Не вступил в силу

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 мая 2024 года № 564

Об утверждении основных требований к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат



В соответствии со статьей 5_3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

2. Настоящее постановление применяется с учетом положений части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", а также статьи 13 Федерального закона от 10 июля 2023 г. № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 мая 2024 года № 564

Основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат



1. Настоящий документ устанавливает основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее соответственно - меры социальной защиты (поддержки), органы и (или) организации).

2. Органы и (или) организации осуществляют процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) в электронном виде.

3. Процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) органами и (или) организациями осуществляются с использованием государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая цифровая платформа) или информационных систем органов и (или) организаций.

4. Процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) органами и (или) организациями в части, касающейся государственных и муниципальных услуг, осуществляются в соответствии с административными регламентами, разработанными поставщиками государственных и муниципальных услуг в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

5. Для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) в электронном виде органами и (или) организациями в информационных системах, используемых в соответствии с пунктом 3 настоящего документа (далее - информационные системы), осуществляются:

а) прием заявлений о назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) (далее - заявление) и документов (копий документов, сведений), а также обработка заявлений и документов (копий документов, сведений), поступивших от граждан;

б) подтверждение права заявителя на получение мер социальной защиты (поддержки);

в) формирование запросов и получение сведений с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

г) принятие решения о назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки), об отказе в назначении мер социальной защиты (поддержки), решения о выплате мер социальной защиты (поддержки), перерасчет размера (при необходимости) мер социальной защиты (поддержки), а также предоставление недополученной суммы;

д) упреждающая (проактивная) подготовка проекта заявления на основании сведений, содержащихся в информационных системах;

е) назначение и предоставление мер социальной защиты (поддержки), в том числе в беззаявительном порядке или упреждающем (проактивном) режиме на основании сведений, содержащихся в информационных системах;

ж) принятие решения о прекращении или продлении предоставления мер социальной защиты (поддержки), приостановке предоставления и возобновлении предоставления мер социальной защиты (поддержки);

з) формирование расчетно-платежных документов;

и) обработка сведений от кредитных и доставочных организаций;

к) формирование отчетности;

л) хранение электронных документов, а также реестровых записей, подписанных в информационных системах.

6. Назначение и предоставление мер социальной защиты (поддержки) осуществляется одним из следующих способов:

а) на основании заявления;

б) в беззаявительном порядке (в случае если такой порядок установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации) с использованием сведений о реквизитах банковских счетов граждан для предоставления мер социальной защиты (поддержки).

7. Заявление подается одним из следующих способов:

а) в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) или посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее - региональный портал) в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Заявление, поданное посредством единого портала или регионального портала, подписывается простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг", если возможность ее использования установлена нормативным правовым актом, регулирующим порядок предоставления мер социальной защиты (поддержки), усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, или усиленной квалифицированной электронной подписью;

б) лично:

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органами и (или) организациями и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанных соглашений на основании Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

в орган и (или) организацию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

8. При подаче заявления посредством единого портала обеспечивается автоматическое его заполнение сведениями, содержащимися в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также в интегрированных с единым порталом витринах данных органов и (или) организаций.

9. Запрос и получение органами и (или) организациями документов и сведений, необходимых для принятия решений о предоставлении мер социальной защиты (поддержки), осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, за исключением документов, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации с учетом положений частей 1, 6 и 6_1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Документы и сведения, необходимые для принятия решения о назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки), могут быть представлены заявителем в соответствии с утвержденными соответствующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), перечнями таких документов (копий документов, сведений) (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации).

10. Формирование органами и (или) организациями запросов и получение документов и сведений, необходимых для принятия решения о назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечиваются в автоматизированном порядке.

11. На этапе подачи заявления на едином портале или на региональном портале в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, обеспечивается информирование заявителя о перечне документов (копий документов, сведений), которые ему необходимо лично представить в орган и (или) организацию.

При осуществлении органами и (или) организациями процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) в электронном виде в информационных системах обеспечивается автоматическая (за счет программно-аппаратных средств) подготовка решений о назначении и предоставлении или об отказе в назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки), за исключением случаев, предусматривающих необходимость рассмотрения представленных заявителем документов (копий документов, сведений), если в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для принятия решений о назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) или об отказе в назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) требуется участие специалиста органа и (или) организации.

12. Решение о назначении и предоставлении либо об отказе в назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) принимается органами и (или) организациями не позднее 2-го рабочего дня со дня получения всех необходимых для принятия соответствующего решения документов (копий документов, сведений), за исключением случаев, установленных федеральными законами, при этом:

а) регистрация заявления органами и (или) организациями осуществляется не позднее одного рабочего дня со дня поступления заявления в орган и (или) организацию;

б) направление органами и (или) организациями межведомственных запросов на получение необходимых для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) документов и сведений осуществляется в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления в органе и (или) организации и (или) в день получения от органов и (или) организаций, в распоряжении которых имеются документы и сведения, необходимые для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), сведений, в отношении которых направлялся межведомственный запрос (в случае если направление органами и (или) организациями межведомственного запроса невозможно без наличия в их распоряжении соответствующих документов и сведений);

в) срок предоставления органами и (или) организациями документов и сведений (если они имеются в их распоряжении), необходимых для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), в рамках ответа на межведомственные электронные запросы (с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) не должен превышать 48 часов с момента направления соответствующих запросов органами и (или) организациями;

г) срок предоставления органами и (или) организациями документов и сведений (если они имеются в их распоряжении), необходимых для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), в рамках ответа на межведомственные запросы (без использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия) не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения такого межведомственного запроса;

д) органами и (или) организациями в день регистрации заявления осуществляется направление заявителю информации о перечне документов (копий документов, сведений), которые ему необходимо представить лично (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявителем указанной информации;

е) органами и (или) организациями в день установления факта наличия в заявлении недостоверной и (или) неполной информации осуществляется направление заявителю информации о необходимости доработки заявления в течение 5 рабочих дней со дня получения заявителем указанной информации;

ж) процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) могут быть приостановлены до момента представления заявителем доработанного заявления, полного комплекта документов (копий документов, сведений), необходимых для принятия органами и (или) организациями решений о назначении и предоставлении или об отказе в назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки), но не более чем на 5 рабочих дней, если иные сроки не предусмотрены федеральными законами.

13. Назначение и предоставление мер социальной защиты (поддержки) фиксируются подписанием соответствующего решения в электронном виде усиленной квалифицированной электронной подписью на единой цифровой платформе или усиленной квалифицированной электронной подписью в информационной системе органа и (или) организации (усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица в информационной системе органа и (или) организации).

14. Принятие органами и (или) организациями решений о назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) и их учет осуществляются в виде юридически значимых записей в информационных системах.

15. В случае если органами и (или) организациями принятие решений о назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) осуществляется без использования единой цифровой платформы, органы и (или) организации обеспечивают автоматическую передачу таких решений на единую цифровую платформу.

16. Выплатные дела, документы о выплате и доставке денежных средств по предоставленной мере социальной защиты (поддержки), а также дела об отказе в назначении мер социальной защиты (поддержки) хранятся в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.

17. При осуществлении органами и (или) организациями процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданину посредством единого портала или посредством регионального портала в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в день осуществления соответствующего процесса обеспечивается направление информации:

а) о ходе рассмотрения заявления, включая информацию о приостановке и возобновлении рассмотрения заявления, результате рассмотрения заявления и принятом органами и (или) организациями решении о назначении и предоставлении или об отказе в назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) с указанием аргументированной причины такого отказа, включая положения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки);

б) о необходимости доработки заявления в случае установления факта наличия в заявлении недостоверной и (или) неполной информации;

в) о перечислении денежных средств с указанием банковского счета гражданина, на который осуществлено перечисление, или о невозможности зачисления денежных средств с указанием действий для изменения реквизитов банковского счета.

18. При направлении посредством единого портала или посредством регионального портала в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, гражданину информации в отношении назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) органы и (или) организации обязаны:

а) уведомлять получателей мер социальной защиты (поддержки) в случае изменения условий назначения и предоставления меры социальной защиты (поддержки), установленной нормативным правовым актом, регулирующим порядок назначения и предоставления меры социальной защиты (поддержки);

б) в случае если мера социальной защиты (поддержки) назначается на конкретный период, уведомлять получателей мер социальной защиты (поддержки) за месяц до истечения срока предоставления меры социальной защиты (поддержки) о приближающемся окончании срока ее предоставления, а также об условиях, необходимых для продления назначенной меры социальной защиты (поддержки).

19. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, информация, предусмотренная пунктами 17 и 18 настоящего документа, может быть направлена гражданину в письменном виде.


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

www.pravo.gov.ru, 10.05.2024,

№ 0001202405100014

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»