ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 апреля 2024 года № 959-р
[Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения]
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 3980-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 1, ст.434).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Cтратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения
Основаниями для разработки стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения (далее - стратегическое направление) являются:
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р;
Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р;
подпункт "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-172 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 23-24 ноября 2022 г.;
пункт 4 плана мероприятий ("дорожной карты") по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г., утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2022 г. № 15051п-П10.
Стратегическое направление утверждается до 2030 года.
Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется в соответствии с изменениями оснований для разработки стратегического направления, определенными пунктом 1 раздела I стратегического направления, но не чаще одного раза в год.
Решение о корректировке (актуализации) стратегического направления принимается на основании:
итогов рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства здравоохранения Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);
обновления перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений, а также решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);
предложений федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку стратегического направления, подготовленных по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.
Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Наименование | - | стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения |
Сроки реализации | - | 2024-2030 годы |
Цель | - | достижение высокого уровня показателя "цифровая зрелость" участников реализации стратегического направления, ускоренный переход сектора здравоохранения Российской Федерации на новые управленческий и технологический уровни посредством полного перехода к "цифровым двойникам", тем самым обеспечивая создание единой платформенной экосистемы на основе целостных и однородных первичных данных. Цифровое преобразование способствует достижению технологического суверенитета и обеспечивает условия для развития сферы здравоохранения и долгосрочного устойчивого социально- |
Целевое состояние | - | большинство процессов в сфере здравоохранения унифицированы и приведены к единым стандартам, применяются "сквозные" цифровые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта; |
для решения всего спектра задач технологических процессов и управления информационный обмен в сфере здравоохранения осуществляется на базе "цифровых двойников", а также с применением цифровых платформ, приложений и сервисов; | ||
Индикаторы цифровой трансформации | - | показатель "цифровая зрелость" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения |
Ответственный исполнитель, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления | - | ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации; |
Приоритетами стратегического направления являются:
осуществление цифровой трансформации на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, в том числе отечественных "сквозных" цифровых технологий;
платформизация, формирование единой отраслевой технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем в сфере здравоохранения, в том числе формирование отдельных компонентов отраслевой архитектуры информационных систем на базе общих инструментов моделирования и описания архитектуры информационных систем;
построение общих информационных моделей, введение единых стандартов обмена информацией, унифицированная регламентация взаимодействия между различными системами и субъектами, обеспечение гибкого и масштабируемого управления процессами в сфере здравоохранения;
обеспечение условий для достижения технологического суверенитета в сфере здравоохранения, в частности, посредством импортозамещения в области "сквозных" цифровых технологий;
обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь объектов критической информационной инфраструктуры;
внедрение в медицинских организациях типовых защищенных автоматизированных рабочих мест с возможностью централизованного управления конфигурациями прикладного и общесистемного программного обеспечения, использования доверенных дистрибутивов;
реализация государственной политики в области цифровой трансформации Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими участниками домена "Здравоохранение" посредством применения платформы "ГосТех" и с соблюдением принципов клиентоцентричности.
Целью стратегического направления до 2030 года является достижение высокого уровня "цифровой зрелости" участников реализации стратегического направления, ускоренный переход сектора здравоохранения Российской Федерации на новый управленческий и технологический уровни посредством перехода к "цифровым двойникам", что позволит обеспечить создание единой платформенной экосистемы на основе целостных и однородных первичных данных. Цифровое преобразование способствует достижению технологического суверенитета, обеспечивающего условия для развития сферы здравоохранения и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.
Задачами стратегического направления являются:
обеспечение условий и мер поддержки разработки и внедрения отечественных "сквозных" цифровых технологий, применяемых в сфере здравоохранения (как для разработчиков, так и для заказчиков) для создания внутреннего рынка зрелых "сквозных" цифровых технологий;
обеспечение приоритизации научных исследований и разработок, трансфера технологий и предотвращения дублирования затрат на разработку идентичных решений в области "сквозных" цифровых технологий, а также полного покрытия архитектуры информационных систем отечественным программным обеспечением;
стимуляция развития отечественных производителей медицинского оборудования и программного обеспечения;
формирование на базе платформы "ГосТех" целевой архитектуры домена "Здравоохранение" посредством проектирования клиентских путей, а также разработка и введение в эксплуатацию сервисов (платформ) и обеспечение формирования соответствующего правового поля под целевую архитектуру домена "Здравоохранение";
обеспечение условий для оптимизации и трансформации единых практик процессного управления, методов оптимизации процессов, бережливого производства, дизайн-мышления;
создание инфраструктурной платформы для решения задач на всех уровнях управления, которая обеспечивает высокий уровень информационной безопасности;
формирование цифровой экосистемы для сбора, обработки и использования данных в целях улучшения качества оказания медицинской помощи и развития научных биомедицинских исследований;
внедрение индивидуальных электронных медицинских устройств, а также технологий для динамического наблюдения с использованием платформ централизованных диагностических сервисов;
обеспечение активного использования платформы "ГосТех" в сфере здравоохранения;
обеспечение развития отраслевых образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий, в частности, апробация новых механизмов практического обучения;
обеспечение условий развития сервисов (служб) облачных технологий, перехода организаций в сфере здравоохранения на широкое применение облачных решений, а также обеспечение высокого уровня информационной безопасности при применении указанных решений;
обеспечение координации действий, направленных на полное исключение использования программного обеспечения иностранного происхождения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения;
обеспечение централизованного управления конфигурациями прикладного и общесистемного программного обеспечения с использованием доверенных дистрибутивов;
обеспечение условий для повышения уровня информационной безопасности в медицинских организациях;
внедрение управления отраслью на основе первичных данных;
обеспечение перехода системы здравоохранения на документооборот в сфере охраны здоровья в форме электронных медицинских документов;
обеспечение централизованного ведения персонифицированного учета застрахованных лиц;
создание цифрового профиля пациента на базе единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию;
обеспечение возможности централизованного ведения расчетов за оказанную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;
обеспечение информационного сопровождения застрахованных лиц в рамках прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;
обеспечение автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинг и анализ использования ресурсов системы здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам.
По состоянию на 1 сентября 2023 г. в системе здравоохранения обеспечена и функционирует основная информационная инфраструктура:
1,024 млн. автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключены к медицинским информационным системам в субъектах Российской Федерации;
522,8 тыс. медицинских работников медицинских организаций (99,6 процента общего количества врачей, работающих в медицинских организациях) обеспечены усиленными квалифицированными электронными подписями;