Не вступил в силу

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2024 года № 775

О территориальных схемах обращения с отходами производства и потребления



В соответствии со статьей 13_3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 40, ст.6134);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. № 2181 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 50, ст.8567);

пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 278 "Об утверждении Правил принятия решений о признании проектной документации типовой проектной документацией, признании функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в типовой проектной документации, типовыми проектными решениями, Правил использования типовой проектной документации, типового проектного решения, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 10, ст.1531).

3. Территориальные схемы обращения с отходами производства и потребления, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу настоящего постановления, могут применяться до утверждения территориальных схем обращения с отходами производства и потребления или их корректировки в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

4. В случае если до дня вступления в силу настоящего постановления исполнительными органами субъектов Российской Федерации заключен государственный контракт на оказание услуг по разработке проекта территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления или ее корректировки, но такая территориальная схема или ее корректировка не утверждена, разработка, рассмотрение, общественное обсуждение, утверждение такого проекта территориальной схемы или ее корректировки осуществляются в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 июня 2024 года № 775



Правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления



1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки, прохождения процедуры рассмотрения заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором и общественного обсуждения проекта территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления (далее соответственно - отходы, территориальная схема), утверждения и корректировки территориальной схемы, а также требования к составу и содержанию территориальной схемы.

2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:

"второе плечо" - маршруты транспортирования твердых коммунальных отходов от перегрузочных станций, объектов обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов до иных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов;

"источник образования отходов" - объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы;

"первое плечо" - маршруты транспортирования твердых коммунальных отходов от источников образования твердых коммунальных отходов (групп источников) до перегрузочных станций, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов;

"перегрузочная станция" - место (площадка), в том числе с расположенными на нем (на ней) сооружениями и оборудованием, предназначенное (предназначенная) для перегрузки твердых коммунальных отходов в транспортные средства большей вместимости, на котором (на которой) допускается создание площадок накопления твердых коммунальных отходов;

"схема потоков отходов" - информация в табличной и графической форме о транспортировании отходов от источников (групп источников) образования отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов и между такими объектами;

"территориальная схема" - текстовый документ и электронная модель территориальной схемы, включающие в себя текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов;

"электронная модель территориальной схемы" - систематизированный свод сведений в электронно-цифровой форме об образовании отходов, обращении с ними в субъекте Российской Федерации, в том числе об обращении с отходами, поступившими из других субъектов Российской Федерации, о развитии системы обращения с отходами в субъекте Российской Федерации.

3. Территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) в соответствии с документами территориального планирования на срок не менее 10 лет.

4. При разработке территориальных схем могут использоваться:

а) картографическая основа государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, а также схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, материалы космо- и аэрофотосъемки территорий;

б) сведения о нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, установленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;

в) данные федерального статистического наблюдения, в том числе об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов;

г) нормативы накопления твердых коммунальных отходов;

д) сведения из государственных информационных систем, представляемые в порядке, установленном законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации;

е) данные об инвентаризации объектов размещения отходов, сведения из государственного реестра объектов размещения отходов и реестра лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности;

ж) иные данные об обращении с отходами, доступные уполномоченному органу.

5. Территориальная схема включает в себя текстовый документ, утверждаемый уполномоченным органом, и электронную модель территориальной схемы. Текстовый документ содержит в том числе следующие разделы:

а) раздел "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации, размещению твердых коммунальных отходов";

б) раздел "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов";

в) раздел "Действующие объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, перегрузочные станции";

г) раздел "Планируемые к строительству, реконструкции, выведению из эксплуатации объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, перегрузочные станции";

д) раздел "Схема потоков твердых коммунальных отходов";

е) раздел "Сведения о зонах деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".

6. Раздел "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации, размещению твердых коммунальных отходов" содержит данные о значениях целевых показателей, установленных для субъекта Российской Федерации не ниже, чем показатели в паспорте регионального проекта, направленного на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, на дату утверждения территориальной схемы (для целевого показателя по размещению твердых коммунальных отходов - не выше показателя доли твердых коммунальных отходов, направленных на захоронение, установленного в указанном паспорте) либо показатели, согласованные с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и российским экологическим оператором, с разбивкой по годам.

7. Раздел "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" содержит сведения о расчетных величинах образования, обработки, утилизации и (или) обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов по субъекту Российской Федерации и в разрезе зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональные операторы) на текущий год и по годам на весь период действия территориальной схемы по форме согласно приложению № 1.

При определении прогнозной массы образующихся твердых коммунальных отходов могут использоваться в том числе следующие сведения:

сведения о массе твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения на объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов;

сведения о количестве твердых коммунальных отходов, принятых региональным оператором от потребителей по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанном с использованием расчетного коэффициента плотности твердых коммунальных отходов, определенного как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе;

сведения о массе твердых коммунальных отходов, рассчитанной на основе нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в показателях массы;

прогноз динамики изменения численности населения;

прогноз динамики образования твердых коммунальных отходов;

данные федерального статистического наблюдения.

Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов формируется с учетом плановых значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания твердых коммунальных отходов. Плановые показатели эффективности объектов обработки, обезвреживания твердых коммунальных отходов определяются с учетом Правил определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ", Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов", а также исходя из необходимости достижения целевых показателей. Такой баланс должен соответствовать детализированной схеме потоков твердых коммунальных отходов, указанной в подпункте "е" пункта 12 настоящих Правил, и целевым показателям, указанным в пункте 6 настоящих Правил.

8. Раздел "Действующие объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, перегрузочные станции" содержит сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, в том числе объектов размещения твердых коммунальных отходов, использование которых допускается на основании пункта 8 статьи 29_1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по форме согласно приложению № 2.

9. Раздел "Планируемые к строительству, реконструкции, выведению из эксплуатации объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, перегрузочные станции" содержит сведения о планируемых к строительству, реконструкции, выведению из эксплуатации объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, перегрузочных станциях, предусмотренные строками первой - восьмой, десятой таблицы по форме согласно приложению № 3.

Планируемые к строительству, реконструкции объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов должны обеспечивать ликвидацию дефицита (не допускать возникновения дефицита) мощности по размещению отходов, при котором твердые коммунальные отходы направляются на объекты размещения отходов, не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, включая объекты размещения отходов, использование которых допускается на основании пункта 8 статьи 29_1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

10. Раздел "Схема потоков твердых коммунальных отходов" содержит сведения, предусмотренные строками первой - четвертой таблицы по форме согласно приложению № 4.

Источники образования отходов могут группироваться по муниципальным образованиям (частям муниципальных образований). Части муниципальных образований определяются уполномоченным органом путем перечисления источников образования отходов, расположенных в границах таких частей муниципальных образований, или путем отображения границ таких частей на карте.

В случае подтверждения экономическим анализом факта снижения расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием перегрузочной станции по сравнению с транспортированием твердых коммунальных отходов без использования перегрузочной станции схема потоков твердых коммунальных отходов должна содержать информацию о таких станциях.

При включении в схему потоков твердых коммунальных отходов перегрузочной станции раздел "Схема потоков твердых коммунальных отходов" должен содержать сравнение стоимости транспортирования твердых коммунальных отходов с использованием и без использования перегрузочной станции.

11. Раздел "Сведения о зонах деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" содержит сведения о зонах деятельности региональных операторов по форме согласно приложению № 5.

12. Электронная модель территориальной схемы содержит интерактивную карту субъекта Российской Федерации и информацию, предусмотренную пунктами 6-11 настоящих Правил, а также следующие сведения и информацию:

а) сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов, в которых осуществляют деятельность потребители услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по форме согласно приложению № 6;

б) сведения о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов по форме согласно приложению № 7, в том числе в разрезе зон деятельности региональных операторов, а также при необходимости сведения о потребности в новых местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерах и бункерах, используемых для накопления твердых коммунальных отходов, а также о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором за каждый год;

в) сведения об оценке объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, перегрузочных станций, предусмотренные строкой девятой таблицы по форме, предусмотренной приложением № 3 к настоящим Правилам;

г) сведения о прогнозных значениях предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе в разрезе зон деятельности региональных операторов.

Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами определяются по аналогии с установлением тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", с учетом прогнозных значений показателей, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозного баланса количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.

В указанный раздел включаются сведения об изменении прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, связанных с включением планируемых расходов регионального оператора на приобретение и содержание контейнеров и бункеров в необходимую валовую выручку регионального оператора;

д) сведения о расчетных величинах образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе по зонам деятельности региональных операторов, в разрезе отдельных объектов на текущий год и по годам на весь период действия территориальной схемы по форме согласно приложению № 8;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»