УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Федеральной службы по
аккредитации
Н.В.Скрыпник
7 ноября 2024 года
СМ № 03.2-4.0002
Версия 01.1 Ноябрь 2024 г.
Методика заполнения форм анкет самообследования соответствия органов сертификации систем менеджмента требованиям критериев аккредитации, прилагаемых к заявлению об аккредитации, заявлению о расширении области аккредитации, заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица
Настоящая методика разработана Федеральной службой по аккредитации в целях обеспечения единых подходов по заполнению форм анкет самообследования соответствия органа сертификации систем менеджмента требованиям Критериев аккредитации с учетом требований стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017. Настоящая методика вводится в действие со дня ее утверждения.
1.1. Настоящая методика предназначена для заявителей, претендующих на получение аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органа сертификации систем менеджмента, аккредитованных лиц (органов сертификации систем менеджмента), а также для экспертов по аккредитации, технических экспертов, принимающих участие в оценке их соответствия требованиям, установленным Критериями аккредитации и перечнем документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица Критериям аккредитации, утвержденными приказом Минэкономразвития России № 707.
1.2. Настоящая методика применяется при заполнении форм анкет самообследования, представляемых заявителями, претендующими на получение аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органа сертификации систем менеджмента, аккредитованными лицами в целях прохождения процедур расширения области аккредитации и подтверждения компетентности аккредитованного лица.
2.1. В настоящей методике использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный закон № 412-ФЗ | |
Постановление Правительства Российской Федерации № 2050 (Правила осуществления аккредитации, Правила проведения процедуры подтверждения компетентности, Правила рассмотрения заявления о прекращении действия аккредитации, Правила формирования и утверждения программы выездной оценки заявителя) | |
Приказ Минэкономразвития России № 707 (критерии аккредитации) | |
СМ № 03.1-9.0004 | |
2.2. При пользовании настоящей методики следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при пользовании настоящей методики следует руководствоваться замененным (измененным) документом.
3.1. В настоящей методике применяются термины и определения в соответствии с Федеральным законом № 412-ФЗ.
3.2. В настоящей методике применяются следующие сокращения:
анкета самообследования | - | анкета самообследования соответствия органа сертификации систем менеджмента требованиям критериев аккредитации, прилагаемая к заявлению об аккредитации, заявлению о расширении области аккредитации, заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица |
СМК | - | система менеджмента качества |
4.1. Анкета самообследования представляет собой форму, в соответствии с которой заявитель (аккредитованное лицо) может оценить и учесть риски, связанные со своей деятельностью в заявленной (расширяемой) и (или) утвержденной области аккредитации по месту (местам) осуществления деятельности.
4.2. Анкета самообследования заполняется в соответствии с формами анкеты самообследования соответствия органа сертификации систем менеджмента требованиям критериев аккредитации, прилагаемой к заявлению об аккредитации (приложение 1), или анкеты самообследования соответствия органа сертификации систем менеджмента требованиям критериев аккредитации, прилагаемой к заявлению о расширении области аккредитации и заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (приложение 2), с использованием функционала федеральной государственной информационной системы в области аккредитации для подачи заявления на предоставление государственной услуги по аккредитации, расширению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованного лица и размещается в подраздел "Анкета самообследования соответствия критериям аккредитации" раздела "Прилагаемые документы".
5.1. Приложение 1 заполняется при подаче органом сертификации систем менеджмента заявления об аккредитации.
Приложение 2 заполняется при подаче органом сертификации систем менеджмента заявления о расширении области аккредитации, проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.
5.2. Столбец 1 приложений 1 и 2 содержит указание на номера пунктов Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 707, национальных стандартов, документа международной организации по аккредитации, содержащих требования к органам сертификации систем менеджмента.
5.3. В столбце 2 приложений 1 и 2 излагаются требования Критериев аккредитации, национальных стандартов, документа международной организации по аккредитации.
5.4. Столбец 3 приложений 1 и 2 заполняется c учетом документа (документов) СМК органа сертификации систем менеджмента, иных документов, подтверждающих соответствие органа сертификации систем менеджмента установленным требованиям (например, документированные процедуры, трудовые книжки, трудовые договоры, планы корректирующих действий и т.д.), соответствующих записей (например, записи о регистрации и актуализации нормативных правовых документов, необходимых для выполнения работ в области аккредитации, записи в журналах корректирующих действий), имеющих отношение к выполнению требований Критериев аккредитации, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и иных обязательных требований в сфере аккредитации.
В данном столбце указывается номер пункта(ов) или раздела(ов) документа(ов) СМК, где установлены требования Критериев аккредитации, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и иных документов, записей (при наличии), подтверждающих соответствие органа сертификации систем менеджмента установленным требованиям. В частности, указываются наименование документа, шифр и конкретные пункты, подпункты, разделы документов СМК и иных документов, подтверждающих соответствие органа сертификации систем менеджмента установленным требованиям.
При заполнении анкеты самообследования следует ориентироваться на последнюю редакцию утвержденного документа СМК (руководства по качеству) и разработанных дополнительных документированных процедур (при наличии), а также приводить ссылки на фактически ведущиеся (оформляемые) записи.
5.5. В столбце 4 приложений 1 и 2 указывается на соответствие/несоответствие документа(ов) СМК и иных документов, записей (при наличии), подтверждающих соответствие органа сертификации систем менеджмента требованиям Критериев аккредитации, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, национальных стандартов или документа международной организации по аккредитации. По результатам самообследования проставляется запись "Соответствует" либо "Не соответствует".
5.6. В столбце 5 приложений 1 и 2 указывается на соблюдение/несоблюдение установленных требований, которое выявлено в ходе проведения самообследования. По результатам самообследования проставляется запись "Соблюдается", либо "Не соблюдается".
5.7. В столбце 6 приложения 2 в случае изменения документов СМК или иных документов, подтверждающих соответствие органа сертификации систем менеджмента требованиям Критериев аккредитации, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, национального стандарта или документа международной организации по аккредитации, со дня аккредитации (в случае, если процедура подтверждения компетентности не проводилась) или с момента прохождения последней процедуры подтверждения компетентности указываются внесенные изменения и причины изменений. В случае отсутствия изменений указывается, что действует редакция, которая ранее была представлена при прохождении процедуры аккредитации или предыдущей процедуры подтверждения компетентности.
5.8. В случае, если положения Критериев аккредитации, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, содержащиеся в форме анкеты самообследования, не распространяются на деятельность, осуществляемую заявителем, аккредитованным лицом в соответствии с областью аккредитации, в столбцах 4, 5 приложений 1 и 2 проставляется запись "Не применимо".
Указанная запись проставляется, в том числе, в случае если заявитель, аккредитованное лицо не проводит работы в сфере, к которой применяются дополнительные требования (например, если орган сертификации систем менеджмента не применяет дополнительные требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020, то в анкете самообследования в части пункта 15 Критериев аккредитации указывается "Не применимо").
В случае проставления ответа "Не применимо", в приложениях 1 и 2 также указывается на основание (причины) проставления такого ответа в столбец 3. Например, "орган сертификации систем менеджмента не применяет дополнительные требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020".
Форма анкеты самообследования, прилагаемой к заявлению об аккредитации
АНКЕТА |
заявитель (для юридического лица) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, |
идентификационный номер налогоплательщика, адрес (место нахождения), |
номер телефона, адрес электронной почты, |
адрес (адреса) места (мест) осуществления деятельности в заявленной области аккредитации |
заявитель (для индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, данные |
документа, удостоверяющего его личность, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе |
обязательного пенсионного страхования, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места жительства, |
номер телефона, адрес электронной почты, |
адрес (адреса) места (мест) осуществления деятельности в заявленной области аккредитации |
Направляем заполненную анкету самообследования соответствия органа по сертификации систем менеджмента требованиям критериев аккредитации и перечню документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации", а также требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования", требованиям, приведенным в схеме аккредитации органов по сертификации систем менеджмента в национальной системе аккредитации СМ № 03.1-9.0004, утвержденной руководителем Федеральной службы по аккредитации 24 апреля 2024 г.:
Номер | Требование Критериев аккредитации, документов по стандартизации, документов международной организации | Номер пункта(ов) или раздела(ов) документа(ов) СМК, где установлены требования Критериев аккредитации, стандартов, документов международной организации, и иных документов, записей (при наличии), подтверждающих соответствие | Соответствие/ | Соблюдение/ |
органа по сертификации систем менеджмента установленным требованиям (Указывается наименование документа, шифр и конкретные пункты, подпункты, разделы документов СМК и иных документов, записей (при наличии)) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ | ||||
11 | Органы по сертификации систем менеджмента должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июля 2017 г. № 640-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации". | |||
4. Принципы | ||||
4.2. Беспристрастность | ||||
4.2.1 | Чтобы проводить сертификацию, заслуживающую доверия, орган по сертификации должен быть беспристрастным и должен восприниматься как таковой. | |||
4.2.2 | Общепризнано, что источником дохода органа по сертификации является плата заказчика за сертификацию, и это является потенциальной угрозой для сохранения беспристрастности. | |||
4.2.3 | Для достижения и поддержания доверия необходимо, чтобы решения органа по сертификации основывались на объективных свидетельствах соответствия (или несоответствия), полученных органом по сертификации, и чтобы на его решения не влияли другие интересы или другие стороны. | |||
4.2.4 | Угрозы для сохранения беспристрастности, в частности, могут включать в себя следующее: | |||
a) собственная выгода: угроза возникает в случае, когда человек или организация действуют в личных интересах. В случае сертификации угрозой беспристрастности является финансовый интерес; | ||||
b) анализ собственной деятельности: угроза возникает при анализе человеком или организацией собственной работы. Выполнение аудита систем менеджмента заказчика, которому орган по сертификации предоставлял консультации по системам менеджмента, может привести к анализу собственной работы; | ||||
c) близкие отношения (или доверие): угроза возникает при слишком близких отношениях с лицом или организацией или в том случае, когда аудитор слишком доверяет другому лицу вместо того, чтобы искать свидетельства аудита; | ||||
d) запугивание: угроза возникает, когда у человека или органа возникает ощущение, что им открыто или скрытым образом угрожают, например, заменой или сообщением руководству. | ||||
4.3. Компетентность | ||||
4.3.1 | Компетентность персонала органа по сертификации во всех работах, связанных с процессом сертификации, необходима для проведения сертификации, заслуживающей доверие. | |||
4.3.2 | Также необходимо, чтобы сертификация поддерживалась системой менеджмента органа по сертификации. | |||
4.3.3 | Важнейшая задача для руководства органа по сертификации состоит в обеспечении внедрения процесса для установления критериев компетентности персонала, участвующего в проведении аудита и других работах по сертификации, и чтобы компетентность персонала оценивалась согласно данным критериям. | |||
4.4. Ответственность | ||||
4.4.2 | Орган по сертификации несет ответственность за оценку достаточности объективных свидетельств, на основании которых принимается решение о сертификации. На основании выводов аудита он принимает решение о выдаче сертификата, если имеются достаточные свидетельства соответствия, или о невыдаче сертификата, если нет достаточных свидетельств соответствия. | |||
________________ Любой аудит основан на выборке из всей системы менеджмента организации, поэтому гарантия 100%-ного соответствия требованиям невозможна. | ||||
4.5. Открытость | ||||
4.5.1 | Орган по сертификации должен обеспечивать открытый доступ или своевременно раскрывать соответствующую информацию о процессе аудита и сертификации, а также о статусе сертификации (например, о выдаче, подтверждении сертификата, расширении или сужении области действия сертификата, об обновлении, о приостановлении действия или отмене сертификата) любой организации с целью обеспечения уверенности в добросовестности и достоверности сертификации. Открытость - это принцип доступности или раскрытия соответствующей информации. | |||
4.5.2 | Для обеспечения или поддерживания доверия к сертификации орган по сертификации должен предоставлять необходимый доступ или раскрывать неконфиденциальную информацию о результатах конкретных аудитов (например, аудитов в ответ на жалобы) определенным заинтересованным сторонам. | |||
4.6. Конфиденциальность | ||||
4.6 | Для получения преимущественного доступа к информации, требуемой органом по сертификации для адекватной оценки соответствия требованиям, необходимо, чтобы орган по сертификации не раскрывал конфиденциальной информации. | |||
4.7. Реагирование на жалобы | ||||
4.7 | Стороны, которые полагаясь на сертификацию, ожидают, что их жалобы будут рассмотрены, должны быть уверены, что в случае признания их обоснованными орган по сертификации надлежащим образом учтет эти жалобы и приложит надлежащие усилия для их разрешения. Результативное реагирование на жалобы - важное средство защиты органа по сертификации, его заказчиков и других пользователей сертификации от ошибок, упущений или ненадлежащего поведения. Доверие к деятельности по сертификации обеспечивается в том случае, если проводится соответствующая работа с жалобами. | |||
________________ Правильный баланс между принципами открытости и конфиденциальности, включая реагирование на жалобы, необходимо соблюдать для демонстрации обоснованности и достоверности процесса всем пользователям сертификации. | ||||
4.8. Подход на основе рисков | ||||
4.8 | Органы по сертификации должны учитывать риски, связанные с проведением компетентной, непротиворечивой и беспристрастной сертификации. Риски могут быть, в частности, связаны с: | |||
- целями аудита; | ||||
- выборкой, применяемой для целей аудита; | ||||
- беспристрастностью; | ||||
- юридическими и другими обязательными требованиями, включая обязательства сторон; | ||||
- проверяемой организацией и условиями деятельности заказчика; | ||||
- влиянием аудита на заказчика и его деятельность; | ||||
- здоровьем и безопасностью членов аудиторской группы; | ||||
- восприятием заинтересованных сторон; | ||||
- недостоверными сообщениями сертифицируемого заказчика; | ||||
- использованием знаков. |