ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 августа 2024 года № 2233-р

Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.

3. Росмолодежи совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

4. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации учитывать положения Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 50, ст.7185);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 2570-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 51, ст.7408);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. № 971-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 22, ст.3205);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1629-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 32, ст.5135);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. № 1558-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 25, ст.3945);

пункт 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1140-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 20, ст.3399).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2024 года № 2233-р



Стратегия реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года



I. Общие положения


Стратегия реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 декабря 2022 г. от 29 января 2023 г. № Пр-173ГС.

Стратегия является документом стратегического планирования в сфере молодежной политики, разработанным в рамках целеполагания по отраслевому принципу, и направлена на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан по реализации молодежной политики.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации";

федеральные законы "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "О молодежной политике в Российской Федерации", "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации" и другие федеральные законы, регулирующие правовое положение молодежи и вопросы молодежной политики в Российской Федерации;

указы Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики", от 16 января 2017 г. № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 8 ноября 2021 г. № 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации", от 5 сентября 2022 г. № 611 "Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом", от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" и от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

другие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, касающиеся управления в сфере молодежной политики и реализации конституционных прав и свобод молодых граждан, их законных интересов.

Стратегия опирается на прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации и утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.

Стратегия учитывает опыт реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Стратегия учитывает опыт становления и развития сферы молодежной политики в Российской Федерации, организационной основой которого является курс на формирование системы органов по делам молодежи, принятие и реализацию федеральных, региональных и муниципальных стратегий, концепций, программ, иных документов стратегического планирования, выработку и осуществление мер государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности.

Стратегия преемственна по отношению к Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.

Стратегия направлена на конкретизацию положений Федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации".

Стратегия служит основой для подготовки национального проекта "Молодежь и дети", государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики.

В Стратегии используются понятия в значениях, установленных статьей 2 Федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации", и следующие понятия:

"духовно-нравственное воспитание молодежи" - совокупность скоординированных мер, осуществляемых органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам в части, касающейся защиты традиционных ценностей в молодежной среде;

"молодежное самоуправление" - организация участия молодых граждан и их объединений в подготовке, принятии и выполнении решений, касающихся обеспечения жизнедеятельности молодежи, защиты прав, свобод и законных интересов молодых граждан, реализации их проектов и инициатив, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

"молодежное участие" - вовлеченность молодых граждан в общественную (политическую, экономическую, социальную, культурную) жизнь российского общества и государства, включая возможность участия в выработке решений и осуществлении действий по реализации прав, свобод и законных интересов молодежи;

"органы молодежного самоуправления" - постоянно действующие коллегиальные консультативно-совещательные органы, состоящие из молодых граждан и созданные путем выборов и (или) на конкурсной основе для осуществления молодежного самоуправления на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо в какой-либо государственной, муниципальной или иных организациях, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях реализации молодежной политики;

"патриотическое воспитание молодежи" - систематическая и целенаправленная деятельность органов публичной власти, общественных объединений, иных институтов гражданского общества по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

"работа с молодежью" - профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных и иных задач по реализации молодежной политики на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, государственной, муниципальной и иной организации;

"талантливая (одаренная) молодежь" - лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно, отличающиеся особыми способностями и достижениями в сферах образования, науки, техники, культуры, спорта и других, обладающие высоким творческим, интеллектуальным и культурным потенциалом, который может быть использован для повышения уровня развития общества и государства.

В Стратегии молодежная политика рассматривается как неотъемлемая составная часть государственной политики, которая касается непосредственно реализации конституционных прав, свобод и законных интересов молодежи, их законных интересов во всех сферах общественной жизни, обеспечивает возможности успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Результатом реализации молодежной политики является становление и развитие патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения российских граждан, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России.

II. Современное состояние молодежной политики

1. Оценка положения молодежи

Категоризация и демографические показатели молодежи


Молодежная политика в Российской Федерации носит как интегрированный, так и дифференцированный характер. Она адресована всем гражданам Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно и обусловлена обширным перечнем социальных и личных задач, которые молодой гражданин решает на каждом этапе своего становления в профессиональной сфере и формирования личностной и гражданской позиции. Вместе с тем молодежная политика учитывает специфические потребности каждого возрастного периода молодого гражданина.

В Российской Федерации обеспечивается взаимосвязь молодежной политики и государственной политики в интересах детей посредством:

соотнесения целей, принципов, направлений молодежной политики и государственной политики в интересах детей;

обеспечения организационного единства реализации молодежной политики и государственной политики в интересах детей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

установления общих подходов к мерам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, обеспечению их участия в осуществлении молодежной политики и государственной политики в интересах детей.

Основные направления и инструменты молодежной политики охватывают детей с раннего школьного возраста и имеют практическую реализацию на длительном временном интервале вплоть до студенчества и возраста профессиональной самореализации, обеспечивая единство и преемственность молодежной политики и государственной политики в интересах детей.

В Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2023 г. проживало около 37,9 млн. человек (без учета жителей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области) в возрасте от 14 до 35 лет включительно (25,9 процента общей численности населения Российской Федерации). Ожидается, что к 2030 году численность молодежи в возрасте от 14 до 24 лет увеличится примерно на 2,7 млн. человек, а численность молодежи в возрасте от 25 до 35 лет снизится примерно на 3,7 млн. человек. Тем самым увеличится нагрузка на образовательные организации с одной стороны, а с другой - снизится кадровый потенциал страны.

В возрасте 14-17 лет происходит выбор молодыми гражданами будущей профессии, определение образовательной стратегии, формируются ценности личности и гражданина, привычки к ведению активного образа жизни. Важным моментом в воспитании молодого гражданина 14-17 лет является формирование устойчивой системы убеждений, которая закладывается в более раннем возрасте и которая определяет его нравственное и социальное поведение.

Возраст 18-24 года является решающим для социализации молодого гражданина. Основное содержание такого этапа заключается в готовности к активной социальной деятельности, получению профессионального образования и подготовке к началу трудовой деятельности. На этом этапе закрепляются навыки просоциального поведения, гражданского участия, саморазвития, ведения активного образа жизни, которые сохраняются на протяжении всей жизни человека и которые определяют его жизненный уровень, адаптивность к изменениям, продуктивность как члена общества.

Возраст 25-35 лет - это период активной трудовой деятельности, профессиональной самореализации, углубления профессиональных знаний и навыков. Завершается отделение молодого гражданина от родителей, создается собственная семья, рождаются дети. У молодого гражданина наступает период, когда он становится главным двигателем повышения социально-экономической конкурентоспособности страны.

Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей для каждой возрастной группы молодежи при условии сохранения их преемственности и непрерывности. Стратегия учитывает потребности различных социально-демографических групп молодежи, а именно обучающихся, молодых ученых и специалистов, в том числе творческих специальностей, молодых государственных и муниципальных служащих, молодых предпринимателей, молодежи, проживающей в сельской местности, молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов, молодых родителей и других.

Духовно-нравственные и ценностные ориентиры современной молодежи


Национальные интересы России требуют мощного, экономически развитого государства, население которого будет сохранять и укреплять традиционные ценности. Это позволит ответить на современные вызовы, которые стоят перед Россией как суверенным государством.

В структуре ценностных ориентации российской молодежи согласно исследованию, проведенному акционерным обществом "Всероссийский центр изучения общественного мнения" в 2023 году, первое место занимают семейные ценности.

Согласно социологическим данным акционерного общества "Всероссийский центр изучения общественного мнения" 2024 года уровень патриотических настроений у молодежи значительно вырос в течение последних 10-15 лет - 92 процента молодежи в возрасте 18-35 лет испытывают чувство гордости за Россию, ее историю и культуру.

Абсолютное большинство опрошенных разделяет ценности, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

В то же время система ценностей молодежи отражает ценностные сдвиги от коллективизма к индивидуализму и от государственничества к космополитизму за последние 30 лет. Развитие ценностей, способствующих укреплению солидарности общества, - важная задача, стоящая перед государством в сфере молодежной политики.

Ценностный портрет молодого гражданина во многом также формируется вокруг темы получения будущей профессии, выражения себя как созидателя, стремящегося к развитию, благоустройству страны, преображению будущего. В связи с этим формирование понимания значимости труда, его созидательной ценности также является осью построения взаимоотношений государства с молодежью.

Социально-экономическое положение молодежи


По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2023 году в образовательных организациях высшего образования проходили обучение 4325 тыс. обучающихся (26 процентов молодежи в возрасте от 14 до 24 лет (включительно) по образовательным программам высшего образования, 3711 тыс. обучающихся (22 процента молодежи в возрасте от 14 до 24 лет) обучались по образовательным программам среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях.

Вместе с тем согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 года только основное общее образование имеют 6 процентов молодежи в возрасте 24-34 лет, начальное общее образование - 0,7 процента, не имеют даже начального общего образования - 0,4 процента, что в численном выражении составляет 1160 тыс. человек. По статистическим данным 2021 года, на рынок труда без наличия профессионального образования вышли 5 процентов выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций и около 12 процентов выпускников 11-х классов общеобразовательных организаций. В связи с ожидаемым увеличением численности обучающихся в возрасте от 14 до 24 лет количество молодых граждан, выходящих ежегодно на рынок труда без профессионального образования, может увеличиться вдвое.

Во время учебы начинают профессиональную деятельность 7 процентов обучающихся по основным общеобразовательным программам и более 50 процентов - обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»