Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71271-2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аэродромы гражданские

ПОКРЫТИЯ АЭРОДРОМНЫЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ

Восстановление работоспособности. Указания по консервации трещин

Civil airfields. Airfields cement concrete pavements. Recovery of working capability. Instructions for the conservation of cracks



ОКС 93.120

Дата введения 2024-05-15

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"), Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Российский университет транспорта" (РУТ (МИИТ)), Обществом с ограниченной ответственностью "Управление специализированных бетонных работ" (ООО "УСБР"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации "Аэропроект" (ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект"), Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" (ФГБОУ ВО "МАДИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 апреля 2024 г. № 435-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт определяет технологию производства ремонтных работ по консервации трещин в плитах цементобетонных аэродромных покрытий.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для обеспечения восстановления работоспособности цементобетонных аэродромных покрытий.

1.3 Настоящий стандарт предназначен для применения технологии консервации трещин в цементобетонном покрытии на аэродромах гражданской авиации.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 30740 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ Р 71274 Аэродромы гражданские. Покрытия аэродромные цементобетонные. Восстановление работоспособности. Указания по устранению

СП 48.13330 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" шелушения и гидрофобизации поверхности*

________________

     * Текст документа соответствует оригиналу. Документ имеет название: "СНиП 12-01-2004 Организация строительства". - Примечание изготовителя базы данных.

СП 49.13330 "СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"

СП 121.13330 "СНиП 32-03-96 Аэродромы"

СП 131.13330 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология"

СП 491.1325800 Аэродромы. Правила обследования технического состояния

ГОСТ Р 71272 Аэродромы гражданские. Покрытия аэродромные цементобетонные. Восстановление работоспособности. Указания по устранению сколов кромок плит

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:

3.1

цементобетонное аэродромное покрытие: Аэродромное покрытие жесткого типа, устраиваемое из бетонных смесей.

[ГОСТ Р 71270-2024, пункт 3.1.2]

3.2

дефект: Отдельное несоответствие конструкции аэродромного покрытия параметрам, установленным нормативными документами.

[ГОСТ Р 71270-2024, пункт 3.1.4]

3.3

мониторинг технического состояния покрытий: Система наблюдения и контроля, проводимая по определенному плану и программе для отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта.

[ГОСТ Р 71270-2024, пункт 3.1.9]

3.4 герметик горячего применения: Битумный, битумно-полимерный герметизирующий материал, разогреваемый при применении до определенной температуры.

3.5 уплотнительный шнур: Термостойкое изделие круглого сечения, изготовленное путем экструдирования вспененного полиэтилена.

3.6 герметик холодного применения: Одно- или двухкомпонентный герметизирующий материал на полимерной основе, отверждающийся на воздухе или при смешении составляющих компонентов.

3.7 кольматация: Процесс внесения мелких частиц в поры и трещины цементобетонного покрытия, способствующий уменьшению его водопроницаемости.

3.8 минеральные вяжущие вещества: Порошкообразные материалы, способные при смешивании их с водой образовывать пластическое тесто, которое в результате физико-химических реакций превращается в искусственный камень.

3.9 гидрофобизация: Обработка поверхности цементобетонного покрытия растворами кремний-органических соединений с целью придания ей гидрофобных свойств, то есть способности несмачивания водой.

3.10 сухая ремонтная смесь на основе минерального вяжущего: Сухая бетонная смесь специально подобранного состава, приготовленная на основе специальных цементов нормированного состава.

3.11 грунтовочный состав (праймер): Состав, наносимый на подготовленную поверхность для обеспечения требуемой адгезии (сцепления) с герметизирующим материалом.

     4 Общие положения

4.1 Целью проведения ремонта цементобетонных аэродромных покрытий является устранение дефектов, влияющих на безопасность полетов воздушных судов, доведение эксплуатационно-технических показателей искусственных покрытий до нормативных требований и обеспечение дальнейшей безопасной эксплуатации.

4.2 Трещины образуются в результате возникновения в плитах недопустимых напряжений. Причинами возникновения трещин являются:

- эксплуатация сверхрасчетными нагрузками;

- проявление усталости бетона при длительной эксплуатации;

- резкие температурные колебания;

- дефекты основания;

- поздняя нарезка швов во время строительства;

- температурные перемещения плит нижележащих покрытий (отраженные трещины);

- нарушение технологии ухода за свежеуложенным бетоном;

- коррозионное воздействие, в том числе щелочесиликатная реакция между щелочной средой поровой жидкости, формирующейся за счет цемента, добавок, противогололедных реагентов или воды, насыщенной щелочными соединениями, и реакционно-способным кремнеземом заполнителя.

4.3 Негативные последствия эксплуатации покрытий с трещинами состоят в возможности скалывания кромок трещин с образованием неровностей и продуктов разрушения бетона. Выкрашивающиеся частицы бетона представляют опасность для самолетов, совершающих взлетно-посадочные операции и руление, неровности являются причиной дополнительной динамической нагрузки, оказывающей негативное влияние как на покрытие, так и на воздушные суда. В дальнейшем возможны разрушения нижележащих слоев, просадки покрытия и пучение грунтов из-за попадания воды через трещины в нижние слои конструкции и грунтовое основание.

4.4 Негативные последствия эксплуатации покрытий с сеткой микротрещин состоят в увеличении влагозадержания на поверхности покрытия, что способствует ускорению дальнейшего разрушения верхнего слоя покрытия, а также образованию гололеда.

4.5 Дефекты, обнаруженные при обследовании аэродромных покрытий в ходе подготовки к весенне-летнему и/или осенне-зимнему периоду эксплуатации, а также при мониторинге эксплуатационно-технического состояния искусственных аэродромных покрытий, заносятся в акты технических осмотров в соответствии с СП 491.1325800.

4.6 Выполнению ремонтных работ должен предшествовать анализ причин возникновения дефектов в соответствии с СП 491.1325800.

4.7 Дефекты, представляющие опасность повреждения воздушных судов, устраняются в первую очередь и в кратчайшие сроки в соответствии с СП 491.1325800.

4.8 Дефекты, не представляющие опасности для эксплуатации воздушных судов, устраняются в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом.

4.9 Виды ремонтных работ по консервации трещин в плитах подразделяются:

- на ремонт сквозных трещин с шириной раскрытия от 3 до 10 мм битумно-полимерным герметиком горячего применения (с заполнением уплотнительным шнуром и герметиком);

- ремонт трещин без сколов кромок с шириной раскрытия от 3 до 10 мм герметиком холодного применения;

- кольматация сетки микротрещин (усадочных и коррозионных с шириной раскрытия от 0,1 до 3 мм) ремонтным составом на основе тонкодисперсных минеральных вяжущих (микроцементов);

- гидрофобизация (усадочные трещины с шириной раскрытия до 0,1 мм).

4.10 Характеристики герметиков по низко- и высокотемпературным свойствам для выполнения работ по консервации трещин подбираются в соответствии с климатическими условиями объекта.

4.11 Кольматация поверхности покрытия проводится с целью заполнения микротрещин усадочного и коррозионного генезиса, волосяных трещин и пор поверхности цементобетонных покрытий ремонтным материалом на основе тонкодисперсных минеральных вяжущих (микроцементов) с целью предотвращения попадания воды в тело бетона.

4.12 Консервация трещин в аэродромных покрытиях осуществляется в соответствии с планами дефектов, где указываются планово-координатное закрепление имеющихся дефектов и их геометрические параметры, а также ведомостями, в которых вычисляются виды и объемы ремонтных работ.

4.13 В целях поддержания эксплуатационной готовности в соответствии с [1], продления срока службы аэродромных покрытий, выполнение ремонтных работ следует проводить по мере появления дефектов и в полном объеме, не допуская их накопления.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs