МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 июля 2024 года № 495

О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ



В соответствии с частью 6_5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 1 и подпунктом 4.2.6_2 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Изменения).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г., за исключением подпунктов 2, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 16, 19, 20, 22, 25, 26, абзаца четвертого подпункта 28, подпунктов 31, 32, 34, 40, 41, 43, 45, 46, 48, 53, 54, 56 пункта 2 (в части, касающейся учебных предметов "История", "Обществознание" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России") Изменений, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 г. и применяются при приеме на обучение по образовательным программам основного общего образования начиная с 2025/26 учебного года.

Министр

С.С.Кравцов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

15 августа 2024 года,

регистрационный № 79163

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства просвещения

Российской Федерации

от 17 июля 2024 года № 495

Изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ



1. В федеральной адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654):

1) дополнить пунктом 22_1 следующего содержания:

"22_1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)".

22_1.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (предметная область "Технология") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.

22_1.1.1. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, направления работы, место предмета в структуре учебного плана, а также общие подходы к отбору содержания и организации процесса обучения.

22_1.1.2. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения на уровне начального общего образования.

22_1.1.3. Планируемые результаты освоения программы по предмету "Труд (технология)" включают личностные и метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

22_1.2. Пояснительная записка.

22_1.2.1. Федеральная рабочая программа на уровне начального общего образования глухих обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1.2), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Реализация АООП (вариант 1.2) обеспечивает глухим обучающимся уровень начального общего образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе.

Обобщенные задачи реализации содержания предметной области "Технология" определены ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по варианту 1.2 и отражены соответственно в федеральной рабочей программе по предмету "Труд (технология)".

Данный учебный предмет, включенный в образовательный процесс с 5 класса, входит в число предметов обязательной части учебного плана начального общего образования. Преемственность в трудовом обучении глухих обучающихся на этапе начального общего образования обеспечивается тем, что в более ранний период обучения (с 1 дополнительного класса по 4 класс включительно) среди основных предметов особое место занимает специальный интегративный коррекционный предмет "Предметно-практическое обучение", который сочетает в себе компетенции двух предметных областей - "Русский язык и литературное чтение" и "Технология". Одним из направлений предметно-практического обучения является формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.

22_1.2.2. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1.2) основными задачами реализации содержания данного учебного предмета, с учетом компетенций обучающихся, полученных на уроках предметно-практического обучения, являются:

развитие первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;

обеспечение овладения доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов при соблюдении усвоенных правил техники безопасности;

обеспечение овладения умением адекватно применять доступные предметные и компьютерные технологии для решения задач коммуникации, социального и трудового взаимодействия;

развитие способности к самообслуживанию;

воспитание трудолюбия;

развитие "житейских понятий";

развитие способностей и интереса к использованию предметных и компьютерных технологий в трудовой деятельности;

формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким;

развитие творческого подхода к решению доступных технологических задач;

формирование первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

развитие восприятия (слухозрительно и на слух), достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета, а также лексики по организации учебной деятельности.

Продуктивная предметная деятельность на уроках труда (технологии) обеспечивает расширение представлений об окружающем природном и социальном мире, о рукотворном мире и современных технологиях, знакомит с правилами взаимодействия с миром природы, объектами материальной культуры, обычаями своего народа, воспитывает уважение к труду.

На уроках предметно-практического обучения в предшествующие годы обучения, на уроках по предмету "Труд (технология)" в 5 классе у глухих обучающихся формируются социально значимые компетенции, такие как умение работать в коллективе; умение осуществлять преобразовательную, творческую деятельность, что создает предпосылки для их более успешной социализации и интеграции в социуме. Реализация моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.

22_1.2.3. В целях системного усвоения материала обучающимися требуется установление крепких межпредметных связей с другими предметами обязательной части учебного плана: "Окружающий мир", "Русский язык", "Математика", "Литературное чтение", "Изобразительное искусство".

22_1.2.4. К завершению начального этапа образования с учетом формирования трудовых умений по предмету "Предметно-практическое обучение" будет достигнут необходимый уровень предметных результатов:

первоначальные представления о значении труда в жизни человека и общества, профессиях;

сформированность первичных представлений о свойствах материалов;

навыки самообслуживания;

овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов при применении усвоенных правил техники безопасности;

проявление интереса и способностей к предметно-преобразующей деятельности, воспитание творческого подхода к решению доступных технологических задач;

первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

22_1.2.5. Рабочая программа включает несколько направлений обучения (модулей), взаимосвязанных между собой: технологии, профессии и производства; технологии ручной обработки материалов (технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами); конструирование и моделирование (работа с конструктором, конструирование и моделирование из бумаги, робототехника, а также информационно-коммуникационные технологии реализуются с учетом возможностей материально-технической базы отдельной образовательной организации и в рамках образовательных потребностей и возможностей обучающихся).

22_1.2.6. При реализации рабочей программы отдельной образовательной организацией должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), реализующими дидактические возможности информационно-коммуникационные технологии, содержание которых соответствует законодательству Российской Федерации об образовании и отвечает образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

22_1.2.7. На уроки труда учебным планом в 5 классе по варианту 1.2 для обучающихся, получающих начальное образование в пролонгированные сроки, рекомендуется выделять по 1 часу в неделю, всего 34 часа в течение года.

По усмотрению образовательной организации количество недельных часов может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и тем, входящих в них для изучения, а также перераспределять количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета. При необходимости декоративно-отделочные работы, организация выставок детских работ, экскурсии могут выноситься на часы внеурочной деятельности.

22_1.3. Содержание программы по предмету "Труд (технология)" (5 класс).

22_1.3.1. Технологии, профессии и производства.

Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.

Красота и разнообразие природных форм. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии.

Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.

Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов.

Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье и материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт).

Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы ее защиты.

Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Безопасное использование и хранение инструментов.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.

Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчиненный).

22_1.3.2. Технологии ручной обработки материалов.

Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.

Основные технологические операции: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги), сборка изделия (способы соединений деталей: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание). Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, линейке.

Инструменты и приспособления (шаблон, ножницы, стека, линейка, циркуль, угольник, игла, булавка, кнопка), их правильное и безопасное использование.

Чтение условных знаков и графических изображений (рисунок, чертеж, эскиз, схема). Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.

Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация).

Подвижное соединение деталей изделия (на проволоку, толстую нитку, с шайбой). Внесение необходимых дополнений и изменений в конструкцию изделия в соответствии с замыслом.

Пластические массы, их виды (пластилин, глина, соленое тесто). Приемы изготовления изделий: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.

Наиболее распространенные виды бумаги и картона. Способы обработки: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами, проделывание отверстий (дыроколом, шилом).

Природный материал (плоский и объемный (листья, орехи, шишки, семена, ветки). Приемы работы с природным материалом: подбор в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, соединение с помощью пластилина, пришивание).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»