РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2024 года № 67
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 58 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 54 приложения № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98, Совет Евразийской экономической комиссии
решил:
1. Внести в Порядок взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных и проведения регионализации и компартментализации, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 ноября 2017 г. № 79, изменения согласно приложению.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской
экономической комиссии:
От Республики Армения
М.Григорян
От Республики Беларусь
И.Петришенко
От Республики Казахстан
С.Жумангарин
От Кыргызской Республики
А.Касымалиев
От Российской Федерации
А.Оверчук
Евразийской экономической комиссии
от 6 сентября 2024 года № 67
1. Дополнить разделом X следующего содержания:
"X. Применение общих принципов и правил профилактики, локализации и ликвидации очагов болезней
72. Профилактика, локализация и ликвидация очагов ящура осуществляются в соответствии с общими принципами и правилами согласно приложению № 7.".
2. Дополнить приложением № 7 следующего содержания:
"Приложение № 7
к Порядку взаимодействия
государств - членов Евразийского
экономического союза при профилактике,
диагностике, локализации и ликвидации
очагов особо опасных, карантинных и
зоонозных болезней животных и проведения
регионализации и компартментализации
Общие принципы и правила профилактики, локализации и ликвидации очагов ящура
I. Общие положения
1. Настоящий документ определяет общие принципы и правила профилактики, локализации и ликвидации очагов ящура, применяемые на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), как форму взаимодействия государств-членов, определенную пунктом 38 приложения № 1 к Порядку взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных и проведения регионализации и компартментализации (далее - Порядок взаимодействия государств-членов).
2. Для целей настоящего документа используются понятия, которые означают следующее:
"вспышка" - возникновение одного или нескольких случаев болезни в месте нахождения источника возбудителя болезни, в тех границах, в которых возможна его передача восприимчивым животным;
"неблагополучный пункт" - территория вокруг эпизоотического очага ящура (населенный пункт в соответствии с административно-территориальным делением или его часть, животноводческие фермы с помещениями, прилегающими к ним пастбищами и водоемами, отдельные пастбища и урочища, участки скотопрогонной трассы и другие объекты, на территориях которых установлен очаг ящура), радиус которой составляет не менее 1 км и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между хозяйствами, расположенными на этой территории;
"первичный очаг ящура" - эпизоотический очаг болезни, возникший на территории благополучного по ящуру региона;
"повторный очаг ящура" - эпизоотический очаг болезни, возникший вне границ первичного очага ящура в пределах ограниченной административными или естественными границами части территории государства-члена, на которой проводятся противоэпизоотические мероприятия, организуемые в связи со вспышкой ящура вокруг первичного очага (неблагополучный пункт, угрожаемая зона или зона наблюдения);
"санитарная обработка" - комплекс мероприятий, включающий в себя механическую очистку, мойку с использованием моющих средств и проведение дезинфекции;
"санитарно-пропускной режим" - режим работы объекта, при котором обеспечивается проведение при входе (выходе) на территорию объекта или при входе (выходе) в производственные зоны объекта в санитарном пропускнике санитарной обработки обслуживающего персонала и посетителей, дезинфекции их специальной одежды и обуви;
"санитарный убой" - убой восприимчивых к ящуру животных из неблагополучного пункта или зоны временного контроля на санитарной бойне, в убойно-санитарном пункте или на предприятиях по убою животных в специально отведенные дни либо в цехе первичной переработки продуктивных животных в конце смены при удалении из цеха всех туш и других продуктов убоя здоровых продуктивных животных. Продукция убоя подлежит обеззараживанию методами, гарантирующими уничтожение вируса ящура;
"уполномоченный орган" - государственный орган (организация) в области ветеринарии, уполномоченный на осуществление мероприятий в соответствии с законодательством государств-членов по вопросам профилактики, диагностики, локализации и ликвидации очагов ящура.
Понятия "мясо" и "мясные продукты", используемые в настоящем документе, применяются в значениях, определенных Кодексом здоровья наземных животных Всемирной организации здоровья животных (далее соответственно - Кодекс ВОЗЖ, ВОЗЖ).
II. Характеристика ящура
3. Ящур является высококонтагиозной и быстро распространяющейся болезнью преимущественно домашних и диких парнокопытных животных, наносящей большой экономический ущерб. Возбудителем ящура является РНК-содержащий вирус семейства Picornaviridae рода Aphtovirus (далее - вирус), который отличается значительной антигенной вариабельностью. Существует 7 типов вируса (О, А, С, САТ - 1, САТ - 2, САТ - 3, Азия - 1) и более 70 вариантов. Животные восприимчивых видов, переболевшие ящуром, вызванным вирусом одного типа, могут заболевать ящуром, вызванным вирусом другого типа. Ящуром может болеть и человек.
Инкубационный период ящура составляет до 14 суток.
4. Характерными клиническими признаками ящура являются слюнотечение, наличие афт и эрозий на слизистой оболочке ротовой полости, на коже венчика и межкопытцевой щели, носогубного зеркала (пятачка), вымени (молочных желез), повышение температуры тела, хромота, снижение аппетита и продуктивности. Возможно переболевание животных со стертой клинической картиной. У новорожденного молодняка ящур иногда протекает в сверхострой форме с летальным исходом без образования афт.
При миотропной форме ящур может протекать без образования афт. У животных восприимчивых видов проявляются высокая температура, угнетение, слабость. Гибель животных наступает в течение 1-2 суток вследствие миокардита.
У крупного рогатого скота вирусоносительство длится до 6 месяцев, у овец и коз - до 12 месяцев.
5. Источником вируса являются больные, переболевшие ящуром животные, а также животные, находящиеся в инкубационном (скрытом) периоде болезни, и вирусоносители. Инфицированные животные выделяют вирус в окружающую среду с содержимым и стенками афт, молоком, слюной, носовой слизью, выдыхаемым воздухом, мочой, фекалиями, спермой и с другими выделениями. Животные, переболевшие ящуром, а также иммунизированные против ящура и содержащиеся совместно с больными, длительное время (в пределах 1 года) могут быть вирусоносителями и являться потенциальным источником вируса. Вакцинация не прекращает вирусоносительства.
6. Основными путями передачи вируса являются воздушно-капельный, контактный, алиментарный и ятрогенный. Факторами передачи вируса являются необеззараженные продукты и сырье, полученные от инфицированных животных, а также загрязненные их выделениями корма, вода, подстилка, предметы ухода, одежда и обувь людей, транспортные средства, на которых вирус способен длительно сохраняться. Контаминированные вирусом мелкие частицы кормов, почвы, подстилки, инфицированные капельки слюны, слизи и афтозной жидкости могут переноситься ветром на расстояние нескольких километров. Благоприятными условиями для сохранения вируса в окружающей среде являются низкая температура, повышенная влажность и нейтральная среда.
III. Профилактика ящура
7. В целях недопущения ввоза, возникновения и распространения на таможенной территории Союза вируса принимаются меры по соблюдению Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 (далее - Единые ветеринарные требования).
8. В государствах-членах в рамках официальной программы ветеринарного контроля (надзора) за ящуром организуются и проводятся мероприятия, направленные на осуществление постоянного наблюдения по цепочке "производство - реализация - переработка" с целью выявления клинически больных ящуром животных или подозрительных на ящур случаев, которые должны соответствовать элементам системы раннего предупреждения болезней животных, рекомендованным Кодексом ВОЗЖ.
Среди сельскохозяйственных производителей проводится информационно-разъяснительная работа по вопросам клинического надзора (осмотра восприимчивых животных).
9. Ветеринарный контроль (надзор) за ящуром должен предусматривать:
а) случайные обследования, позволяющие выявить причинно-следственную связь между появлением ящура и инфицированием животного восприимчивого вида;
б) целевые клинические обследования животных, у которых более заметны клинические признаки ящура (крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот);
в) целевую выборку проб биологического материала в случае возникновения повышенного риска ящура в определенных географических зонах или у каких-либо животных.
10. В ходе осуществления ветеринарного контроля (надзора) за ящуром:
а) все подозрительные на ящур случаи подвергаются обязательному эпизоотологическому расследованию;
б) в стране и зонах, где не проводится вакцинация животных против ящура, для получения доказательств отсутствия циркуляции вируса в популяциях восприимчивых животных осуществляется активный контроль (надзор), который подразумевает проведение:
серологических исследований в популяциях восприимчивых домашних, диких и зоопарковых животных на предмет отсутствия антител к структурным полипротеинам вируса в пробах биологического материала. В случае если были обнаружены антитела к структурным полипротеинам вируса, пробы, взятые от положительно реагирующих животных, подлежат исследованию на предмет отсутствия антител к неструктурным полипротеинам вируса;
вирусологических исследований в популяциях восприимчивых домашних, диких и зоопарковых животных на предмет отсутствия возбудителя в пробах биологического материала, в том числе при выявлении подозрительных на ящур случаев;
в) в стране и зонах, где проводится вакцинация животных против ящура, для получения доказательств отсутствия циркуляции вируса в популяциях восприимчивых животных осуществляется активный контроль (надзор), который подразумевает проведение:
серологических исследований в популяциях восприимчивых домашних, диких и зоопарковых животных на предмет отсутствия антител к неструктурным полипротеинам вируса и восприимчивых диких животных на предмет отсутствия антител к структурным полипротеинам вируса в пробах биологического материала. Выявление антител к неструктурным полипротеинам вируса является подозрительным на ящур случаем;
вирусологических исследований в популяциях восприимчивых домашних, диких и зоопарковых животных на предмет отсутствия возбудителя в пробах биологического материала, в том числе от павших животных и при выявлении подозрительных на ящур случаев;
г) в зонах, где проводится вакцинация животных против ящура, для контроля эффективности вакцинации осуществляется мониторинг путем проведения серологических исследований;
д) для получения доказательств отсутствия циркуляции вируса в популяциях диких восприимчивых животных проводится мониторинг, направленный на максимально раннее выявление возбудителя в популяции диких восприимчивых животных.
11. В государствах-членах, имеющих статус ВОЗЖ "страна или зона, благополучная по ящуру без вакцинации", проводится комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заноса возбудителя ящура на территории этих государств в соответствии с настоящим документом и законодательством государств-членов, включая создание буферной (защитной) зоны при необходимости.
12. Владельцы животных обязаны:
а) предоставлять по требованию государственной ветеринарной службы животных восприимчивых видов для клинического осмотра и отбора проб биологического и (или) патологического материала;
б) извещать в течение 24 часов государственную ветеринарную службу обо всех случаях падежа или заболевания животных восприимчивых видов, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание. Работники, контактирующие со скотом, наряду с ветеринарными специалистами сельскохозяйственных организаций должны оперативно сообщать о подозрениях на ящур владельцу животных и государственной ветеринарной службе;
в) принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании ящуром животных и животных, находившихся в контакте с подозреваемыми в заболевании ящуром животными восприимчивых видов, а также обеспечить изоляцию трупов павших животных восприимчивых видов;
г) выполнять требования о проведении на объектах, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - объекты), где содержатся животные восприимчивых видов, мероприятий, предусмотренных настоящим документом и законодательством государств-членов;
д) соблюдать условия, запреты, ограничения, установленные законодательством государства-члена или рекомендациями Кодекса ВОЗЖ, если они не имплементированы в законодательство государства-члена о регионализации по ящуру, в связи со статусом страны и (или) региона, на территории которого расположен объект;
е) не допускать смешивания животных восприимчивых видов из разных стад при их выпасе и водопое.
13. Для профилактики ящура может проводиться вакцинация животных восприимчивых видов против ящура вакцинами согласно инструкциям по их применению с учетом эпизоотического состояния по ящуру в государствах-членах и третьих странах, граничащих с государствами-членами. Решение о возможности проведения вакцинации против ящура принимается в соответствии с законодательством государств-членов. На территориях государств-членов используются вакцины против ящура, зарегистрированные в государствах-членах и соответствующие рекомендациям Руководства по диагностическим тестам и вакцинам ВОЗЖ (далее - Руководство ВОЗЖ).
При необходимости профилактика ящура проводится в рамках взаимодействия государств-членов путем согласования программ по вакцинопрофилактике ящура на приграничных территориях.
В целях оценки эффективности вакцинации против ящура осуществляется мониторинг путем проведения серологических исследований вакцинированной популяции животных восприимчивых видов через 30-60 календарных дней с даты вакцинации.