Не вступил в силу

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

     
Принят
Государственной Думой
21 ноября 2024 года

     
Одобрен
Советом Федерации
27 ноября 2024 года

     

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2025 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 214575 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента (декабрь 2025 года к декабрю 2024 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 40296099832,3 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1812986014,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 41469516799,0 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2026 года в сумме 29385599266,5 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2026 года в сумме 61,1 млрд. долларов США, или 55,5 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 1173416966,7 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2026 год и на 2027 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 230568 млрд. рублей и 248313 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2026 года к декабрю 2025 года) и 4,0 процента (декабрь 2027 года к декабрю 2026 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2026 год в сумме 41840936841,2 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1226671162,6 тыс. рублей, и на 2027 год в сумме 43154174184,1 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 650959080,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2026 год в сумме 44022176672,2 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1100554416,8 тыс. рублей, и на 2027 год в сумме 45915618929,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 2295780946,5 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2027 года в сумме 34046224647,2 тыс. рублей и на 1 января 2028 года в сумме 39004836914,5 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2027 года в сумме 59,2 млрд. долларов США, или 53,4 млрд. евро, и на 1 января 2028 года в сумме 56,5 млрд. долларов США, или 50,9 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета на 2026 год в сумме 2181239831,0 тыс. рублей и дефицит федерального бюджета на 2027 год в сумме 2761444745,2 тыс. рублей.

Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 184_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

4. Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, распределяются в следующем порядке:

в 2025 и 2026 годах:

77,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, - по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Федеральному закону;

22,3 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, - по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 3 к настоящему Федеральному закону;

в 2027 году - в полном объеме доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, - по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Федеральному закону.

5. Доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетом города Байконура в 2025-2027 годах в следующем порядке:

59,5 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, - пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

35,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, - по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 4 к настоящему Федеральному закону;

4,8 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, - по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 4 к настоящему Федеральному закону.

6. Доходы от налога на прибыль организаций, уплаченные налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, установленным приложением 5 к настоящему Федеральному закону.

7. Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.

8. Доходы от уплаты акцизов на спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья на территории Российской Федерации, акцизов на спиртосодержащую продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 50 процентов объема указанных доходов, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.

9. Доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, в соответствии со статьей 242_13 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределенные в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты федеральных территорий, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты федеральных территорий по нормативу 100 процентов.

10. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2025 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2024 году.

11. Доходы от сумм пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются Федеральным казначейством между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам согласно приложению 7 к настоящему Федеральному закону.

Статья 3. Главные администраторы доходов федерального бюджета, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями, Центральным банком Российской Федерации, и главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти

1. Утвердить перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями, Центральным банком Российской Федерации, согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.

2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Особенности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году

1. Установить, что в 2025 году:

1) признание единым налоговым платежом суммы налога на основании решения о возмещении (о предоставлении налогового вычета) или заявления о возврате в соответствии со статьей 11_3 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанного налога;

2) признание единым налоговым платежом сумм процентов, начисленных налоговым органом в случаях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, закрепляемому за налоговыми органами, предусмотренному для учета сумм процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, уплачиваемых налогоплательщиком, с применением отдельного кода подвида доходов;

3) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата авансовых платежей, предусмотренных в отношении обязательных платежей правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, и денежного залога, предусмотренного правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, подлежит отражению по кодам классификации доходов бюджетов, закрепляемым за Федеральной таможенной службой, предусмотренным для учета указанных процентов с применением отдельного кода подвида доходов, и зачислению в полном объеме в доход федерального бюджета;

4) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата (зачета) сумм излишне уплаченных налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, вывозных таможенных пошлин, таможенных пошлин в отношении товаров электронной торговли, сборов, соответствующих пеней (процентов), и процентов, начисленных на суммы излишне взысканных налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, вывозных таможенных пошлин, таможенных пошлин в отношении товаров электронной торговли, сборов, соответствующих пеней (процентов), подлежит отражению по кодам классификации доходов бюджетов, закрепляемым за Федеральной таможенной службой, предусмотренным для учета доходов от указанных налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, вывозных таможенных пошлин, таможенных пошлин в отношении товаров электронной торговли, сборов, с применением отдельного кода подвида доходов;

5) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата (зачета) сумм излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней (процентов), и процентов, начисленных на суммы излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней (процентов), подлежит отражению по кодам классификации доходов бюджетов, закрепляемым за Федеральной таможенной службой, предусмотренным для учета сумм, перечисляемых в федеральный бюджет после распределения ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации, с применением отдельного кода подвида доходов;

6) уплата денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежит отражению по отдельному коду бюджетной классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

7) возврат излишне уплаченных сумм денежных взысканий (штрафов), поступивших до 1 января 2020 года, осуществляется из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в который они были зачислены;

8) администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, осуществляется администратором доходов бюджета, которым ведется учет указанной задолженности.

2. Установить, что факт уплаты обязательных платежей в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственным (муниципальным) учреждением, которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования), подтверждается распоряжением о совершении казначейского платежа с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства (финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования).

Статья 5. Особенности использования средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в 2025 году

1. Установить, что в 2025 году территориальные органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), включая остатки средств, предусмотренные частями 11 и 12 настоящей статьи (далее - целевые средства).

2. Установить, что в соответствии со статьей 242_25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства:

1) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), в том числе предоставляемые в соответствии с концессионными соглашениями, и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

2) гранты в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставляемые в соответствии с пунктом 4 статьи 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

3) взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вклады в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, гранты, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей части;

4) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей части, а также взносы (вклады), гранты, указанные в пункте 3 настоящей части;

5) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100000,0 тыс. рублей и более;

6) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 50000,0 тыс. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78_1 и статьей 78_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

7) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) в иных случаях осуществления закупок для федеральных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с иными федеральными законами на сумму более 3000,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3000,0 тыс. рублей;

8) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 3000,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3000,0 тыс. рублей;

9) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части государственных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;

10) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Установить, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 242_23 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казначейское сопровождение:

1) расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100000,0 тыс. рублей и более для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 50000,0 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям), бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставляемых в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, а также расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»