МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 ноября 2024 года № 499
В соответствии с частью 1 статьи 8_2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", частью 4 статьи 1 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329,
приказываю:
2. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2025 год определить Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра
А.В.Моисеев
Программа профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2025 год
1. Настоящая Программа определяет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России (далее - обязательные требования) саморегулируемой организацией аудиторов.
2. Целями проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов являются:
а) предупреждение нарушений саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований;
б) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
в) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
г) снижение издержек Минфина России и саморегулируемой организации аудиторов при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
д) снижение административной нагрузки на саморегулируемую организацию аудиторов;
е) создание мотивации к добросовестной деятельности саморегулируемой организации аудиторов;
ж) разъяснение саморегулируемой организации аудиторов системы обязательных требований.
3. Задачами проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов являются:
а) формирование единообразного понимания обязательных требований у саморегулируемой организации аудиторов и у Минфина России;
б) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;
в) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их исключению;
г) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.
4. Подконтрольным субъектом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов является саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация "Содружество" (далее - ААС).
5. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов является соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований.
6. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержден приказом Минфина России от 17 мая 2024 г. № 192.
7. На основе анализа текущей структуры нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов сформированы следующие ключевые охраняемые законом ценности, защита которых должна обеспечиваться в ходе государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов:
а) право юридических лиц и граждан на получение информации;
б) право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию;
в) право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом;
г) обеспечение условий осуществления аудиторской деятельности.
Ключевые риски, оказывающие воздействие на охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, источники их возникновения и способы регулирования определены в приложении № 1 к настоящей Программе.
8. Сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях, проведенных Минфином России в отношении ААС, приведены в приложении № 2 к настоящей Программе. С 1 января 2022 года по 1 ноября 2024 года проведена одна плановая проверка саморегулируемой организации аудиторов и семь мероприятий по контролю за ее деятельностью без взаимодействия с ней.
Количество нарушений и недостатков, выявленных Минфином России в ходе контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ААС в 2022-2024 годах, приведены в приложении № 3 к настоящей Программе. Эти нарушения и недостатки касались деятельности ААС по: рассмотрению жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов; применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов; обеспечению доступа к информации о деятельности ААС и ее членов.
Однако выявленные нарушения и недостатки в деятельности ААС, как правило, являлись единичными, не носили системного характера. В большинстве случаев нарушения и недостатки заключались в отклонениях от установленных законодательными актами сроков исполнения тех или иных действий, нераскрытии на официальном сайте ААС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") сведений по отдельным вопросам деятельности ААС или ее членов. Выявленные нарушения и недостатки не повлекли причинение ущерба законным интересам членов ААС и других заинтересованных лиц, не оказывали существенное воздействие на охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.
Меры воздействия, принятые Минфином России по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ААС, указаны в приложении № 4 к настоящей Программе. ААС своевременно принимала меры по устранению этих нарушений и недостатков, недопущению их в дальнейшей деятельности.
9. Наиболее значимым риском в деятельности ААС в настоящее время продолжает оставаться риск, связанный с обеспечением ААС доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" обеспечение ААС доступа к такой информации является одной из обязанностей саморегулируемой организации аудиторов. Ведение сайта ААС в сети "Интернет" и размещение на нем информации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, документов, принятых ААС и регламентирующих деятельность ее органов, решений, принятых Съездом членов ААС и Правлением ААС, ее годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения об этой отчетности, стандартов и правил ААС, других документов и информации, обеспечивают реализацию права заинтересованных юридических лиц и граждан на получение информации.
При этом результаты анализа практики осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов позволяют рассмотреть вопрос о сокращении с 2025 года количества контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении ААС. Это позволит снизить административную нагрузку на ААС. Вместе с тем это не должно сказаться на степени защищенности охраняемых законом ценностей, являющихся предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.
10. В целях профилактики нарушений обязательных требований Минфином России были проведены следующие профилактические мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет":
Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 17 мая 2024 г. № 192, а также текстов правовых актов из указанного перечня или их отдельных положений, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также их поддержание в актуальном состоянии;
информационных сообщений об изменениях в нормативных правовых актах;
программ проверок саморегулируемой организации аудиторов;
методических материалов, разъясняющих порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
информации о результатах проверки саморегулируемой организации аудиторов и принятой мере воздействия;
обобщенных материалов результатов государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов с перечнем выявленных нарушений;
анкеты самооценки саморегулируемой организации аудиторов;
отчетов по контролю деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
информации о результатах проведенных совещаний с саморегулируемой организацией аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов;
Классификатора типовых нарушений обязательных требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, выявленных Минфином России в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
б) анализ опыта осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов. Его результаты представляются в размещенном в сети "Интернет" ежегодном докладе об осуществлении Минфином России государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
в) проведение наблюдения за соблюдением саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований. О результатах наблюдения проинформирована саморегулируемая организация аудиторов;
г) проведение совещаний с саморегулируемой организацией аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов;
д) обобщение и анализ результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) за саморегулируемой организацией аудиторов и размещение их на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет";
11. Показателями эффективности мероприятий настоящей Программы являются:
а) доля проверок, осуществленных в отношении саморегулируемой организации аудиторов, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований от общего количества запланированных проверок. Показатель характеризует эффективность осуществления Минфином России планирования проверок государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов с применением риск-ориентированного подхода и определяется как соотношение количества проверок за отчетный период, по которым выявлены нарушения обязательных требований, и общего количества проведенных плановых проверок за отчетный период;
б) количество вынесенных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований, к общему количеству вынесенных мер воздействия. Показатель характеризует качество осуществления Минфином России контрольных мероприятий государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и определяется как соотношение количества оставленных без изменения мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований за отчетный период, и общего количества мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований за отчетный период;
в) информированность саморегулируемой организации аудиторов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, посредством размещения нормативных правовых актов, информационных сообщений и иных документов на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет";
г) понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование саморегулируемой организацией аудиторов и Минфином России;
д) вовлечение саморегулируемой организации аудиторов в регулярное взаимодействие с Минфином России;
е) удовлетворенность качеством мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов, проведенных в отчетном периоде.
Показатели "в" - "е" определяются путем ежегодного анкетирования саморегулируемой организации аудиторов.
12. Ответственными за организацию и проведение профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов являются:
Соломяный Сергей Васильевич - заместитель директора Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности - начальник отдела контроля в сфере аудиторской деятельности Минфина России, тел. 8-495-913-11-11 (доб.0701);