РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях*
(с изменениями на 22 июня 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 147-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.06.2024, № 0001202406220006) (вступил в силу с 1 июля 2024 года).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 147-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
Принят
Государственной Думой
20 июня 2023 года
Одобрен
Советом Федерации
21 июня 2023 года
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации и прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области (далее - прилегающие территории), в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, строительной отрасли, туризма, здравоохранения, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, оказания государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на прилегающих территориях, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 147-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Функционирование свободной экономической зоны на прилегающих территориях регулируется настоящей статьей, пунктами 1, 4, 5, 7 и 8 статьи 2, статьями 3 и 4, пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 18, а также главами 2_1 и 3 настоящего Федерального закона.
(Часть дополнительно включена с 1 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 147-ФЗ)
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) свободная экономическая зона - территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, примыкающие к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации и прилегающие территории, в пределах границ которых в соответствии с настоящим Федеральным законом действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 147-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление полномочий в сфере создания и функционирования свободной экономической зоны в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
3) управляющая компания - публично-правовая компания "Фонд развития территорий";
4) участник свободной экономической зоны (далее - участник) - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией российское юридическое лицо, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона и включенные в единый реестр участников свободной экономической зоны (далее - единый реестр) или реестр участников свободной экономической зоны, осуществляющих деятельность на прилегающей территории (далее - реестр);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 147-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5) инвестиционный проект - ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений;
6) инвестиционный проект в сфере строительства - инвестиционный проект, реализуемый участником с учетом следующих особенностей:
а) одной из основных целей инвестиционного проекта является развитие территорий, в том числе городов и других населенных пунктов;
б) инвестиционный проект предусматривает осуществление капитальных вложений в создание и (или) реконструкцию объектов капитального строительства;
в) последующая эксплуатация созданных объектов капитального строительства не является обязательным условием реализации инвестиционного проекта;
7) капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, а также на приобретение легковых автомобилей и их обслуживание;
8) модернизация объектов основных средств - техническое перевооружение, дооборудование, в том числе реконструкция, капитальный ремонт и иные виды работ, которые приводят к улучшению экономических характеристик объектов основных средств и (или) появлению у них новых экономических характеристик.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 147-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Отношения, связанные с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, регулируются правом Евразийского экономического союза, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 147-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Отношения, связанные с функционированием свободной экономической зоны на прилегающих территориях, регулируются правом Евразийского экономического союза, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, отдельные территории которых определены как прилегающие территории в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(Часть дополнительно включена с 1 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 147-ФЗ)
1. Свободная экономическая зона создается на срок до 31 декабря 2050 года. Срок функционирования свободной экономической зоны может быть продлен федеральным законом.
2. Функционирование свободной экономической зоны может быть прекращено досрочно федеральным законом, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Органами управления свободной экономической зоной являются уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и управляющая компания.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:
1) обеспечивает взаимодействие управляющей компании с органами государственной власти и координацию их деятельности;
2) утверждает:
а) примерную форму договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
б) форму свидетельства о включении в единый реестр индивидуального предпринимателя, юридического лица;
в) типовую форму инвестиционной декларации;
3) определяет порядок ведения единого реестра, которым может быть в том числе определена информация об участнике, не подлежащая опубликованию;
4) ежегодно оценивает эффективность функционирования свободной экономической зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны;
5) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1. Управляющая компания осуществляет следующие полномочия:
1) осуществляет ведение единого реестра и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) заключает договоры об условиях деятельности в свободной экономической зоне или отказывает в заключении таких договоров;
3) выдает участнику свидетельство о включении в единый реестр;
4) предоставляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о включении участника в единый реестр и об исключении из него;
5) направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части документы либо их копии в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
6) осуществляет мониторинг выполнения участником условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
7) представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ежегодный отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны;
8) организует предоставление участнику земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в аренду, осуществляет передачу участнику в субаренду земельных участков, предоставленных управляющей компании в аренду;
9) осуществляет управление переданными ей объектами недвижимого и (или) движимого имущества, которые потенциально могут быть переданы участнику, реализующему инвестиционный проект на территории свободной экономической зоны;
10) может выступать в качестве застройщика объектов инфраструктуры свободной экономической зоны;
11) организует предоставление участникам, осуществляющим деятельность в свободной экономической зоне, услуг, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности (в том числе юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета);
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. В соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также решениями уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти на управляющую компанию может быть возложена реализация отдельных мероприятий в сфере социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в рамках функционирования свободной экономической зоны.
1. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны, осуществляется за счет средств федерального бюджета, доведенных до управляющей компании, а также внебюджетных источников финансирования.
2. Обязательства Российской Федерации по финансированию мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны, могут исполняться посредством:
1) внесения взноса в уставный капитал управляющей компании, которая осуществляет финансирование мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны;
2) предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, предоставленным участникам для реализации инвестиционных проектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) использования иных способов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
1. Направление договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне и свидетельств о включении в единый реестр, выданных участникам, а также сведений, указанных в пункте 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, при наличии технической возможности осуществляется в электронной форме в рамках информационного взаимодействия в автоматическом или автоматизированном режиме без направления запросов о предоставлении таких документов и сведений. Формат и структура предоставления указанных документов и сведений устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
2. Предоставление документов и сведений, не предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, в целях таможенного контроля осуществляется путем направления запросов о предоставлении таких документов и сведений, а также ответов на указанные запросы в форме электронных документов.