МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 марта 2024 года № 159
Об утверждении методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта
В соответствии с пунктом 8 Правил оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 1931,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 г. № 536 "Об утверждении методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта".
Министр
А.Котяков
Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта
1. Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методологической помощи при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 Правил оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 1931 (далее соответственно - Правила, постановление Правительства Российской Федерации № 1931), а также при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта:
а) исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области социальной защиты, при установлении порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта;
б) органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения), принимающим решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ);
в) исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения (далее - органы занятости населения);
г) исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства;
д) исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области регулирования сельского хозяйства;
е) торгово-промышленным палатам субъектов Российской Федерации;
ж) органам местного самоуправления;
з) организациям в сфере труда и занятости;
и) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центрам "Мой бизнес";
к) организациям в сфере сельского хозяйства, в том числе центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров;
л) иным органам и организациям.
2. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:
социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;
программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
3. Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет совершения ими собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).
4. Право на государственную социальную помощь на основании социального контракта возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина, рассчитанный в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 134-ФЗ) на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта.
5. Основными принципами реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
а) добровольность участия;
б) обязательность исполнения условий социального контракта;
в) индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации;
г) обеспечение персонального подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения.
6. Основными мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, в соответствии с частью 3 статьи 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ (далее - основные мероприятия), а также в соответствии с Правилами являются:
а) поиск работы. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта. С другими членами семьи такого заявителя социальный контракт может быть заключен со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта с указанным заявителем;
б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью рекомендуется понимать коммерческую деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или вставшего на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (далее - самозанятый);
в) ведение личного подсобного хозяйства. Под ведением личного подсобного хозяйства в рамках реализации социального контракта рекомендуется понимать деятельность получателя социального контракта, поставленного на учет в налоговом органе в качестве самозанятого, по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;
г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Социальный контракт, направленный на реализацию указанных мероприятий, заключается с одним и тем же гражданином (с одной и той же семьей) не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта.
Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона № 178-ФЗ, в целях удовлетворения текущих потребностей семьи, одиноко проживающего гражданина в приобретении товаров и услуг в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил.
7. Государственную социальную помощь на основании социального контракта рекомендуется оказывать в приоритетном порядке гражданам, проживающим в многодетных семьях и семьях с детьми. Под приоритетностью рекомендуется понимать необходимость в первоочередном порядке заключения социальных контрактов с многодетными семьями и семьями с детьми в случае ограниченности бюджетных ассигнований на заключение новых социальных контрактов в текущем финансовом году в случае одновременного рассмотрения нескольких заявлений о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление), а также при информировании граждан о социальном контракте.
8. Орган социальной защиты населения заключает с заявителем, указанным в пункте 15 Правил, социальный контракт на следующий срок, но не менее чем на 3 месяца:
а) по основному мероприятию "поиск работы" - не более чем на 9 месяцев;
б) по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" - не более чем на 12 месяцев;
в) по основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства" - не более чем на 12 месяцев;
г) по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации" - не более чем на 6 месяцев.
Программа социальной адаптации разрабатывается на срок действия социального контракта.
9. Конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
а) по основному мероприятию "поиск работы":
заключение гражданином трудового договора (служебного контракта) в период действия социального контракта. Факт трудоустройства не может быть подтвержден заключением гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг. При принятии в качестве конечного результата заключения гражданином срочного трудового договора органам социальной защиты населения рекомендуется учитывать срок действия социального контракта и необходимость наличия доходов от трудовой деятельности, полученных в соответствии с таким договором, в период расчета среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина в рамках проведения оценки эффективности в соответствии с абзацем вторым пункта 45 Правил в целях обеспечения эффективности завершенного социального контракта. При необходимости органам социальной защиты населения рекомендуется внести изменения в социальный контракт и программу социальной адаптации в части срока действия социального контракта;
повышение среднедушевого дохода по истечении срока действия социального контракта;
б) по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности":
государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или постановка на учет в налоговом органе в качестве самозанятого (в случае отсутствия такой регистрации или такой постановки на учет на дату заключения социального контракта);
повышение среднедушевого дохода по истечении срока действия социального контракта;
в) по основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства":
постановка на учет в налоговом органе гражданина в качестве самозанятого (в случае отсутствия такой постановки на учет на дату заключения социального контракта);
повышение среднедушевого дохода по истечении срока действия социального контракта;
г) по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации":
преодоление гражданином (семьей гражданина) трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта. Под преодолением гражданином (семьей гражданина) трудной жизненной ситуации рекомендуется понимать выполнение программы социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки.
10. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации. Постоянное проживание на территории Российской Федерации рекомендуется подтверждать документами о постоянной или временной регистрации в пределах Российской Федерации.
11. Решение о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается органом социальной защиты населения.
12. Правовым актом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок и условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, с учетом положений Правил и Методических рекомендаций, в том числе утверждаются:
а) форма социального контракта, форма программы социальной адаптации;
б) перечень типовых трудных жизненных ситуаций (часто встречающихся обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, в том числе негативно влияют на уровень дохода гражданина (семьи гражданина), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) и категорий семей (одиноко проживающих граждан), которым оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации";
в) перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации. Примерный перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации приведен в приложении № 2 к Методическим рекомендациям;
г) порядок формирования и работы межведомственной комиссии, рассматривающей вопросы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия);
д) порядок рассмотрения заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта после использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований федерального бюджета;
е) порядок прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (с учетом положений пунктов 31 и 32 Правил).
13. Субъектам Российской Федерации дополнительно рекомендуется утверждать:
а) порядок взаимодействия органов социальной защиты населения и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, при реализации мероприятий социального контракта и обучения в рамках него;
б) порядок досудебного обжалования заявителем отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по основаниям, установленным пунктами 25 и 26 Правил;
в) порядок отзыва гражданином заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта до принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 24 Правил;
г) порядок возмещения работодателю расходов на прохождение получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта стажировки, с учетом положений, предусмотренных пунктом 41 Правил. При этом рекомендуется осуществлять возмещение работодателю расходов на стажировку исходя из количества отработанных дней, но не более чем за 3 месяца;
д) порядок контроля органом социальной защиты населения за выполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных программой социальной адаптации, и за целевым использованием денежных средств, выплаченных гражданину в соответствии с условиями социального контракта. Под целевым расходованием средств рекомендуется понимать соответствие приобретенных товаров, работ и услуг тем, которые содержатся в программе социальной адаптации;