ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 апреля 2024 года № 959-р

[Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения]



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 3980-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 1, ст.434).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 апреля 2024 года № 959-р



Cтратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения



I. Общие положения

1. Основания


Основаниями для разработки стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения (далее - стратегическое направление) являются:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р;

Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р;

подпункт "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-172 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 23-24 ноября 2022 г.;

пункт 4 плана мероприятий ("дорожной карты") по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г., утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2022 г. № 15051п-П10.

2. Период действия стратегического направления


Стратегическое направление утверждается до 2030 года.

Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется в соответствии с изменениями оснований для разработки стратегического направления, определенными пунктом 1 раздела I стратегического направления, но не чаще одного раза в год.

Решение о корректировке (актуализации) стратегического направления принимается на основании:

итогов рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства здравоохранения Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

обновления перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений, а также решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);

предложений федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку стратегического направления, подготовленных по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.

Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления

Наименование

-

стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения

Сроки реализации

-

2024-2030 годы

Цель

-

достижение высокого уровня показателя "цифровая зрелость" участников реализации стратегического направления, ускоренный переход сектора здравоохранения Российской Федерации на новые управленческий и технологический уровни посредством полного перехода к "цифровым двойникам", тем самым обеспечивая создание единой платформенной экосистемы на основе целостных и однородных первичных данных. Цифровое преобразование способствует достижению технологического суверенитета и обеспечивает условия для развития сферы здравоохранения и долгосрочного устойчивого социально-
экономического развития Российской Федерации в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов

Целевое состояние

-

большинство процессов в сфере здравоохранения унифицированы и приведены к единым стандартам, применяются "сквозные" цифровые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта;
разработан и функционирует на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"
(далее - платформа "ГосТех") домен "Здравоохранение";

для решения всего спектра задач технологических процессов и управления информационный обмен в сфере здравоохранения осуществляется на базе "цифровых двойников", а также с применением цифровых платформ, приложений и сервисов;
цифровая трансформация в сфере здравоохранения осуществлена на основе отечественных информационно-
коммуникационных технологий, обеспечивающих технологический суверенитет

Индикаторы цифровой трансформации

-

показатель "цифровая зрелость" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения

Ответственный исполнитель, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления

-

ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации;
участники разработки, экспертизы и реализации:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
Федеральное медико-биологическое агентство;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;
территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
иные заинтересованные организации в сфере здравоохранения



II. Приоритеты, цель, задачи стратегического направления

1. Приоритеты


Приоритетами стратегического направления являются:

осуществление цифровой трансформации на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, в том числе отечественных "сквозных" цифровых технологий;

платформизация, формирование единой отраслевой технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем в сфере здравоохранения, в том числе формирование отдельных компонентов отраслевой архитектуры информационных систем на базе общих инструментов моделирования и описания архитектуры информационных систем;

построение общих информационных моделей, введение единых стандартов обмена информацией, унифицированная регламентация взаимодействия между различными системами и субъектами, обеспечение гибкого и масштабируемого управления процессами в сфере здравоохранения;

обеспечение условий для достижения технологического суверенитета в сфере здравоохранения, в частности, посредством импортозамещения в области "сквозных" цифровых технологий;

обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь объектов критической информационной инфраструктуры;

внедрение в медицинских организациях типовых защищенных автоматизированных рабочих мест с возможностью централизованного управления конфигурациями прикладного и общесистемного программного обеспечения, использования доверенных дистрибутивов;

реализация государственной политики в области цифровой трансформации Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими участниками домена "Здравоохранение" посредством применения платформы "ГосТех" и с соблюдением принципов клиентоцентричности.

2. Цель


Целью стратегического направления до 2030 года является достижение высокого уровня "цифровой зрелости" участников реализации стратегического направления, ускоренный переход сектора здравоохранения Российской Федерации на новый управленческий и технологический уровни посредством перехода к "цифровым двойникам", что позволит обеспечить создание единой платформенной экосистемы на основе целостных и однородных первичных данных. Цифровое преобразование способствует достижению технологического суверенитета, обеспечивающего условия для развития сферы здравоохранения и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.

3. Задачи


Задачами стратегического направления являются:

обеспечение условий и мер поддержки разработки и внедрения отечественных "сквозных" цифровых технологий, применяемых в сфере здравоохранения (как для разработчиков, так и для заказчиков) для создания внутреннего рынка зрелых "сквозных" цифровых технологий;

обеспечение приоритизации научных исследований и разработок, трансфера технологий и предотвращения дублирования затрат на разработку идентичных решений в области "сквозных" цифровых технологий, а также полного покрытия архитектуры информационных систем отечественным программным обеспечением;

стимуляция развития отечественных производителей медицинского оборудования и программного обеспечения;

формирование на базе платформы "ГосТех" целевой архитектуры домена "Здравоохранение" посредством проектирования клиентских путей, а также разработка и введение в эксплуатацию сервисов (платформ) и обеспечение формирования соответствующего правового поля под целевую архитектуру домена "Здравоохранение";

обеспечение условий для оптимизации и трансформации единых практик процессного управления, методов оптимизации процессов, бережливого производства, дизайн-мышления;

создание инфраструктурной платформы для решения задач на всех уровнях управления, которая обеспечивает высокий уровень информационной безопасности;

формирование цифровой экосистемы для сбора, обработки и использования данных в целях улучшения качества оказания медицинской помощи и развития научных биомедицинских исследований;

внедрение индивидуальных электронных медицинских устройств, а также технологий для динамического наблюдения с использованием платформ централизованных диагностических сервисов;

обеспечение активного использования платформы "ГосТех" в сфере здравоохранения;

обеспечение развития отраслевых образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий, в частности, апробация новых механизмов практического обучения;

обеспечение условий развития сервисов (служб) облачных технологий, перехода организаций в сфере здравоохранения на широкое применение облачных решений, а также обеспечение высокого уровня информационной безопасности при применении указанных решений;

обеспечение координации действий, направленных на полное исключение использования программного обеспечения иностранного происхождения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения;

обеспечение централизованного управления конфигурациями прикладного и общесистемного программного обеспечения с использованием доверенных дистрибутивов;

обеспечение условий для повышения уровня информационной безопасности в медицинских организациях;

внедрение управления отраслью на основе первичных данных;

обеспечение перехода системы здравоохранения на документооборот в сфере охраны здоровья в форме электронных медицинских документов;

обеспечение централизованного ведения персонифицированного учета застрахованных лиц;

создание цифрового профиля пациента на базе единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию;

обеспечение возможности централизованного ведения расчетов за оказанную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;

обеспечение информационного сопровождения застрахованных лиц в рамках прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;

обеспечение автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинг и анализ использования ресурсов системы здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам.

III. Оценка состояния сферы здравоохранения, бенефициары, участники, вызовы и угрозы

1. Основные процессы сферы и оценка ее текущего состояния


По состоянию на 1 сентября 2023 г. в системе здравоохранения обеспечена и функционирует основная информационная инфраструктура:

1,024 млн. автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключены к медицинским информационным системам в субъектах Российской Федерации;

522,8 тыс. медицинских работников медицинских организаций (99,6 процента общего количества врачей, работающих в медицинских организациях) обеспечены усиленными квалифицированными электронными подписями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»