ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2024 года № 1006
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств (трамваев)
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств (трамваев).
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств (трамваев).
3. Реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июля 2024 года № 1006
Программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств (трамваев)
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об экспериментальных правовых режимах) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"автоматизированная система управления" - программно-аппаратные средства, осуществляющие управление высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя-испытателя;
"автоматизированный режим управления" - режим управления высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством посредством автоматизированной системы управления;
"водитель-испытатель" - находящееся внутри высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории в кабине водителя или в салоне (далее - место водителя-испытателя) физическое лицо, осуществляющее контроль за движением высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории в автоматизированном режиме управления, а также управление высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством 1 категории в режиме ручного управления в кабине водителя в случае деактивации автоматизированной системы управления. Расположение места водителя-испытателя должно обеспечивать возможность оперативного принятия им управления высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством 1 категории в ручном режиме. Водитель-испытатель признается водителем в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения);
"высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство" - легкорельсовое транспортное средство, оснащенное автоматизированной системой управления при его изготовлении или путем внесения изменений в его конструкцию, осуществляющее движение в автоматизированном режиме управления;
"высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 1 категории" - высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство, осуществляющее движение с водителем-испытателем, находящимся на месте водителя-испытателя;
"высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 2 категории" - высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство, осуществляющее движение с инженером-испытателем, не выполняющим функции водителя (в том числе водителя-испытателя) при удаленной маршрутизации и диспетчеризации со стороны оператора;
"декларация о безопасности высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства" - заявление субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств (трамваев) (далее - экспериментальный правовой режим) о том, что экземпляр высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства соответствует требованиям, указанным в пункте 14 настоящей Программы, составляемое по форме согласно приложению № 1;
"зона эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств" - часть территории, в том числе дороги, участки улично-дорожной сети, включающая в себя трамвайные пути, на которой осуществляется эксплуатация высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств, находящаяся в пределах территории, в отношении которой установлен экспериментальный правовой режим;
"инженер-испытатель" - не являющееся водителем-испытателем или пассажиром физическое лицо, находящееся внутри высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, осуществляющее наблюдение за его движением и надлежащим функционированием, в том числе имеющее возможность вмешательства в функционирование такого транспортного средства;
"оператор" - не являющееся водителем-испытателем физическое лицо, находящееся вне высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, осуществляющее маршрутизацию и диспетчеризацию высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории (определение и изменение маршрута движения, активацию и деактивацию), а также контроль за его движением в соответствии с пунктами 15, 23 и 28 настоящей Программы и не осуществляющее управление таким транспортным средством;
"среда штатной эксплуатации" - определяемые субъектом экспериментального правового режима конкретные условия работы автоматизированной системы управления.
Понятия "водитель" и "пассажир" используются в настоящей Программе в значениях, определенных Правилами дорожного движения, "работник" - в значении, определенном Трудовым кодексом Российской Федерации.
3. Цифровой инновацией является предоставление транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств.
4. Для реализации цифровой инновации субъект экспериментального правового режима осуществляет следующие мероприятия:
а) закупка оборудования или комплектующих;
б) обеспечение изготовления высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, в том числе посредством внесения изменений в конструкцию легкорельсового транспортного средства с использованием комплектующих, произведенных им самостоятельно или третьими лицами (далее - дополнительное оборудование);
в) разработка специализированного программного обеспечения, необходимого для функционирования высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства;
г) подготовка водителей-испытателей, а также операторов в случае эксплуатации высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории;
д) испытания высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства на закрытом полигоне, эксплуатация высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства на части территории, в том числе дорогах, участках улично-дорожной сети, включающей в себя трамвайные пути;
е) контроль технического состояния, осуществление технического обслуживания и ремонта высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, а также составление декларации о безопасности высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства;
ж) непрерывный контроль со стороны водителя-испытателя за движением высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории во время эксплуатации;
з) маршрутизация и диспетчеризация движения высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории во время эксплуатации со стороны оператора (в случае эксплуатации высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории).
5. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:
а) нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, в том числе технологии в области компьютерного зрения, машинных рекомендаций и поддержки принятия решений;
б) технологии работы с большими данными, в том числе в области:
прослеживаемости и интероперабельности данных;
программно-определяемых хранилищ данных;
обработки, утилизации данных с использованием машинного обучения;
обогащения данных;
дескриптивной, прескриптивной, предиктивной и предписывающей аналитики;
сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;
в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области:
сенсоромоторной координации и пространственного позиционирования;
сенсоров и обработки сенсорной информации;
интеллектуальных систем управления робототехническими системами;
систем автоматизации управления;
г) технологии промышленного интернета (интернет вещей), в том числе в области автономного принятия решений;
д) отраслевые цифровые технологии, в том числе технологии:
направленные на цифровую трансформацию отраслей экономики, включая технологическую трансформацию процессов, задействованных в создании продуктов (услуг), а также технологий взаимодействия с контрагентами;
анализа данных.
6. Целями установления экспериментального правового режима являются:
а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
б) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
в) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
7. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года и исчисляется со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2024 г. № 1006 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств (трамваев)".
8. Срок участия субъекта экспериментального правового режима устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.
9. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
10. Зоны эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств устанавливаются в соответствии с пунктом 30 настоящей Программы.
11. Не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима следующие положения отдельных актов общего регулирования:
а) пункт 1 статьи 15, абзацы второй, четвертый и десятый пункта 1 и абзац третий пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
б) пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в части соблюдения обязательных требований безопасности транспортных средств, предъявляемых при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, предусмотренных пунктом 16 приложения № 2 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1433 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта" (далее - Правила проведения технического осмотра);
в) пункт 4 статьи 18 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в части соответствия дополнительного оборудования высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, прошедшего техническое обслуживание и ремонт, требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения";