ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2024 года № 1583
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
3. Федеральной антимонопольной службе по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
4. Исполнительным органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в целях учета изменений, внесенных в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (в редакции настоящего постановления), принять решения об установлении (пересмотре) с 1 января 2025 г. цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 4, ст.504; 2013, № 44, ст.5754; 2014, № 25, ст.3311; № 32, ст.4521; 2015, № 10, ст.1541; 2016, № 43, ст.6034; № 47, ст.6641; 2019, № 6, ст.527; 2020, № 1, ст.80; № 11, ст.1550; № 49, ст.7947; 2021, № 2, ст.392; 2022, № 4, ст.647; 2023, № 36, ст.6739; 2024, № 7, ст.974):
а) в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных указанным постановлением:
в пункте 7:
предложение второе абзаца одиннадцатого изложить в следующей редакции: "К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, в том числе привлекаемых для покрытия недостатка средств при просрочке платежей со стороны потребителей электрической энергии, потребителей услуг по передаче электрической энергии и гарантирующих поставщиков (энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций), действующих в интересах указанных потребителей, включая просроченную задолженность предыдущих лет гарантирующих поставщиков, находящихся или находившихся в процедуре банкротства, а также расходы на инвестиции, предусмотренные инвестиционной программой, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, с учетом внесенных в нее изменений, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены.";
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации.";
после абзаца двенадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, регулирующие органы в целях сглаживания изменения тарифов могут распределять по годам в течение периода, который не может быть более 5 лет, в том числе относящимся к разным долгосрочным периодам регулирования, корректировки необходимой валовой выручки сетевых организаций, проводимые по итогам года, предшествующего текущему периоду регулирования, в соответствии с абзацем тридцать вторым пункта 38 настоящего документа (распределению подлежит суммарная величина положительных и отрицательных корректировок необходимой валовой выручки сетевой организации по итогам соответствующего периода), а также выявленные по результатам проверки хозяйственной деятельности сетевых организаций исключаемые экономически необоснованные доходы и расходы.
При этом величина распределяемых в соответствии с абзацем тринадцатым настоящего пункта корректировок необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации, проводимых по итогам года, предшествующего текущему периоду регулирования, не может превышать 12 процентов от величины необходимой валовой выручки на очередной период регулирования, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 38 настоящего документа, без учета расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемых для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга), а также без учета распределенной величины, включенной в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования в соответствии с абзацем пятнадцатым настоящего пункта (но не выше суммарной величины корректировок необходимой валовой выручки).
Распределенная величина корректировок необходимой валовой выручки и (или) величина выявленных по результатам проверки хозяйственной деятельности сетевых организаций исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов включаются в необходимую валовую выручку территориальной сетевой организации с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в течение периода, который не может быть более 5 лет.
Действие положений, установленных абзацами тринадцатым - пятнадцатым настоящего пункта, не распространяется на территориальные сетевые организации, государственное регулирование цен (тарифов) которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала, а также в случае заключения между сетевой организацией и регулирующим органом соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.";
в пункте 27:
абзацы второй, шестой и седьмой признать утратившими силу;
дополнить абзацем следующего содержания:
"Положения настоящего пункта не применяются при регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.";
дополнить пунктом 27_1 следующего содержания:
"27_1. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых основных средств и нематериальных активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии. При этом не учитываются обесценение основных средств, затраты на ремонт, техническое обслуживание и технический осмотр, а также амортизация прав пользования активами, отраженными в составе основных средств, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете размера амортизации основных средств и нематериальных активов:
используются данные по фактически введенным в эксплуатацию объектам основных средств и принятым к бухгалтерскому учету нематериальным активам, принадлежащим территориальной сетевой организации на праве собственности или на ином законном основании и применяемым в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, на последнюю отчетную дату, а также данные по объектам основных средств, планируемым к вводу до окончания текущего периода регулирования после отчетного периода, за который предоставлены фактические данные, в том числе в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой;
в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2025 г., срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы";
в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию с 1 января 2025 г., срок полезного использования активов принимается на основании данных бухгалтерского учета территориальной сетевой организации, но не ниже минимального срока полезного использования, предусмотренного Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", в отношении соответствующей амортизационной группы;
результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации с учетом положений пункта 32_4 настоящего документа.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, определяемые в соответствии с настоящим пунктом, учитываются в тарифах на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, при условии наличия у территориальной сетевой организации утвержденной (скорректированной) в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционной программы на очередной период регулирования или проекта инвестиционной программы на очередной период регулирования, который в текущем периоде регулирования проходит рассмотрение (утверждение) в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Правила утверждения инвестиционных программ). В отношении территориальных сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, при расчете на плановый период регулирования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов учитываются в размере амортизационных отчислений, предусмотренных источником финансирования утвержденной (скорректированной) в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционной программы на очередной период регулирования или проекта инвестиционной программы на очередной период регулирования, который в текущем периоде регулирования проходит рассмотрение (утверждение) в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ.
Расходы на амортизацию объектов электросетевого хозяйства, права владения и пользования которыми переданы системообразующей территориальной сетевой организации на основании договоров (соглашений), заключенных в соответствии с положениями пунктов 2 и 7 статьи 46_4 Федерального закона "Об электроэнергетике", учитываются в необходимой валовой выручке такой организации, в том числе в части амортизации, начисляемой собственником указанных объектов.";
в пункте 30:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"При расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки сетевых организаций учитываются внереализационные расходы, в том числе:";
дополнить абзацами следующего содержания:
"расходы на формирование резерва по сомнительным долгам потребителей, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с сетевыми организациями, которые определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии (за исключением выручки, полученной от сетевых организаций и организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков). При этом по заявлению сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента;
расходы на обслуживание заемных средств, в том числе привлеченных на финансирование капитальных вложений, а также для покрытия недостатка средств при просрочке платежей со стороны потребителей услуг по передаче электрической энергии и гарантирующих поставщиков (энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций), действующих в интересах указанных потребителей, включая просроченную задолженность предыдущих лет гарантирующих поставщиков, находящихся или находившихся в процедуре банкротства.";
в пункте 32:
в абзаце первом слова ", предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта" заменить словами ", предусмотренных абзацами вторым - двенадцатым настоящего пункта и пунктом 32_4 настоящего документа", слова "в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Правила утверждения инвестиционных программ)," заменить словами "в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются в том числе с учетом:";
после абзаца второго дополнить абзацами следующего содержания:
"амортизационных отчислений, определяемых с учетом положений пункта 32_4 настоящего документа;
сумм заемных средств, а также условий их возврата.";
в абзаце третьем слово "долгосрочных" исключить;
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"При ежегодной корректировке необходимой валовой выручки в соответствии с методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, размер собственных средств сетевой организации на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в необходимой валовой выручке, определяется с учетом:";
дополнить пунктом 32_4 следующего содержания:
"32_4. При утверждении (корректировке) в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике на очередной период регулирования инвестиционной программы и определении источника финансирования инвестиционных проектов, а также при проведении анализа исполнения мероприятий инвестиционной программы учитывается, что амортизационные отчисления могут быть направлены на покрытие:
расходов, потребность в которых обусловлена необходимостью реализации следующих мероприятий (не учтенных в составе мероприятий утвержденной или скорректированной в установленном порядке инвестиционной программы):
исполнение решений и (или) предписаний уполномоченных органов государственной власти или решений суда об устранении нарушений обязательных требований к объектам электросетевого хозяйства;
исполнение решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения;
предотвращение аварий и (или) ликвидация их последствий, если расходы на данные мероприятия не покрываются страховыми выплатами;
реализация инвестиционных проектов, информация о которых не подлежит раскрытию в соответствии с требованиями подпункта "м" пункта 19 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии";
осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, расходы на которое в соответствии с пунктом 87 настоящего документа не включаются в плату за технологическое присоединение (в размере превышения экономически обоснованного уровня таких расходов над учтенным в тарифе на услуги по передаче электрической энергии);
расходов на возврат и обслуживание заемных средств, используемых для строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, ремонта и (или) эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, а также для покрытия недостатка средств при просрочке платежей потребителями услуг по передаче электрической энергии (включая дебиторскую задолженность прошлых лет гарантирующих поставщиков, находящихся или находившихся в процессе банкротства).
В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, величина непонесенных расходов в той части, которая при утверждении (корректировке) инвестиционной программы в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике была определена источником финансирования затрат, предусмотренных абзацами вторым - восьмым настоящего пункта, и не была направлена территориальной сетевой организацией по итогам истекшего периода регулирования на указанные расходы, исключается из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на 5-й календарный год. Положения настоящего абзаца применяются к территориальной сетевой организации, необходимая валовая выручка которой с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на соответствующий период регулирования.