ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2024 года № 1314
Об особенностях функционирования свободной экономической зоны на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области
В соответствии со статьями 19_1 и 19_2 Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
2. Лица, не являющиеся участниками свободной экономической зоны на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области, осуществляют предпринимательскую и иную деятельность в соответствии с частью 1 статьи 19_4 Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Правила принятия Правительством Российской Федерации решения об определении отдельных территорий субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области, в границах которых применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне
1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия Правительством Российской Федерации решения об определении отдельных территорий субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области, в границах которых применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне (далее - свободная экономическая зона на прилегающих территориях).
2. Для целей настоящих Правил используются понятия, установленные пунктами 1, 4, 5, 7 и 8 статьи 2, статьями 3 и 4, пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 18, а также главами 2_1 и 3 Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях".
3. Определение территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях осуществляется следующими способами:
а) установление территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях;
б) увеличение площади территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях;
в) уменьшение площади территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях.
4. В целях определения территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, прилегающего к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области (далее - заявитель), направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) предложение, содержащее:
а) перечень земельных участков, предлагаемых для включения в территорию свободной экономической зоны на прилегающих территориях, расположенных в границах одного или нескольких муниципальных образований, определенных заявителем, и (или) для исключения из территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях;
б) выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащие сведения о земельных участках, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) письменные согласия собственников на включение земельных участков, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, в границы свободной экономической зоны на прилегающих территориях;
г) инвестиционные декларации потенциальных инвесторов, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов на территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях, содержащие сведения о количестве создаваемых рабочих мест, технико-экономическом обосновании инвестиционного проекта, об объеме инвестиций, в том числе капитальных вложений, и иных расходах, планируемых к осуществлению, по следующим направлениям расходования:
создание и последующая эксплуатация новых объектов основных средств в целях производства товаров, выполнения работ и оказания услуг;
модернизация существующих объектов основных средств в целях поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг;
восстановление (сохранение) эксплуатационных свойств объектов основных средств, включая их капитальный и текущий ремонт, в целях поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг;
д) прогнозный анализ социально-экономических последствий включения земельных участков, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, в границы свободной экономической зоны на прилегающих территориях, в том числе прогнозную оценку динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты, основанный на сведениях из инвестиционных деклараций, указанных в подпункте "г" настоящего пункта;
е) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых на территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях не применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности;
ж) сведения о невостребованности земельных участков, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, со стороны потенциальных инвесторов в течение 2 и более лет и (или) о признании земельных участков непригодными для реализации инвестиционных проектов и (или) размещения необходимых для реализации инвестиционных проектов объектов инфраструктуры по результатам выполнения потенциальными инвесторами или участниками свободной экономической зоны на прилегающих территориях инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования либо получения ими экспертизы соответствующих проектной документации, результатов инженерных изысканий в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (в случае необходимости подтверждения соответствия предложения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (далее - предложение), критериям, применяемым для уменьшения площади свободной экономической зоны на прилегающих территориях в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил).
5. Для целей определения территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях и (или) для увеличения площади территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях применяется один из следующих критериев:
а) инвестиционный проект реализуется на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, в границы которых входит установленная в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" пограничная зона на территории субъекта Российской Федерации, прилегающего к государственной границе Российской Федерации с Украиной, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которые фактически приступили к осуществлению на территориях таких земельных участков предпринимательской деятельности, соответствующей сфере указанного инвестиционного проекта, до 1 января 2024 г. и продолжают осуществлять указанную деятельность на момент представления в уполномоченный орган предложения;
б) инвестиционный проект реализуется на территориях земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, прилегающего к государственной границе Российской Федерации с Украиной, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, документально подтвердившими факт причинения им при осуществлении предпринимательской деятельности, соответствующей сфере указанного инвестиционного проекта, на территориях указанных земельных участков ущерба, полученного в период проведения специальной военной операции в результате боевых действий, вооруженных конфликтов, обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористических актов за последние 24 месяца, предшествующие подаче заявителем в уполномоченный орган предложения;
в) инвестиционный проект реализуется на территориях земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, прилегающего к государственной границе Российской Федерации с Украиной, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, документально подтвердившими факт причинения им при осуществлении предпринимательской деятельности, соответствующей сфере указанного инвестиционного проекта, на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, в границы которых входит установленная в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" пограничная зона на территории субъекта Российской Федерации, прилегающего к государственной границе Российской Федерации с Украиной, ущерба, полученного в период проведения специальной военной операции в результате боевых действий, вооруженных конфликтов, обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористических актов за последние 24 месяца, предшествующие подаче заявителем в уполномоченный орган предложения.
6. Для уменьшения площади свободной экономической зоны на прилегающих территориях применяется один из следующих критериев:
а) исключаемые из территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях земельные участки не востребованы со стороны потенциальных инвесторов в течение 2 и более лет;
б) исключаемые из территории свободной экономической зоны на прилегающих территориях земельные участки признаны непригодными для реализации инвестиционных проектов и (или) размещения необходимых для реализации инвестиционных проектов объектов инфраструктуры по результатам выполнения потенциальными инвесторами или участниками свободной экономической зоны на прилегающих территориях инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования либо получения ими экспертизы соответствующих проектной документации результатов инженерных изысканий в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
7. Уполномоченный орган рассматривает предложение в течение 20 рабочих дней со дня его получения на предмет комплектности и соответствия целям создания свободной экономической зоны на прилегающих территориях и принимает одно из следующих решений:
в случае несоответствия предложения положениям пунктов 4-6 настоящих Правил заявителю направляется ответ, содержащий замечания и рекомендации по доработке предложения;
при отсутствии замечаний и рекомендаций в отношении предложения уполномоченный орган готовит и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации об определении свободной экономической зоны на прилегающих территориях.
Заявитель по результатам рассмотрения ответа уполномоченного органа в течение 20 рабочих дней со дня его получения представляет ему доработанное предложение либо информирует его об ожидаемых сроках доработки предложения или об отказе в продолжении работы над предложением.
Доработанное предложение подлежит повторному рассмотрению уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней со дня получения.
В случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящих Правил, уполномоченный орган готовит и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации об определении свободной экономической зоны на прилегающих территориях.
8. Решение об определении свободной экономической зоны на прилегающих территориях принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Требования к осуществлению предпринимательской и иной деятельности участниками свободной экономической зоны на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области
1. Настоящие требования распространяются на предпринимательскую и иную деятельность, осуществляемую участниками свободной экономической зоны на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области (далее - прилегающие территории).
2. Предпринимательская и иная деятельность, осуществляемая участниками свободной экономической зоны на прилегающих территориях, должна соответствовать целям создания такой свободной экономической зоны, предусмотренным статьей 1 Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях", и не менее чем одному из критериев, предусмотренных пунктом 5 Правил принятия Правительством Российской Федерации решения об определении отдельных территорий субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области, в границах которых применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2024 г. № 1314 "Об особенностях функционирования свободной экономической зоны на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области".
3. Предпринимательская и иная деятельность, осуществляемая участниками свободной экономической зоны на прилегающих территориях, должна предусматривать:
а) создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, которые реализуются участником свободной экономической зоны на прилегающих территориях в целях производства товаров, выполнения работ и оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений, а также в целях восстановления (сохранения) эксплуатационных свойств объектов основных средств, используемых участником свободной экономической зоны на прилегающих территориях, включая их капитальный и текущий ремонт, в целях поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг;
б) осуществление капитальных вложений, инвестиций и иных расходов в рамках направлений, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, в первые 3 года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на прилегающих территориях в размере не менее 3 млн. рублей;
в) соответствие реализуемого инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на прилегающих территориях критериям и методике оценки соответствующих инвестиционных деклараций на предмет эффективности, утверждаемым высшими исполнительными органами соответствующих субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 19_2 Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях";
г) обеспечение сохранения при реализации инвестиционного проекта среднеквартальных показателей средней численности работников на уровне не менее 80 процентов от значения соответствующих показателей за I квартал 2023 г. (при их наличии).
4. Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности не применяется при осуществлении участниками свободной экономической зоны на прилегающих территориях видов экономической деятельности, определенных решением Правительства Российской Федерации об определении свободной экономической зоны на прилегающих территориях.
5. Срок осуществления предпринимательской и иной деятельности участниками свободной экономической зоны на прилегающих территориях с применением особого режима осуществления такой деятельности по соответствующему договору об условиях деятельности в свободной экономической зоне должен составлять не более 10 лет, за исключением случаев реализации инвестиционных проектов, соответствующих критериям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 5 Правил принятия Правительством Российской Федерации решения об определении отдельных территорий субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области, в границах которых применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2024 г. № 1314 "Об особенностях функционирования свободной экономической зоны на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области", для которых срок осуществления деятельности в свободной экономической зоне на прилегающих территориях с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности соответствует периоду проведения специальной военной операции, увеличенному на 3 последовательных года после ее окончания, а срок действия соответствующего договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне истекает в конце соответствующего календарного года.
Правила ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области
1. Настоящие Правила устанавливают порядок ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области (далее соответственно - прилегающие территории, оценка эффективности).