Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59943-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Правила проектирования

Automobile roads of general use. Systems of monitoring bridges. Design rules



ОКС 93.040

Дата введения 2022-02-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ГЕО-ПРОЕКТ" (ООО "ГЕО-ПРОЕКТ") совместно с "Научно-исследовательским институтом мостов и гидротехнических сооружений" (ООО "НИИ МИГС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2021 г. N 1744-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы мониторинга мостовых сооружений и устанавливает требования к правилам их проектирования при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 27.507 Надежность в технике. Запасные части, инструменты и принадлежности. Оценка и расчет запасов

ГОСТ 34.601 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания

ГОСТ 34.602 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы

ГОСТ 14254 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 33149 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ Р 22.1.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 27.302 Надежность в технике. Анализ дерева неисправностей

ГОСТ Р 51901.1 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем

ГОСТ Р 58137-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Руководство по оценке риска в течение жизненного цикла

ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска

СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология"

СП 274.1325800.2016 Мосты. Мониторинг технического состояния

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на которое дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на который дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийная ситуация: Состояние потенциально опасного объекта, характеризующееся нарушением пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию, при котором все неблагоприятные влияния источников опасности на персонал, население и окружающую среду удерживаются в приемлемых пределах посредством соответствующих технических средств, предусмотренных проектом.

3.2

автоматизированная система: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

[ГОСТ 34.003-90, пункт 1.1]

3.3

база данных: Совокупность взаимосвязанных данных, организованных в соответствии со схемой базы данных таким образом, чтобы с ними мог работать пользователь.

[ГОСТ 34.320-96, приложение А]

3.4

безопасность мостового сооружения: Комплексное свойство объекта противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта; степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера; совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации; нормативами по эксплуатации и степенью их реального осуществления.

[СП 274.1325800.2016, пункт 3.2]

3.5 большие данные: Большие массивы структурированных и неструктурированных данных, для которых в качестве определяющих характеристик выделяют объем (физический объем), скорость обработки и/или вариативность (скорость прироста и обработки данных, а также скорость получения результатов), многообразие (возможность одновременной обработки различных типов данных), которые требуют использования технологии масштабирования для эффективного хранения, обработки, управления и анализа.

3.6 внешняя система: Автоматизированная система, не входящая в состав системы мониторинга, но при функционировании которой предусматривается информационное взаимодействие с системой мониторинга.

3.7

датчик: Средство измерений, предназначенное для выработки сигнала измерительной информации в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобразования, обработки и (или) хранения, но не поддающейся непосредственному восприятию наблюдателем.

[ГОСТ Р 51086-97, раздел 3, пункт 1]

3.8

допустимый риск: Риск, который организация и причастные стороны готовы сохранять после обработки риска для достижения своих целей.

[ГОСТ Р 51897-2011, статья 3.7.1.3]

3.9 жизненный цикл мостового сооружения: Период времени, в течение которого осуществляются стадии жизненного цикла сооружения - инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация, ремонты, реконструкции, демонтаж.

3.10

интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

[ГОСТ Р 56829-2015, статья 2.1]

3.11 интеллектуальный анализ данных: Совокупность способов обнаружения в данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений.

3.12 канал передачи данных: Набор технических средств и среда распространения сигналов для двухсторонней передачи информации от отправителя к получателю.

3.13

комплект ЗИП: Комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей, предназначенных для обеспечения эксплуатации (ремонта и технического обслуживания) изделия.

[ГОСТ 27.507-2015, статья 3.1]

3.14

мониторинг технического состояния (мониторинг) мостового сооружения: Технология информационного обеспечения принятия решений по управлению параметрами состояния мостового сооружения на всех стадиях жизненного цикла, реализуемая посредством систематического или периодического слежения (наблюдения) за техническим состоянием конструкций или деформациями мостового сооружения в целом или отдельными наиболее ответственными элементами.

[СП 274.1325800.2016, пункт 4.1]

3.15

мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост".

[ГОСТ 33178-2014, статья 3.1]

3.16

надежность системы: Свойство системы сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в соответствии с заданными целями и условиями применения.

[ГОСТ Р 27.015-2019, статья 4.1]

3.17 напряженно-деформированное состояние: Совокупность напряжений и деформаций, возникающих в элементах конструкции при воздействии постоянных и временных нагрузок и воздействий.

3.18 нештатная ситуация: Сочетание условий и обстоятельств при эксплуатации объекта, отличающихся от предусмотренных проектами, нормами и регламентами и ведущих к возникновению опасных состояний объекта.

Примечание - В число нештатных ситуаций входят ситуации с отклонением от нормальных (штатных) условий эксплуатации и аварийные ситуации. Нештатные ситуации анализируют, в том числе при анализе рисков.

3.19

окружающая застройка: Существующие здания и сооружения, инженерные и транспортные коммуникации, расположенные вблизи объектов нового строительства или реконструкции.

[СП 22.13330.2016, пункт 3.23]

3.20

оптимальный риск: Риск, уровень которого ниже допустимого (приемлемого), устанавливается по определенным параметрам участков автомобильных дорог в целях повышения их надежности и безопасности.

[ГОСТ Р 58137-2018, статья 3.1.15]

3.21

оценка риска: Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

[ГОСТ Р 51897-2011, статья 3.4.1]

3.22

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».