Действующий

Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2025 год

II. Анализ текущего состояния государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов

 

4. Подконтрольным субъектом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов является саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация "Содружество" (далее - ААС).

5. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов является соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований.

6. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержден приказом Минфина России от 17 мая 2024 г. № 192.

7. На основе анализа текущей структуры нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов сформированы следующие ключевые охраняемые законом ценности, защита которых должна обеспечиваться в ходе государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов:

а) право юридических лиц и граждан на получение информации;

б) право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию;

в) право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом;

г) обеспечение условий осуществления аудиторской деятельности.

Ключевые риски, оказывающие воздействие на охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, источники их возникновения и способы регулирования определены в приложении № 1 к настоящей Программе.

8. Сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях, проведенных Минфином России в отношении ААС, приведены в приложении № 2 к настоящей Программе. С 1 января 2022 года по 1 ноября 2024 года проведена одна плановая проверка саморегулируемой организации аудиторов и семь мероприятий по контролю за ее деятельностью без взаимодействия с ней.

Количество нарушений и недостатков, выявленных Минфином России в ходе контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ААС в 2022-2024 годах, приведены в приложении № 3 к настоящей Программе. Эти нарушения и недостатки касались деятельности ААС по: рассмотрению жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов; применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов; обеспечению доступа к информации о деятельности ААС и ее членов.

Однако выявленные нарушения и недостатки в деятельности ААС, как правило, являлись единичными, не носили системного характера. В большинстве случаев нарушения и недостатки заключались в отклонениях от установленных законодательными актами сроков исполнения тех или иных действий, нераскрытии на официальном сайте ААС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") сведений по отдельным вопросам деятельности ААС или ее членов. Выявленные нарушения и недостатки не повлекли причинение ущерба законным интересам членов ААС и других заинтересованных лиц, не оказывали существенное воздействие на охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.

Меры воздействия, принятые Минфином России по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ААС, указаны в приложении № 4 к настоящей Программе. ААС своевременно принимала меры по устранению этих нарушений и недостатков, недопущению их в дальнейшей деятельности.

9. Наиболее значимым риском в деятельности ААС в настоящее время продолжает оставаться риск, связанный с обеспечением ААС доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" обеспечение ААС доступа к такой информации является одной из обязанностей саморегулируемой организации аудиторов. Ведение сайта ААС в сети "Интернет" и размещение на нем информации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, документов, принятых ААС и регламентирующих деятельность ее органов, решений, принятых Съездом членов ААС и Правлением ААС, ее годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения об этой отчетности, стандартов и правил ААС, других документов и информации, обеспечивают реализацию права заинтересованных юридических лиц и граждан на получение информации.

При этом результаты анализа практики осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов позволяют рассмотреть вопрос о сокращении с 2025 года количества контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении ААС. Это позволит снизить административную нагрузку на ААС. Вместе с тем это не должно сказаться на степени защищенности охраняемых законом ценностей, являющихся предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.