периодическую оценку результатов работы лица, на которое возложены конечная ответственность и обязанность отчитываться о данной системе, а также лица (лиц), на которое возложена ответственность за функционирование системы управления качеством. При этом учитывается оценка системы управления качеством.
Согласно МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности" при выполнении процедур оценки рисков в соответствии с требованиями МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения" аудитор должен проанализировать, имеют ли место события или условия, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность. При этом аудитор должен установить, провело ли уже руководство аудируемого лица предварительную оценку способности этого аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность:
а) если такая оценка была проведена, аудитор должен обсудить эту оценку с руководством аудируемого лица и установить, выявило ли руководство события или условия, которые в отдельности или в совокупности могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность, и если да, то обсудить с руководством ответные действия;
б) если такая оценка еще не проводилась, аудитор должен обсудить с руководством аудируемого лица основание для планируемого применения принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, и выяснить у руководства, имеют ли место события и условия, которые в отдельности или в совокупности могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность.
На протяжении всего аудита аудитор должен с повышенным вниманием подходить к аудиторским доказательствам, указывающим на то, что имеют место события или условия, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность.
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" при оказании аудиторских услуг аудируемое лицо обязано давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме.
В соответствии с МСА 580 "Письменные заявления" аудитор должен запросить у руководства аудируемого лица:
________________
Для целей МСА 580 под руководством аудируемого лица понимается непосредственно руководство и, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление. Об определении лица, отвечающего за корпоративное управление, в ходе оказания аудиторских услуг, см. Разъяснение практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность ППЗ 12-2017 (официальный Интернет-сайт Минфина России www.minfin.gov.ru раздел "Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита - Разъяснения и рекомендации"). В случае, когда ответственной стороной является руководство (а не лица, отвечающие за корпоративное управление), письменные заявления можно запрашивать у генерального директора и финансового директора (у руководителей, занимающих аналогичные должности).
а) письменное заявление, подтверждающее, что руководство выполнило свои обязанности по подготовке бухгалтерской отчетности в соответствии с применимой концепцией подготовки бухгалтерской отчетности, включая, где это уместно, ее достоверное представление, как того требуют условия аудиторского задания;
б) письменное заявление, подтверждающее, что руководство предоставило аудитору всю необходимую информацию и доступ к ресурсам, как того требуют условия аудиторского задания; все операции были отражены в учете и представлены в бухгалтерской отчетности.
Помимо МСА 580, иные МСА содержат требования о получении письменных заявлений от руководства аудируемого лица, в частности: