Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71319-2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Требования к эксплуатации

Automobile roads of general use. Structural health monitoring systems of the state of engineering structures. General requirements



ОКС 93.040

Дата введения 2024-06-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт "Транспортной и строительной безопасности" (ООО "НИПИ "ТрансСтройбезопасность")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2024 г. № 388-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Развитие интеллектуальных транспортных систем обуславливает распространение систем автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, которые позволяют управлять надежностью и безопасностью объектов автодорожной инфраструктуры.

В настоящее время правила эксплуатации систем автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования не унифицированы: состав работ, их объем и периодичность проведения на разных объектах мониторинга в дорожном хозяйстве разнятся. Это не позволяет в должной степени обеспечивать надлежащую качественную эксплуатацию систем мониторинга.

Настоящий национальный стандарт устанавливает нормативные технические требования к правилам эксплуатации систем автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к правилам эксплуатации систем автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений автомобильных дорог общего пользования, обустроенных на реконструируемых и постоянных мостовых сооружениях, мостах, путепроводах, эстакадах, скотопрогонах, виадуках (далее - мосты) и трубах.

Положения настоящего стандарта следует учитывать при разработке или актуализации проектов автоматизированных систем мониторинга состояния искусственных сооружений, проектов их содержания и проектов оказания услуг по содержанию объекта мониторинга.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 27.507 Надежность в технике. Запасные части, инструменты и принадлежности. Оценка и расчет запасов

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 22.1.13 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации

ГОСТ Р 51583 Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения

ГОСТ Р 58862-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения

ГОСТ 59105* Дороги автомобильные общего пользования. Автоматизированные системы управления дорожным движением, метеообеспечения, пункты весового и габаритного контроля. Технические правила содержания

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 59105. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 59200 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила

ГОСТ Р 59943-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Системы мониторинга мостовых сооружений. Правила проектирования

СП 34.13330 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"

СП 79.13330 "СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний"

СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения

СП 274.1325800.2016 Мосты. Мониторинг технического состояния

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если изменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 автоматизированная система: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

3.1.2 владелец автомобильной дороги: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1.3

дефект: Каждое отдельное несоответствие объекта требованиям, установленным в документации.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 37]

3.1.4

запасные части, инструменты и принадлежности; ЗИП: Совокупность запасов материальных средств, сформированная в зависимости от назначения и особенностей использования объекта и предназначенная для его функционирования, технического обслуживания и ремонта.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 75]

3.1.5

исправное состояние (исправность): Состояние объекта, в котором все параметры объекта соответствуют всем требованиям, установленным в документации на этот объект.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 12]

3.1.6

надежность (объекта): Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции в заданных режимах, условиях применения, стратегиях технического обслуживания, хранения и транспортирования.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 5]

3.1.7

наработка до отказа: Наработка объекта от начала его эксплуатации или от момента его восстановления до отказа.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 25]

3.1.8

неработоспособное состояние: Состояние объекта, в котором значение хотя бы одного из параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной и технической документации на этот объект.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 15]

3.1.9 объект мониторинга: Искусственное сооружение, на котором установлена автоматизированная система мониторинга.

3.1.10

отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 36]

3.1.11

повреждение: Нарушение исправного состояния объекта при сохранении его работоспособного состояния.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 38]

3.1.12 предотказное состояние: Работоспособное состояние объекта, при котором хотя бы один из параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, достигает граничного значения, определенного нормативно-технической и/или конструкторской документацией, при котором не может быть гарантирована работоспособность объекта при дальнейшем изменении данного параметра.

3.1.13 проект содержания (оказания услуг по содержанию) систем автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений: Отдельный проект либо соответствующий раздел, устанавливающий требования к содержанию и эксплуатации систем в составе проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт искусственного сооружения.

3.1.14

работоспособное состояние: Состояние объекта, в котором значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и технической документации.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 14]

3.1.15

ремонт: Комплекс технических операций и организационных действий по восстановлению исправного или работоспособного состояния объекта и восстановлению ресурса объекта или его составных частей.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 69]

3.1.16

ремонтопригодность: Свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к поддержанию и восстановлению состояния, в котором объект способен выполнять требуемые функции, путем технического обслуживания и ремонта.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 8]

3.1.17

техническое диагностирование: Определение технического состояния объекта.

[ГОСТ 20911-89, статья 4]

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».