Действующий

О стратегическом направлении в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года

1. Основные процессы отрасли и оценка текущего состояния


В настоящее время в Российской Федерации активно и достаточно успешно реализуются процессы цифровой трансформации коммерческого сектора, предполагающие принципиальное изменение бизнес-моделей за счет использования новых цифровых инструментов и технологий (искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных, биометрии и др.).

Ситуация с пандемией коронавируса привела к ускорению перехода на цифровые технологии и онлайн-сервисы и соответствующему изменению моделей оказания услуг и потребительских моделей поведения.

Данные информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), в первую очередь подсистемы индивидуального (персонифицированного) учета, стали наиболее востребованы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Сведения из автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) являлись важной частью при оказании услуг Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, а также позволили максимально оперативно организовать взаимодействие с другими информационными системами с целью реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, в частности своевременно осуществить выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".

Одновременно в Российской Федерации назрела необходимость адаптации сферы социального обеспечения к новым цифровым реалиям с учетом возможностей новых цифровых технологий, лучших мировых и отечественных практик государственного управления и растущих ожиданий граждан в отношении качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг и требований к предоставлению таких услуг, в том числе:

удаленно, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), без необходимости посещения организаций;

в автоматическом режиме без участия должностных лиц государственных органов;

проактивно и комплексно исходя из возникающих жизненных ситуаций;

омниканально и экстерриториально;

персонифицированно (с учетом их фактической нуждаемости).

Цифровизация социальной сферы предполагает изменение процессов, организационной структуры, осуществляемых функций, принципов принятия решений и взаимодействия организаций с гражданами и юридическими лицами, повышение качества предоставляемых услуг, снижение издержек на их предоставление за счет создания единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, автоматизирующей деятельность Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, расширения состава цифровых сервисов для граждан и организаций, обеспечения надежной и безопасной современной информационно-технической инфраструктурой.

Создание единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере для ее использования Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также переход к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки, оказанию государственных услуг и осуществлению функций в формате, предусматривающем предоставление мер социальной поддержки на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан без представления ими документов, за исключением необходимости представления заявления в случае невозможности по объективным причинам предоставления мер социальной поддержки в проактивном формате, позволят повысить адресность и эффективность предоставления мер социальной поддержки за счет:

наличия информации при принятии решений о введении мер социальной поддержки, позволяющей органам государственной власти и муниципальным образованиям посредством принятия нормативных актов устанавливать меры, которые направлены на предоставление мер социальной поддержки нуждающимся гражданам;

обеспечения получения мер социальной поддержки гражданами, которые в настоящее время по тем или иным причинам не могут получать государственную социальную помощь в силу ограничений по здоровью, необходимости посещения множества организаций и их территориальной отдаленности;

реализации единого стандарта предоставления мер социальной поддержки независимо от места проживания гражданина, а также внедрения на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований типовых регламентов предоставления государственных и муниципальных массовых социально значимых услуг в электронном формате, в том числе с использованием инфраструктуры единого портала;

реализации оценки степени влияния получаемых гражданином мер социальной поддержки на изменение ситуации у гражданина для совершенствования государственной социальной помощи в Российской Федерации.

В Российской Федерации масштаб сферы государственной социальной помощи характеризуется следующими основными факторами:

общая численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и получающих пенсии в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", на конец 2023 года составила более 41,2 млн. человек (в 2020 году Пенсионным фондом Российской Федерации направлено на выплату пенсий 8,1 трлн. рублей);

более 75 млн. человек (получатели мер социальной поддержки различных категорий, в том числе пенсионеры, ветераны, пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, инвалиды, малоимущие семьи, безработные, получатели мер социальной защиты материнства и детства) в 2020 году получили социальную поддержку от государства на сумму свыше 11,9 трлн. рублей, подав более 100 млн. обращений о предоставлении мер социальной поддержки федерального уровня и более 250 млн. таких обращений регионального и муниципального уровней;

установлено 387 видов различных мер социальной поддержки федерального (44 вида мер), регионального и муниципального уровней (343 вида мер) и более 20 тыс. мер социальной поддержки, включая пенсии, доплаты к пенсии, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, социальные пособия, компенсации, субсидии, льготы, социальную помощь в натуральной форме, социальные услуги;

поступательно сокращается доля личных обращений граждан о предоставлении услуг в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (в среднем на 5-10 процентов в год) при росте доли обратившихся посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и электронных каналов (единый портал, личные кабинеты на сайтах ведомств, мобильные приложения);

часть услуг Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы доступны для получения в электронном виде, при этом отдельные услуги предоставляются проактивно (регистрация граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в беззаявительном порядке на основании сведений о рождении ребенка, поступивших из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, и проактивного информирования законных представителей ребенка об открытии индивидуального лицевого счета с присвоенным страховым номером, установление федеральной социальной доплаты (при переезде), выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в отдельных случаях - перевод с одной пенсии на другую и перерасчет размера пенсии);

на федеральном уровне активно осуществляется переход на цифровые сервисы в социальной сфере, включая ведение электронного кадрового документооборота и сведений о трудовой деятельности в электронном виде, использование электронного листка нетрудоспособности, электронного сертификата на материнский (семейный) капитал, безбумажного страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, электронных проездных талонов;

реализован переход на прямые выплаты (без отвлечения средств работодателей) Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проектируется и создается единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере. Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере должна представлять собой совокупность взаимосвязанных цифровых систем, подсистем и сервисов, предназначенных для обеспечения эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса в рамках решения задач социальной поддержки населения. Создание единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере установлено в качестве основной задачи инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Социальное казначейство", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р.

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" закрепил возможность создания и функционирования единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, в том числе установил, что с 1 января 2024 г. предусматривается, что единая государственная информационная система социального обеспечения будет функционировать как подсистема, входящая в состав единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 2386 "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" утверждено Положение о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", содержащее структуру, состав информации, размещаемой в единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере, источники такой информации, полномочия участников единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, порядок направления сведений в единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере, порядок обеспечения доступа к сведениям, содержащимся в единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере, взаимодействия единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере с иными информационными системами, защиты информации, содержащейся в единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере. Концепцией цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-р, предусмотрено, что создание единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере осуществляется в 3 очереди. В 2023 году завершено исполнение государственного контракта на создание 1-й очереди единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере и начато создание 2-й очереди единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, срок внедрения которой - IV квартал 2024 г. Также в 2024 году начнутся работы по созданию 3-й очереди единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере.

Отдельно необходимо положительно отметить создание подсистемы предоставления мер социальной защиты (поддержки) единой государственной информационной системы социального обеспечения и автоматизацию на ее основе процессов предоставления мер социальной поддержки регионального и муниципального уровней, а также разработку и реализацию в настоящее время суперсервисов "Пенсия онлайн", "Социальная поддержка онлайн", "Инвалидность онлайн" и "Трудовые отношения онлайн".

Также необходимо положительно отметить создание подсистемы выплат Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), позволившей реализовать соответствующие положения указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации о мерах социальной поддержки населения.

Вместе с тем применение информационных технологий в Пенсионном фонде Российской Федерации и Фонде социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), а также в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы реализовано отдельными блоками по самостоятельному плану, который имел ограничения в межведомственном взаимодействии, что позволяет сделать выводы о необходимости значительного совершенствования применения информационных технологий.