Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2021 года N 2050

Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации



В соответствии со статьями 17, 21, 22, 23 и 24 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации;

Правила проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица;

Правила внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";

Правила рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации;

изменения, которые вносятся в Правила формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 28, ст.4051; 2019, N 13, ст.1414).

2. Установить, что до 1 сентября 2022 г. при предоставлении национальным органом по аккредитации государственных услуг по аккредитации, расширению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованного лица в целях получения документов (информации), необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления указанных государственных услуг, запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации, в распоряжении которых находятся необходимые документы (информация), могут направляться на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014 г. N 519 "Об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 24, ст.3094);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 1363 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7632); пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. N 300 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст.1414).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г., за исключением подпункта "б" пункта 5, пункта 7, абзаца третьего пункта 27, абзацев второго и третьего пункта 33 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных настоящим постановлением, подпункта "б" пункта 8, пункта 10, абзаца пятого пункта 26, абзацев второго и третьего пункта 32 и абзаца второго пункта 38 Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденных настоящим постановлением, вступающих в силу с 1 сентября 2022 г.

5. Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правила проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правила внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правила рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 марта 2028 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2021 года N 2050

     

Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации



1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на получение аккредитации в национальной системе аккредитации (далее - заявитель), в том числе порядок подачи и рассмотрения заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов и сведений, основания для возврата заявления об аккредитации без рассмотрения, порядок прекращения осуществления процедур аккредитации заявителя на основании его заявления, порядок проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, порядок применения схем аккредитации, порядок формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, включая случаи проведения выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (далее - удаленная оценка), а также случаи и порядок проведения свидетельской оценки.

Расширение области аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в национальной системе аккредитации (далее - аккредитованное лицо), осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.

2. Для аккредитации (расширения области аккредитации) заявитель (аккредитованное лицо) представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил.

3. Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) представляется заявителем (аккредитованным лицом) по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон об аккредитации).

Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) направляется посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в виде электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) руководителя юридического лица или лица, которое в силу федерального закона или учредительных документов такого юридического лица выступает от его имени, либо индивидуального предпринимателя.

В случае если заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения подписаны лицом, уполномоченным в силу федерального закона или учредительных документов выступать от имени заявителя (аккредитованного лица) (представителем заявителя, аккредитованного лица), к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) прилагаются копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего указанное заявление и прилагаемые к нему документы и сведения.

4. В одном заявлении об аккредитации может быть заявлена одна область аккредитации в соответствии с одной схемой аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1_1 статьи 4 Федерального закона об аккредитации с учетом международных стандартов.

На основании одного заявления об аккредитации в случае принятия национальным органом по аккредитации по результатам проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации решения об аккредитации заявителю присваивается один уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

Расширение области аккредитации аккредитованного лица осуществляется по схеме аккредитации, в соответствии с которой была осуществлена аккредитация.

Для получения аккредитации в национальной системе аккредитации в 2 и более областях аккредитации по 2 и более схемам аккредитации заявитель направляет в установленном порядке отдельные заявления об аккредитации с указанием в каждом заявлении соответствующей области аккредитации и схемы аккредитации.

5. К заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) прилагаются документы и сведения, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона об аккредитации (далее - перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению), в том числе:

а) заявляемая область аккредитации;

б) анкета самообследования заявителя (аккредитованного лица) (далее - анкета самообследования);

в) копии документов, а также сведения, подтверждающие соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

6. Заявляемая область аккредитации формируется с использованием средств федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - федеральная система в области аккредитации) в виде электронного документа и подписывается электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

Заявляемая область аккредитации должна соответствовать одной схеме аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1_1 статьи 4 Федерального закона об аккредитации с учетом международных стандартов.

7. Анкета самообследования формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи в соответствии с формой и методикой, установленными национальным органом по аккредитации.

8. При подаче заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) прилагаемые документы и сведения представляются заявителем (аккредитованным лицом) с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в электронной форме, в том числе в виде электронных образов (скан-копии) документов, и подписываются электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

9. Документы и сведения, составленные на иностранном языке, должны быть представлены в национальный орган по аккредитации с заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.

10. Национальный орган по аккредитации не вправе требовать от заявителя (аккредитованного лица) указания в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации) сведений, а также представления документов и сведений, не предусмотренных настоящими Правилами, а также формой заявления и перечнем документов и сведений, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации).

11. Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения регистрируются национальным органом по аккредитации не позднее 1 рабочего дня со дня их поступления в национальный орган по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации.

Национальный орган по аккредитации в электронной форме информирует заявителя (аккредитованное лицо) о дате регистрации и реквизитах зарегистрированного заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) (регистрационном номере государственной услуги, присвоенном в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации).

12. Национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации при поступлении заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых документов и сведений по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5, 8-11 части 4 статьи 18 Федерального закона об аккредитации.

13. Национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) на любом этапе осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) в случае выявления в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации), прилагаемых к нему документах и сведениях, а также в иных документах и сведениях, представляемых заявителем (аккредитованным лицом) в ходе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) в целях подтверждения соответствия критериям аккредитации, недостоверной или искаженной информации.

14. Заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения, представленные заявителем (аккредитованным лицом) в национальный орган по аккредитации, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации проходят проверку:

а) с использованием средств федеральной системы в области аккредитации, обеспечивающих форматно-логический контроль, в том числе в отношении сведений, содержащихся в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документах и сведениях, полноты (комплектности), оформления и формы представления;

б) посредством направления запросов в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) организации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в целях подтверждения:

факта внесения сведений о заявителе (аккредитованном лице) в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

факта постановки заявителя (аккредитованного лица) на учет в налоговом органе;

наличия права собственности или иного законного основания, предусматривающего право владения и пользования помещениями, сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации;

соответствия оборудования и средств измерений, сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений (в том числе в части поверки);

наличия образования у работников заявителя (аккредитованного лица), сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации;

наличия опыта работы у работников заявителя (аккредитованного лица), сведения о которых представлены заявителем (аккредитованным лицом) в документах, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

15. В случае возникновения технических причин, влекущих невозможность проведения и (или) завершения проведения проверки заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документов и сведений в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, в том числе в связи с непоступлением в национальный орган по аккредитации ответов уполномоченных органов и организаций в установленный срок, национальный орган по аккредитации принимает решение о продолжении процедуры аккредитации заявителя (расширения области аккредитации аккредитованного лица) в соответствии с настоящими Правилами. При поступлении в национальный орган по аккредитации от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций в рамках ответов на запросы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 14 настоящих Правил, информации, указанной в пункте 18 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации на любом этапе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) принимает решение об отказе в аккредитации по основаниям, предусмотренным пунктом 1 и (или) 5 части 4 статьи 18 Федерального закона об аккредитации (решения, предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил, - в случае проведения процедуры расширения области аккредитации).

16. По результатам проверки, предусмотренной пунктом 14 настоящих Правил, заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения возвращаются национальным органом по аккредитации заявителю (аккредитованному лицу) без рассмотрения в следующих случаях:

а) нарушение установленных требований к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации) и (или) к прилагаемым к нему документам и сведениям, в том числе к их полноте (комплектности), оформлению, форме представления и схеме аккредитации;

б) подписание заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и (или) прилагаемых к нему документов и сведений лицом (лицами), не уполномоченным (не уполномоченными) на его (их) подписание;

в) если на момент подачи заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) в национальный орган по аккредитации на его рассмотрении находится другое заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) от этого заявителя (аккредитованного лица) по тому же адресу места осуществления деятельности в заявленной области аккредитации (либо если этот заявитель уже является аккредитованным лицом в соответствующей области аккредитации по тому же адресу места осуществления деятельности);

г) направление заявителем в национальный орган по аккредитации заявления об аккредитации с указанием 2 и более областей аккредитации в соответствии с 2 и более схемами аккредитации;

д) направление заявления о расширении области аккредитации по схеме аккредитации, не применявшейся при аккредитации в установленной области.

17. Национальный орган по аккредитации уведомляет заявителя (аккредитованное лицо) о возвращении заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения по основаниям, установленным пунктом 16 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с указанием причин возвращения указанного заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения (в том числе с использованием средств федеральной системы в области аккредитации).