ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 8 мая 2024 года № 151
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", пунктом 1 и подпунктом 5.2.2.16(10) пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений "Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (далее - Правила).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г., за исключением пункта 15 Правил, который вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Врио руководителя
А.В.Демин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 мая 2024 года,
регистрационный № 78405
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 8 мая 2024 года № 151
Федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений "Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений "Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (далее - Правила) устанавливают обязательные требования:
к безопасности технологических процессов при эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС), за исключением требований, предъявляемых к безопасности технологических процессов, протекающих в основном и во вспомогательном оборудовании объектов электроэнергетики, урегулированных требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики;
к порядку установления собственником и (или) эксплуатирующей организацией (далее - Владелец ГТС) критериев безопасности ГТС, организации и осуществления контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС;
к порядку действий при аварии ГТС.
2. Владельцем ГТС выполняется предусмотренный декларацией безопасности ГТС перечень мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварий ГТС.
3. При эксплуатации ГТС должны соблюдаться требования проектной документации и инструкции по эксплуатации ГТС.
4. На ГТС должно быть предусмотрено наличие определенных проектной документацией устройств сигнализации, блокировки, защиты, средств измерения, средств связи и освещения.
5. Владелец ГТС распорядительным документом обязан назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасную эксплуатацию ГТС.
6. Техническое обслуживание и текущий ремонт ГТС и механического оборудования производятся согласно ежегодно утверждаемым распорядительным документом Владельца ГТС планам.
7. Повреждения ГТС и оборудования, которые создают угрозу возникновения аварии ГТС, должны устраняться незамедлительно.
8. Аварийно-восстановительные работы организуются в кратчайшие сроки с момента возникновения аварии ГТС в целях предотвращения ее дальнейшего развития.
9. Владелец ГТС обязан обеспечить разработку и утверждение инструкции по эксплуатации ГТС, включающей:
характеристики ГТС;
порядок эксплуатации ГТС при проектных условиях, включая пропуск паводков, половодий, работу в условиях отрицательных температур;
порядок эксплуатации механического оборудования, расположенного на ГТС;
мероприятия по обеспечению безопасности технологических процессов при эксплуатации ГТС и механического оборудования, расположенного на ГТС;
порядок подготовки и проведения ремонтов ГТС;
порядок действий при аварии ГТС.
10. Владелец ГТС вносит изменения в инструкцию по эксплуатации ГТС I-III классов ответственности в тридцатидневный срок после утверждения декларации безопасности ГТС.
________________
Абзац десятый статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
11. Работники, обязанные руководствоваться в своей работе порядком действий при аварии ГТС, должны быть ознакомлены с ним и внесенными в него изменениями под подпись.
12. Тренировки по порядку действий при аварии ГТС проводятся Владельцем ГТС в сроки, установленные ежегодно утверждаемым распорядительным документом Владельца ГТС графиком.
13. Предусмотренные порядком действий при аварии ГТС средства связи, технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей, локализации и ликвидации аварий должны быть исправны и находиться в определенных порядком действий при аварии ГТС местах.
14. Безопасность ГТС в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, контроля (мониторинга) и текущего ремонта ГТС.
15. Напорные ГТС I-III классов ответственности, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния не реже чем один раз в пять лет должны подвергаться комплексному обследованию с оценкой их прочности и устойчивости.
16. Средства измерений должны быть пронумерованы в соответствии со схемой размещения, защищены от повреждений, в том числе коррозионных, промерзаний, засорений и в зимний период обозначены условными знаками для защиты от повреждения снегоуборочной техникой.
17. Водоподпорные плотины и дамбы, каналы, туннели, дамбы золошлакоотвалов и хранилищ жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (далее - накопитель) должны иметь знаки, отмечающие длину сооружения на местности, а также места расположения скрытых под землей или под водой устройств.
18. Крепления откосов грунтовых сооружений, дренажная и ливнеотводящая сети должны соответствовать проектной документации.
19. Владелец ГТС должен следить за состоянием грунтовых сооружений (каналов в насыпях и водопроницаемых грунтах, плотин и дамб) во избежание их повреждения землеройными животными. При обнаружении указанных повреждений они должны быть устранены.
20. Бермы, кюветы, водоотводящие лотки должны очищаться от постороннего грунта, осыпей, выносов и мусора.
21. Дренажные системы для отвода профильтровавшейся воды, предусмотренные проектной документацией, должны находиться в исправном состоянии и быть снабжены водомерными устройствами, если такие устройства предусмотрены проектной документацией.
Вода из дренажных систем должна отводиться от сооружений в соответствии с проектными решениями.
22. В целях недопущения размыва откосов и дна каналов, а также отложения наносов скорость воды в каналах должна поддерживаться в пределах, установленных проектной документацией.
23. Наполнение и опорожнение водохранилищ, бассейнов, каналов и напорных водоводов, а также изменение уровней воды должны производиться в соответствии с проектной документацией, со скоростями, исключающими появление недопустимо больших давлений за облицовкой сооружения, сползание откосов, возникновение вакуума и ударных явлений в водоводах.
24. Не допускается зарастание откосов и гребня грунтовых сооружений деревьями и кустарниками, если иное не предусмотрено проектной документацией.
25. На ГТС в определенных проектной документацией местах должны иметься лестницы, мостики и ограждения.
26. Размещение грузов и устройство каких-либо сооружений, в том числе причалов, автомобильных и железных дорог, на бермах и откосах каналов, плотин, дамб и у подпорных стенок в пределах расчетной призмы обрушения не допускается в случае, если это не предусмотрено проектной документацией.
27. Несущие конструкции бетонных и железобетонных ГТС не должны иметь трещин, раскрытие которых превышает допустимые значения, установленные проектной документацией, а также оголенной рабочей арматуры.
28. При возникновении коррозии бетонных поверхностей несущих конструкций должна осуществляться их антикоррозийная обработка.
29. Для несущих конструкций бетонных ГТС в местах, объемах и с периодичностью, предусмотренных проектной документацией, должна производиться проверка прочности бетона.
При снижении прочности несущих конструкций бетонных ГТС ниже значений, установленных проектной документацией, должен быть проведен их капитальный ремонт или реконструкция.
30. В местах сопряжения бетонных и грунтовых сооружений должны отсутствовать пустоты, провальные и осадочные воронки.
31. Грунтовые плотины мерзлого типа, их основания и сопряжения с берегами должны постоянно поддерживаться в мерзлом состоянии, если иное не предусмотрено проектной документацией.
32. Суглинистые ядра и экраны грунтовых плотин в соответствии с проектной документацией должны предохраняться от морозного пучения и промерзания, а дренажные устройства и переходные фильтры - от промерзания.
Крупнообломочный материал упорных призм в зонах, подвергающихся сезонному замораживанию и оттаиванию, должен соответствовать проектным показателям по морозостойкости.
33. С целью обеспечения безопасной эксплуатации ГТС Владелец ГТС обязан иметь и вести следующую документацию:
33.1. Проектная документация на строительство, реконструкцию со всеми изменениями и дополнениями, прошедшая в установленных законодательством Российской Федерации случаях государственную экспертизу (при наличии - для ГТС IV класса ответственности).
33.2. Схема размещения средств измерений, а также паспорта и акты приемки средств измерений (при наличии).
33.3. Паспорта и заводские инструкции по эксплуатации установленного механического оборудования ГТС (при наличии).
33.4. Результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации (при наличии).
33.5. Акты ввода ГТС в эксплуатацию (при наличии).
33.6. Правила использования водных ресурсов (далее - ПИВР) (при наличии).
33.7. Программа контроля (мониторинга).
33.8. Действующая декларация безопасности ГТС с заключением государственной экспертизы.
33.9. Паспорт безопасности потенциально опасного объекта (для ГТС I и II классов ответственности).
33.10. Инструкция по эксплуатации ГТС.
33.11. Должностные инструкции, производственные инструкции.
33.12. Материалы по обучению и инструктажу персонала.
33.13. Приказы и распоряжения Владельца ГТС по вопросам эксплуатации ГТС.
33.14. Журналы контроля (мониторинга).
33.15. График планово-предупредительных ремонтов.
33.16. Результаты комплексного обследования напорных ГТС (в случае, предусмотренном пунктом 15 Правил).
33.17. Акты комиссионных осмотров ГТС, проводимых в соответствии с пунктом 132 Правил.
33.18. Технологическая карта заполнения накопителя (для ГТС накопителей).
33.19. Технологическая карта изъятия отходов из накопителя (для ГТС накопителей, если изъятие предусмотрено проектной документацией).
33.20. Акты, предписания, представления, предостережения контролирующих органов (при наличии).
33.21. Акты расследования произошедших аварий ГТС (при наличии).
34. Механическое оборудование ГТС гидравлических, атомных и тепловых электростанций (далее - ГТС объектов энергетики), средства его дистанционного или автоматического управления и сигнализации, а также подъемные и транспортные устройства общего назначения должны поддерживаться в исправном состоянии и быть готовы к работе.