ГОСТ Р 59105-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, МЕТЕООБЕСПЕЧЕНИЯ, ПУНКТЫ ВЕСОВОГО И ГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ
Технические правила содержания
Automobile roads of general use. Automated road transport systems, road weather information systems, weight and size control stations. Maintenance technical regulations
ОКС 93.080.30
Дата введения 2021-03-01
1 РАЗРАБОТАН Дорожной Ассоциацией "Содружество эксплуатирующих организаций" (ДА "СЭО")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 декабря 2020 г. N 1378-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает технические правила содержания автоматизированных систем управления дорожным движением, метеообеспечения, автоматизированных пунктов весового и габаритного контроля (далее - системы) на автомобильных дорогах общего пользования с целью повышения качества выполнения работ по содержанию и обеспечения требуемых межремонтных сроков, для обеспечения требований безопасности к автомобильным дорогам при их эксплуатации, изложенных в [1] (статья 3, пункт 13).
Настоящий стандарт предназначен для применения в дорожном хозяйстве при реализации мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования, при среднесрочном и долгосрочном планировании проведения работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог, а также при разработке проектов содержания.
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования, за исключением улиц населенных пунктов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
ГОСТ 32865 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования
ГОСТ Р 51624 Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования
ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 58862 Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 нормативное техническое состояние: Состояние, при котором значения всех параметров элемента в заданных режимах и условиях эксплуатации находятся в установленных документацией пределах.
3.2 работоспособное состояние (работоспособность): Состояние, в котором значения всех параметров элемента, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям, установленным в документации.
3.3 исправное состояние (исправность): Состояние, в котором значения всех параметров элемента соответствуют всем требованиям документации.
3.4
элемент, объект: Часть, компонент, устройство, механизм, подсистема, функциональный блок, оборудование или система, которые могут быть индивидуально описаны и рассмотрены. Примечание 1 - Набор элементов, например семейство предметов, или образец, который сам по себе может рассматриваться как отдельный элемент. Примечание 2 - Элемент может состоять из аппаратных средств, программного обеспечения или же и того и другого. Примечание 3 - Программное обеспечение состоит из программ, процедур, правил, документации и данных в системе обработки информации. [ГОСТ Р 57329-2016/EN 13306:2010, статья 3.1] |
3.5 отказ: Переход элемента в состояние, в котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям документации на этот элемент.
3.6 критический отказ: Отказ в системе, негативные последствия которого непосредственно влияют на безопасность дорожного движения на данном участке автомобильной дороги.
3.7
запасные части, инструменты и принадлежности; ЗИП: Совокупность запасов материальных средств, сформированная в зависимости от назначения и особенностей использования объекта и предназначенная для его функционирования, технического обслуживания и ремонта. [ГОСТ 27.002-2015, статья 3.5.15] |
3.8 дефект: Каждое отдельное несоответствие элемента требованиям, установленным документацией.
3.9 устранение дефекта: Комплекс технических операций и организационных действий, выполняемых для восстановления работоспособности или исправности элемента и его ресурса, состоящий в замене и (или) восстановлении его отдельных частей.
3.10 неисправность: Состояние, в котором значение хотя бы одного параметра элемента не соответствует требованиям документации.
3.11
техническое обслуживание; ТО: Комплекс организационных мероприятий и технических операций, направленных на поддержание работоспособности (исправности) объекта и снижение вероятности его отказов при использовании по назначению, хранении и транспортировании. Примечание - Основные виды ТО: - плановое ТО (другие отраслевые названия: профилактическое, регламентированное) - техническое обслуживание, постановка на которое осуществляется в соответствии с требованиями документации; - внеплановое ТО (другие отраслевые названия: корректирующее, нерегламентированное) - техническое обслуживание, постановка на которое осуществляется без предварительного назначения по техническому состоянию. [ГОСТ 27.002-2015, статья 3.5.2] |
3.12
периодичность проведения работ (оказания услуг): Показатель, характеризующий отношение годового объема работ (услуг) по содержанию элемента автомобильной дороги к количеству этого элемента, который может быть выражен в виде целого числа, процента или объема работ, установленного на измеритель элемента. [ГОСТ Р 58862-2020, статья 3.2] |
3.13 номерное техническое обслуживание; номерное ТО: Техническое обслуживание, при котором определенному составу работ присваивается определенный порядковый номер.
3.14
ремонтопригодный объект: Объект, ремонт которого предусмотрен документацией и возможен в заданных условиях. Примечание - Заданные условия могут включать технические, экономические и другие аспекты. [ГОСТ 27.002-2015, статья 3.5.10] |
3.15 элемент-аналог: Часть, компонент, устройство, механизм, подсистема, функциональный блок, оборудование или система, технические характеристики которых аналогичны либо превосходят технические характеристики оригинального элемента.
3.16
назначенный срок службы: Календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя. [ГОСТ 27.002-2015, статья 3.3.12] |
3.17 владелец автомобильной дороги: Исполнительный орган государственной власти или уполномоченные им подведомственные организации в области организации дорожного движения, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или юридическое лицо, владеющие автомобильной дорогой на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации либо получившие автомобильную дорогу в доверительное управление.
3.18
предельное состояние: Состояние объекта, в котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. Примечание - Недопустимость дальнейшей эксплуатации устанавливается на основе оценки рисков, тогда как нецелесообразность или невозможность восстановления может устанавливаться различными способами. [ГОСТ 27.002-2015, статья 3.2.7] |
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АПВГК | - автоматический пункт весового и габаритного контроля; |
АСМО | - автоматизированная система метеорологического обеспечения; |
АСУДД | - автоматизированная система управления дорожным движением; |
ЗПИ | - знак переменной информации; |
ТПИ | - табло переменной информации (динамическое информационное табло); |
ТСОДД | - технические средства организации дорожного движения. |
5.1 Основной задачей содержания систем является поддержание их нормативного технического состояния.
5.2 Поддержание нормативного технического состояния систем достигается выполнением регламентных работ и мероприятий, направленных на сохранение работоспособного и/или исправного состояния элементов.
5.3 В состав систем входят следующие группы элементов:
- конструкции для размещения элементов систем (опоры, стойки, включая их фундаменты);
- периферийные элементы (датчики, контроллеры, детекторы, видеокамеры, ЗПИ, ТПИ, аккумуляторные батареи и прочие элементы);
- оборудование проводных и беспроводных линий связи;
- шкафы управления;
- автономные источники электроснабжения;
- питающие кабельные линии;
- оборудование в пунктах управления системами [программно-аппаратные комплексы управления и мониторинга (включая оборудование хранения данных), климатическое оборудование, технологическое оборудование пунктов управления];
- здания и сооружения для размещения пунктов управления.