Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71272-2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аэродромы гражданские

ПОКРЫТИЯ АЭРОДРОМНЫЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ

Восстановление работоспособности. Указания по устранению сколов кромок плит

Civil airfield. Airfield cement concrete pavement. Recovery of working capability. Instruction for removing the plate edge chips



ОКС 93.120

Дата введения 2024-05-15

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"), Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Российский университет транспорта" (РУТ (МИИТ)), Обществом с ограниченной ответственностью "Управление специализированных бетонных работ" (ООО "УСБР"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации "Аэропроект" (ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект"), Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" (ФГБОУ ВО "МАДИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 апреля 2024 г. № 436-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает технологию производства ремонта (устранения) сколов кромок плит цементобетонных аэродромных покрытий.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для обеспечения восстановления работоспособности цементобетонных аэродромных покрытий.

1.3 Настоящий стандарт предназначен для применения технологии устранения сколов кромок плит на аэродромах гражданской авиации.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 6727 Проволока из низкоуглеродистой стали холоднотянутая для армирования железобетонных конструкций

ГОСТ 10060 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 12730.5 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22690 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 24544 Бетоны. Методы определения деформаций усадки и ползучести

ГОСТ 28570 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ Р 56378 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к ремонтным смесям и адгезионным соединениям контактной зоны при восстановлении конструкций

ГОСТ Р 56925 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

ГОСТ Р 58277 Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Методы испытаний

ГОСТ Р 70307 Бетоны мелкозернистые и растворы строительные. Методы определения прочности в тонкостенных и тонкослойных конструкциях

СП 48.13330 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства"

СП 49.13330 "СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"

СП 121.13330 "СНиП 32-03-96 Аэродромы"

СП 131.13330 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология"

СП 490.1325800 Аэродромы. Правила производства работ

СП 491.1325800 Аэродромы. Правила обследования технического состояния

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:

3.1.1

цементобетонное аэродромное покрытие: Аэродромное покрытие жесткого типа, устраиваемое из бетонных смесей.

[ГОСТ Р 71270-2024, пункт 3.1.2]

3.1.2

дефект: Отдельное несоответствие конструкции аэродромного покрытия параметрам, установленным нормативными документами.

[ГОСТ Р 71270-2024, пункт 3.1.4]

3.1.3

мониторинг технического состояния покрытий: Система наблюдения и контроля, проводимая по определенному плану и программе для отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта.

[ГОСТ Р 71270-2024, пункт 3.1.9]

3.1.4

минеральные вяжущие вещества: Порошкообразные материалы, способные при смешивании их с водой образовывать пластическое тесто, которое в результате физико-химических реакций превращается в искусственный камень.

[ГОСТ Р 71271-2024, пункт 3.8]

3.1.5

сухая ремонтная смесь на основе минерального вяжущего: Сухая бетонная смесь специально подобранного состава. приготовленная на основе специальных цементов нормированного состава, герметики горячего применения: Битумные, битумнополимерные и битумно-резиновые герметизирующие материала, разогреваемые при применении до рабочей температуры.*

[ГОСТ Р 71271-2024, пункт 3.10]

_______________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.    

3.1.6

герметик горячего применения: Битумный, битумно-полимерный и битумно-резиновый герметизирующий материал, разогреваемый при применении до определенной температуры.

[ГОСТ Р 71271-2024, пункт 3.4]

3.1.7 пленкообразующие водозащитные составы: Органические растворы или водные дисперсии высокомолекулярных веществ, предназначенные для ухода за цементобетонным покрытием на ранней стадии твердения, предотвращающие высушивание и испарительное охлаждение обработанного покрытия.

3.1.8 технологическое окно: Оптимизированный период времени, выделяемый с ограничением эксплуатации участка аэродромного покрытия, предназначенный для проведения ремонта продолжительностью, достаточной для выполнения ремонтного задания.

3.1.9 антиадгезионный состав: Разделительный состав, создающий барьер между обработанными поверхностями.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВС

- воздушное судно;

 

ВПП

- взлетно-посадочная полоса;

 

РД

- рулежная дорожка;

 

КПМ

- комплексная поливомоечная машина;

 

ВПМ

- водоразбавляемый пленкообразующий материал;

 

ВПС-Д

- вододисперсный пленкообразующий влагоудерживающий состав;

 

п.м.

- погонный метр.

     4 Общие положения

4.1 Целью проведения ремонта цементобетонных аэродромных покрытий является устранение дефектов, влияющих на безопасность полётов воздушных судов, доведение эксплуатационно-технических показателей искусственных покрытий до нормативных требований [1] и обеспечение дальнейшей безопасной эксплуатации.

Сколы представляют собой разрушение углов и кромок плит (или раскрытых трещин) в зоне до 0,6 м от шва или трещины. Плоскость скола проходит под углом к плоскости грани плиты и не на всю толщину плиты.

Причины возникновения сколов кромок плит:

- превышение предела прочности бетона плиты при эксплуатационных нагрузках;

- температурное перенапряжение, вызванное отсутствием возможности перемещения плит при расширении бетона в период высоких температур из-за смыкания или засорения деформационных швов;

- недостаточная морозостойкость бетона в районе деформационных швов из-за микроповреждений, возникших при их нарезке;

- коррозия цементного камня, в том числе щелочно-силикатная, в зоне швов из-за нарушения герметизации швов или трещин, проникновения влаги в тело бетона, переувлажнения бетона в зоне швов или трещин;

- несвоевременная нарезка деформационных швов сжатия и расширения;

- воздействие построечного транспорта во время строительства в начальный период набора прочности бетона.

Примечание - Негативные последствия эксплуатации покрытий со сколами заключаются в образовании на поверхности продуктов разрушения бетона и неровностей. Сколотые части бетона представляют опасность для ВС, совершающих взлетно-посадочные операции и руление. Неровности являются причиной дополнительной динамической нагрузки, оказывающей негативное влияние как на покрытие, так и на воздушные суда. В дальнейшем возможны разрушения нижележащих слоев, просадки покрытия и пучение грунтов из-за попадания воды через сколы в нижние слои конструкции и грунтовое основание.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs