Не вступил в силу

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2024 года № 680

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 710



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 710 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 48, ст.4680; 2020, № 22, ст.3502; 2021, № 41, ст.6982).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 27 мая 2024 года № 680

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 710

1. Наименование изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования".

2. В преамбуле слова "В целях реализации принципа недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" исключить.

3. Текст дополнить словами ", грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования".

4. Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 ноября 2003 года № 710

(в редакции постановления

Правительства Российской Федерации

от 27 мая 2024 года № 680)

Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования

I. Общие положения

1. Настоящие Правила в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливают общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), а также грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования (далее - услуга по перевозке грузов) в условиях ограниченной пропускной и провозной способности инфраструктуры.

Недискриминационный доступ перевозчиков к инфраструктуре в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, обеспечивается перевозчиками и владельцами инфраструктуры в рамках их взаимодействия при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, предусмотренного Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 703 "Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования".

Недискриминационный доступ грузоотправителей к услуге по перевозке в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, обеспечивается грузоотправителями и перевозчиками в рамках их взаимодействия при планировании и осуществлении перевозок грузов, предусмотренного Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

2. Государственный контроль за соблюдением требований, определенных настоящими Правилами, осуществляется федеральным антимонопольным органом.

3. Недискриминационный доступ перевозчиков к инфраструктуре и грузоотправителей к услуге по перевозке грузов предусматривает обеспечение равных условий доступа перевозчиков к инфраструктуре и грузоотправителей к услуге по перевозке грузов независимо от их организационно-правовой формы, правовых и имущественных отношений с владельцем инфраструктуры и перевозчиком.

II. Общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, а также грузоотправителей к услуге по перевозке грузов

4. Обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, а также грузоотправителей к услуге по перевозке грузов осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение равнодоступности инфраструктуры для всех перевозчиков, в том числе применение единых критериев доступа к услугам по использованию инфраструктуры;

б) обеспечение равнодоступности услуги по перевозке грузов для всех грузоотправителей, в том числе применение единых критериев доступа к услуге по перевозке грузов;

в) учет влияния производства и реализации перевозимого груза на экономику Российской Федерации при распределении пропускных и провозных способностей инфраструктуры;

г) обеспечение конкуренции в сфере железнодорожных перевозок;

д) проведение в отношении перевозчиков единой ценовой (тарифной) политики в сфере услуг по использованию инфраструктуры;

е) доступность информации о перечне услуг по использованию инфраструктуры и перевозке грузов, порядке их выполнения, тарифах, плате и сборах за эти услуги для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования.

5. Владелец инфраструктуры не вправе отказать перевозчику в предоставлении услуг по использованию инфраструктуры, а перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг по перевозке груза, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

III. Порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности

6. При отсутствии возможности полного удовлетворения спроса перевозчиков на услуги по использованию инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в связи с ограничением ее пропускной способности владелец инфраструктуры обязан обеспечить оказание услуг по использованию инфраструктуры для перевозок в следующей очередности:

а) перевозки, осуществляемые для восстановления движения поездов и тушения пожаров;

б) воинские перевозки;

в) перевозки пассажиров в международном сообщении;

г) перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в дальнем следовании;

д) перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в пригородном сообщении;

е) перевозки почтовых отправлений, багажа, грузобагажа;

ж) специальные перевозки;

з) грузопассажирские и людские перевозки;

и) перевозки грузов в очередности, предусмотренной разделом IV настоящих Правил.

7. В период действия военного положения или при введении чрезвычайного положения Министерство транспорта Российской Федерации может устанавливать иную, чем предусмотрена пунктом 6 настоящих Правил, очередность оказания услуг по использованию инфраструктуры.

8. При наличии нескольких запросов об оказании услуг по использованию инфраструктуры (далее - запрос), относящихся к перевозкам одной очереди, одновременное удовлетворение которых ограничено пропускной способностью инфраструктуры, рассмотрение и согласование запросов осуществляются владельцем инфраструктуры по мере их поступления в порядке, установленном Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 703 "Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования".

9. В случае невозможности выполнения запроса перевозчика из-за ограничений пропускной способности инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в запрашиваемый период времени в связи с наличием согласованных запросов других перевозчиков владелец инфраструктуры с согласия перевозчика может оказать услуги с использованием других маршрутов перевозки или в другой период времени.

10. В случае отказа перевозчика от согласованных услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязан предоставить соответствующие услуги следующему по очередности перевозчику, представившему запрос.

11. Владелец инфраструктуры обязан вести реестр запросов, в котором фиксируются дата и время поступления запроса, а также его регистрационный номер. Отказ в регистрации, искажение сроков и очередности поступления запросов, а также их регистрационных номеров не допускаются.

IV. Порядок доступа грузоотправителей к услуге по перевозке грузов в условиях ограниченной пропускной и провозной способности инфраструктуры

12. Определение пропускной и провозной способности инфраструктуры и расчет загруженности ее элементов осуществляются в соответствии с методикой определения пропускной и провозной способности инфраструктуры, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации (далее - методика), с учетом ограничений в эксплуатационной работе.

13. Перевозчик определяет, что перевозка груза осуществляется по инфраструктуре с ограниченной пропускной и провозной способностью при условии, если в течение календарного месяца объемы, включенные в заявки на перевозку грузов, соответствующие перерабатывающей способности станции отправления и станции назначения, превышают пропускную и провозную способность инфраструктуры (включая станции отправления и назначения), определенную в соответствии с методикой с учетом ограничений в эксплуатационной работе.

Перевозчик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") информацию о конкретном направлении движения поездов по инфраструктуре с ограниченной пропускной и провозной способностью до 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли ограничения пропускной и провозной способности инфраструктуры.

14. Перевозчик определяет, что перевозка грузов перестала осуществляться по инфраструктуре с ограниченной пропускной и провозной способностью при условии, что в течение календарного месяца объемы, включенные в заявки на перевозку грузов, не превышают пропускную и провозную способность инфраструктуры (включая станции отправления и назначения), определенную в соответствии с методикой с учетом ограничений в эксплуатационной работе, о чем перевозчик размещает информацию на своем официальном сайте в сети "Интернет" до 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объемы, включенные в заявки на перевозку грузов, не превышали пропускную и провозную способность инфраструктуры.

15. При отсутствии возможности полного удовлетворения спроса грузоотправителей на услуги по перевозке грузов на конкретном направлении движения поездов в связи с ограничением пропускной и провозной способности инфраструктуры перевозчик обязан обеспечить оказание услуг по перевозке грузов в следующей очередности:

а) перевозки грузов, приоритетность которых определена федеральными законами;

б) перевозки грузов с целью обеспечения субъектов Российской Федерации, пострадавших от стихийных бедствий (на основании отдельных решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации), а также с целью ликвидации последствий военных действий и незаконного вмешательства на территориях субъектов Российской Федерации, на которых действуют режим (уровень повышенной готовности) на основании отдельных указов Президента Российской Федерации, правовой режим контртеррористической операции и (или) режим повышенной готовности;

в) перевозки грузов на основании отдельных указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации;

г) перевозки транзитных грузов, перевозимых в объемах, гарантированных заключенными межправительственными соглашениями;

д) перевозки грузов, в отношении которых предоставляются субсидии на перевозку железнодорожным транспортом, при условии, что правилами предоставления таких субсидий установлена приоритетность этих перевозок;

е) перевозки грузов во внутригосударственном сообщении в следующей очередности:

в первую очередь - грузы, перевозки которых связаны с формированием государственного материального резерва в соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве", по перечню, определяемому Федеральным агентством по государственным резервам;

во вторую очередь - социально значимые грузы по перечню, определяемому в соответствии с перечнем групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен и выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации;

в третью очередь - грузы, перевозимые для нужд организаций жилищно-коммунального хозяйства и энергетики по перечню, определяемому Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации ежемесячно, за 10 календарных дней до начала планируемого месяца, с указанием планируемых объемов перевозок, станции отправления, грузоотправителя, грузополучателя, груза, станции назначения, остатков на складах на дату составления указанного перечня и с указанием в заявке на перевозку грузов признака такой перевозки;

в четвертую очередь - грузы для посевной кампании по перечню, определяемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ежемесячно, за 10 календарных дней до начала планируемого месяца, с указанием планируемых объемов перевозок, станции отправления, грузоотправителя, груза, станции назначения, грузополучателя и с указанием в заявке на перевозку грузов признака такой перевозки;

в пятую очередь - грузы, перевозимые в (из) адреса организаций, осуществляющих работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), перечень которых определяется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства экономического развития Российской Федерации, согласованному Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой;

ж) перевозки экспортных сырьевых энергетических грузов, перевозимых в специализированном подвижном составе;

з) перевозки грузов, следующих в составе контейнерных поездов во внутригосударственном и международном (перевозки экспортных и импортных грузов) сообщениях, в следующей очередности:

в первую очередь - экспортные сельскохозяйственные и продовольственные грузы, лесопромышленные грузы (грузы, соответствующие позициям Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов 091-094, 102, 103, 111, 121-122, 125-127, 131-133, а также грузы с кодом Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов 081205), заявляемые грузоотправителями, обладающими собственными производственными мощностями по переработке древесины и (или) лесосырьевой базой, перечень которых определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, или грузы, заявляемые грузоотправителями, включенными в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и участвующими в мероприятиях по содействию в размещении товаров субъектов малого и среднего предпринимательства на международных электронных торговых площадках, реализуемых в рамках государственных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации, и в проекте организации скоростных железнодорожных перевозок "Агроэкспресс", перечень которых размещается на официальном сайте акционерного общества "Российский экспортный центр" в сети "Интернет";

во вторую очередь - иные грузы, следующие в составе контейнерных поездов во внутригосударственном и международном (перевозки экспортных и импортных грузов) сообщениях;

и) перевозки иных грузов во внутригосударственном сообщении;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»