ПРИКАЗ
от 29 марта 2024 года № 89
Об утверждении Положения о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации
(с изменениями на 21 октября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минюста России от 2 мая 2024 года N 130 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.05.2024, № 0001202405070009);
приказом Минюста России от 21 октября 2024 года N 309 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.10.2024, № 0001202410250028) (вступил в силу c 1 января 2025 года).
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 3 пункта 28 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации",
приказываю:
1. Утвердить Положение о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу).
2. Признать утратившими силу приказы Минюста России согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д.Алханова.
Министр
К.А.Чуйченко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 апреля 2024 года,
регистрационный № 77748
Положение о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации
(с изменениями на 21 октября 2024 года)
1. Главное управление (Управление) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Главное управление, Управление соответственно) входит в состав Минюста России, является его территориальным органом, реализующим в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением государственную политику в сфере юстиции на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации.
2. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. При осуществлении своей деятельности территориальный орган руководствуется стандартами и принципами клиентоцентричности.
4. Основными задачами территориального органа в пределах своих полномочий являются:
1) защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение выработки и реализации Минюстом России государственной политики в сфере юстиции;
3) правоприменение в сфере юстиции;
4) участие в деятельности, направленной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
5) надлежащее исполнение правовых актов Минюста России, указаний и поручений Министра юстиции Российской Федерации, поручений заместителей Министра юстиции Российской Федерации по отдельным вопросам деятельности согласно распределению обязанностей между Министром юстиции Российской Федерации и его заместителями.
5. Реализация территориальным органом государственной политики в сфере юстиции на территории соответствующего субъекта (субъектов) включает в себя, в том числе:
1) участие в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации;
2) государственную регистрацию некоммерческих организаций, в том числе региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций, а также контроль (надзор) за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;
3) обеспечение граждан бесплатной юридической помощью, правовое информирование и правовое просвещение населения;
4) контроль (надзор) в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
5) обеспечение реализации прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам.
6. Территориальный орган для решения поставленных задач взаимодействует с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратами, территориальными органами федеральных государственных органов, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными органами и организациями.
7. При территориальном органе образуется Координационный совет. Персональный состав Координационного совета Главного управления утверждается приказом Минюста России, персональный состав Координационного совета Управления - приказом Главного управления.
8. В состав территориального органа для выполнения возложенных на него задач входят отделы. Штатное расписание территориального органа утверждается приказом Минюста России.
Штатное расписание территориального органа в отношении работников, не занимающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - работники), утверждается приказом территориального органа по согласованию с Департаментом государственной службы и кадров и Департаментом управления делами Минюста России в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников.
9. Территориальный орган является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Территориальный орган является получателем бюджетных средств, предусмотренных на его финансирование.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 мая 2024 года приказом Минюста России от 2 мая 2024 года N 130. - См. предыдущую редакцию)
11. Контроль за деятельностью территориального органа организует Министр юстиции Российской Федерации, по отдельным вопросам деятельности - заместители Министра юстиции Российской Федерации согласно распределению обязанностей между Министром юстиции Российской Федерации и его заместителями.
12. Территориальный орган в соответствии с возложенными на него основными задачами:
1) осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов находящихся в ведении Минюста России федеральных служб (далее - федеральные службы) и учреждений, в том числе в рамках Координационного совета;
2) информирует Минюст России обо всех направлениях деятельности в сроки, установленные Минюстом России;
3) разрабатывает и представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, федеральных служб, а также о подготовке проектов таких законов, актов и документов;
4) представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минюста России, а также по принятию таких нормативных правовых актов;
5) участвует в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;
6) подготавливает обзоры нормотворчества субъектов Российской Федерации;
7) информирует Минюст России о законодательных инициативах органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
8) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
9) участвует в ведении федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
10) запрашивает нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
11) направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, в случае выявления несоответствия данного акта Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством;
12) проводит повторные правовые экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по поручению Минюста России, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или по результатам проведения ежеквартального обзора нормотворчества субъектов Российской Федерации, если имеются основания полагать, что в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации содержатся противоречия федеральному законодательству;
13) проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
14) проводит антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации;
15) передает в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования копию экспертного заключения о несоответствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству;
16) осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
17) ведет государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивает предоставление сведений из государственного реестра;
18) осуществляет подготовку обзора практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
19) участвует в методической помощи органам государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации и местного самоуправления в систематизации законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, в подготовке предложений по совершенствованию этой деятельности при общей координации и методическом обеспечении Минюстом России;
20) направляет запросы в орган местного самоуправления о представлении уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы на государственную регистрацию;
21) направляет в органы прокуратуры информацию о случаях непредставления главой муниципального образования либо лицом, исполняющим его обязанности, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на государственную регистрацию;
22) ведет государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
23) направляет главе муниципального образования уведомление о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выдает заверенные копии указанных актов;
24) проставляет апостиль на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации;
24(1) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации российских официальных документов;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2025 года приказом Минюста России от 21 октября 2024 года N 309)
25) принимает участие в согласовании Минюстом России кандидатуры для назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;
26) вносит в Минюст России предложения о подготовке представления о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;
27) осуществляет полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации;
28) осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует необходимые документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
29) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации переданных им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;
30) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Минюст России, в том числе средств от платежей за государственную регистрацию актов гражданского состояния, во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния;
31) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации;
32) выдает адвокатам удостоверения адвоката, а также документы, подтверждающие статус адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате);
33) принимает участие в работе квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта Российской Федерации, в том числе по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката;
34) вносит в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представление о возбуждении дисциплинарного производства;
35) вносит в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представление о прекращении статуса адвоката при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации основаниями для прекращения статуса адвоката. В случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления такого представления не рассмотрел его, территориальный орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката;
36) вносит сведения о восстановлении статуса адвоката в региональный реестр в случае отмены советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации ранее принятого решения о прекращении статуса адвоката;