ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 16 мая 2024 года № ЕД-7-23/390@

Об утверждении Порядка проведения налогового мониторинга с использованием информационных систем операторов лотерей



В целях осуществления контроля и надзора за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов плательщиками, осуществляющими деятельность в области организации и проведения лотерей,

приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения налогового мониторинга с использованием информационных систем операторов лотерей (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению налогового мониторинга (М.А.Крашенинникова), Контрольному управлению (Л.Г.Зубкова) и Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (А.С.Катяев) обеспечить применение Порядка.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего и контролирующего деятельность Управления налогового мониторинга.


Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.Егоров



УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 16 мая 2024 года № ЕД-7-23/390@



Порядок проведения налогового мониторинга с использованием информационных систем операторов лотерей



1. Общие положения

 

1. Порядок проведения налогового мониторинга с использованием информационных систем операторов лотерей (далее - Порядок) предназначен для организации работы налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении участников налогового мониторинга, осуществляющих деятельность по проведению лотерей.

2. В целях настоящего порядка при проведении мероприятий налогового контроля используется следующий перечень федеральных законов и нормативных правовых актов:

Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ;

Глава 58 "Проведение игр и пари" части второй Гражданского кодекса Российской Федерации;

Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях";

приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним";

приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ "Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля";

приказ ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@ "Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации";

приказ ФНС России от 22.01.2024 № ЕД-7-23/53@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа в электронной форме, формы мотивированного мнения налогового органа и требований к его составлению";

приказ Минфина России от 17.09.2020 № 206-н "Об утверждении формы и сроков представления отчета о всероссийской государственной лотерее";

приказ Минфина России от 30.03.2020 № 48н "Об утверждении состава сведений, включаемых в протокол тиражной комиссии";

приказ Минспорта России от 06.09.2023 № 637 "Об утверждении условий пяти тиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития физической культуры и спорта";

приказ Минфина России от 07.12.2020 № 295н "Об утверждении условий проведения 2 тиражных всероссийских государственных лотерей и 10 бестиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва";

иные приказы Минфина России и Минспорта России по утверждению условий лотерей.

3. В отношении участников налогового мониторинга, осуществляющих деятельность по проведению лотерей, проводятся мероприятия налогового контроля, в том числе по вопросам:

- полноты отражения выручки от проведения лотерей, корректности формирования призового фонда лотереи и расчета целевых отчислений от лотерей;

- правильности отражения расходов в виде агентского вознаграждения распространителей, включая сверку данных отчетов распространителей с фактическими данными;

- фактической выплаты выигрышей (их размеров, даты и порядка осуществления выплаты), а также исполнения обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации суммы НДФЛ с таких выигрышей, с указанием идентификационных данных участников лотерей при выплате выигрыша в сумме более 15 тысяч рублей;

- идентификации физических лиц, получивших выигрыш в сумме менее 15 тысяч рублей, на основе имеющихся данных о физических лицах, ранее получивших выигрыш в сумме более 15 тысяч рублей;

- соблюдения сроков депонирования невостребованных выигрышей и зачисления невостребованных выигрышей в федеральный бюджет;

- правильности отражения в учете реализованных лотерейных билетов, для проверки целостности данных систем на основе "контрольной закупки" или в случае поступления жалоб граждан, содержащих реквизиты лотерейных билетов;

- сверки данных налоговых деклараций (расчетов) (уточненных налоговых деклараций, уточненных расчетов) в части выручки от проведения лотерей, выплаченных выигрышей, с данными отчетов распространителей, данными автоматизированной системы контроля "Контрольно-кассовая техника" (далее - АСК "ККТ");

- фискализации операторов лотерей и распространителей с учетом тега фискального документа 1126 "признак проведения лотереи".

________________

Процесс регистрации операций по оплате и распечатке фискального документа (чека) при приобретении лотерейного билета.

2. Контроль полноты отражения выручки от проведения лотерей


Налоговый орган осуществляет проверку полноты отражения выручки от проведения лотерей на основании данных налоговой декларации (уточненной налоговой декларации) по налогу на прибыль организации.

Выручка от проведения лотерей определяется на основании регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 90.1 "Выручка".

Показатели по счету 90.1 "Выручка" формируются на основании протоколов тиражной комиссии в разрезе каждого тиража тиражной лотереи и отчетов распространителей в разрезе каждой бестиражной лотереи.

Сформированные данные фиксируются в отчете о проведении лотерей.

Взаимодействие между налоговым органом и оператором лотереи при проведении налогового мониторинга осуществляется посредством предоставления доступа к информационной системе участника налогового мониторинга и к операционному хранилищу данных, агрегирующим информацию о реализации лотерейных билетов, выплате выигрышей и розыгрыше призового фонда.

Налоговый орган в отношении оператора лотереи проводит следующие мероприятия налогового контроля:

- анализ налоговой декларации по налогу на прибыль организации (строка 040 Приложения № 1 к Листу 02);

- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 90.1 "Выручка";

- сверку данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль организации, с данными регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 90.1 "Выручка";

- проверку корректности даты признания доходов от проведения тиражных лотерей, путем сопоставления даты признания доходов с датой протокола тиражной комиссии;

- проверку корректности даты признания доходов от проведения бестиражных лотерей, путем сопоставления даты признания доходов с датой указанной в отчетах распространителей;

- проверку корректности и полноты отражения суммы доходов, полученных по каждому тиражу тиражной лотереи, на основании протокола тиражной комиссии;

- проверку корректности и полноты отражения суммы доходов по бестиражной лотерее, на основании отчетов распространителей;

- анализ полноты отражения выручки, определения призового фонда тиражной лотереи в протоколе тиражной комиссии;

- анализ полноты отражения выручки, определения призового фонда бестиражной лотереи в отчетах распространителей;

- сверку данных полноты отражения суммы доходов с отчетом о проведении лотереи;

- сверку данных полноты отражения суммы доходов с независимой системой контроля (далее - НСК) в разрезе каждого вида лотереи и каждого тиража тиражной лотереи (отчет "Продажи за тираж").

________________

Иная система, предназначенная для автоматизации деятельности контролирующих органов по мониторингу и контролю результатов розыгрыша лотерей. Система должна предоставлять возможность формирования и просмотра отчета о всероссийской государственной лотерее.

3. Контроль за корректностью формирования призового фонда лотереи


Размер сформированного призового фонда лотереи определяется на основании условий лотереи и отражается в протоколе тиражной комиссии и регистрах бухгалтерского (налогового) учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

________________

При проведении тиражной лотереи.

Субсчет, содержащий данный показатель по сформированному призовому фонду.

Показатели по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" формируются на основании протоколов тиражной комиссии в разрезе каждого тиража тиражной лотереи.

Сформированные данные фиксируются в отчете о проведении лотереи.

Налоговый орган в отношении оператора лотереи проводит следующие мероприятия налогового контроля:

- анализ регистров бухгалтерского (налогового) учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", содержащих информацию в разбивке по видам лотерей;

- контроль данных по выручке в соответствии с пунктом 2 указанного Порядка;

- анализ условий лотереи;

- контроль правильности формирования размера призового фонда исходя из условий лотерей и полученной выручки;

- сверку размера призового фонда, исходя из условий лотерей и полученной выручки, с данными протоколов тиражной комиссии в разрезе каждого тиража тиражной лотереи;

________________

При проведении тиражной лотереи.

- сверку данных полноты отражения суммы сформированного призового фонда с отчетом о проведении лотереи (по всем видам лотерей);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»