Действующий

О стратегическом направлении в области цифровой трансформации государственного управления

1. Основные процессы в сфере государственного управления и оценка текущего состояния


В рамках эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, государственных учреждений, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению органов государственной власти Российской Федерации, государственных учреждений и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1114 "О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти, государственных учреждений, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению органов государственной власти, государственных учреждений и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением" (далее - эксперимент), были внедрены коммуникационные сервисы "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего".

Коммуникационные сервисы "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего" - это отечественное офисное программное обеспечение для эффективного и безопасного взаимодействия между работниками органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений и подведомственных организаций, включающее в себя мессенджер, почту, адресную книгу, аудио- и видеозвонки, календарь, а также файловое хранилище с возможностью совместного редактирования документов.

Сервисы позволяют заменить мессенджеры, компьютерные программы для работы с документами и сервисы видео-конференц-связи в ежедневной работе. Внедрение отечественных программ соответствует политике импортозамещения и укрепляет технологический суверенитет Российской Федерации.

В настоящее время к коммуникационным сервисам "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего" подключены работники 39 федеральных органов исполнительной власти и в пилотном режиме - работники 13 федеральных органов исполнительной власти и работники 77 органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Получены согласия на участие в эксперименте 15 федеральных органов исполнительной власти и 5 государственных учреждений.

В то же время в адрес Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поступают предложения от организаций, органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" о включении их в состав участников эксперимента с последующим предоставлением доступа к коммуникационным сервисам "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего".

В связи с этим Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации инициировало внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1114 "О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов органов государственной власти, государственных учреждений, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению органов государственной власти, государственных учреждений и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением" по расширению состава участников эксперимента.

В целях обеспечения мониторинга подключения федеральных органов исполнительной власти Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало методику для расчета показателя, характеризующего переход и использование коммуникационных сервисов "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего" в целях формирования оперативного рейтинга федеральных руководителей цифровой трансформации. С 1 апреля 2023 г. каждые 2 недели обновляются показатели "Индекс перевода" и "Индекс использования" коммуникационных сервисов "Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего".

В рамках проекта "Создание и развитие государственных информационных систем на платформе "ГосТех" за 2022-2023 годы выполнены следующие задачи, предусмотренные планом мероприятий ("дорожной картой") по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3102-р:

введены в промышленную эксплуатацию сервисы, созданные с использованием платформы "ГосТех";

обеспечено принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы создания и функционирования платформы "ГосТех", создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", включения в состав платформы продуктов компаний - разработчиков программного обеспечения;

обеспечены эксплуатация платформы "ГосТех", комплексное техническое сопровождение программного обеспечения, входящего в состав платформы разработки, используемого в составе базовых сервисов платформы "ГосТех" и услуг в области защиты информации;

обеспечена реализация мероприятий по технологическому развитию платформы "ГосТех";

обеспечено комплексное техническое сопровождение программного обеспечения, входящего в состав платформы разработки, используемого в составе базовых сервисов платформы "ГосТех", и мониторинг защищенности, обнаружение компьютерных атак и реагирование на компьютерные инциденты на уровнях программно-аппаратной инфраструктуры платформы "ГосТех" (за исключением клиентских сегментов государственных информационных систем, размещаемых на платформе "ГосТех"), а также услуг по пусконаладке, вводу в эксплуатацию и эксплуатации средств защиты информации, по проведению аттестации платформы "ГосТех";

утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности план создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех".

Основным инструментом реализации мероприятий в сфере стратегического направления является федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", в рамках которого обеспечено:

утверждение перечня государственных услуг, переводимых в режим онлайн;

возможность информационного взаимодействия органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, не имеющих собственных систем электронного документооборота, как между собой, так и с иными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

возможность электронного обмена документами с ограничительной пометкой "Для служебного пользования" в рамках информационного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

возможность взаимодействия в рамках единого информационного пространства с использованием сервисов, позволяющих применять единые цифровые форматы документов, и обеспечение общей координации процессов цифрового государственного управления;

возможность долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости;

возможность наполнения государственной информационной системы удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним оцифрованными документами;

утверждение форматов электронных документов по 38 видам документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота, с участием юридических лиц;

возможность представления сведений о гражданине, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, с его согласия третьим лицам в интересах самого гражданина для получения услуг или сервисов полностью в цифровом виде как при личном присутствии, так и в режиме онлайн.

Также в рамках реализации эксперимента расширен состав участников эксперимента до 44 процентов органов государственной власти Российской Федерации в 2023 году, государственных учреждений, государственных внебюджетных фондов, включая Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и публично-правовую компанию "Единый заказчик в сфере строительства".

Государственная единая облачная платформа представляет собой территориально распределенный комплекс, предназначенный для размещения и функционирования информационных систем и информационных ресурсов, обеспечивающий предоставление унифицированных облачных услуг и обеспечивающий их мониторинг, в том числе сбор и обработку сведений, которые позволяют анализировать эффективность использования предоставляемой инфраструктуры.

В настоящий момент обеспечивается уровень доступности ресурсов государственной единой облачной платформы (99,98 процента), который рассчитывается как соотношение общего времени предоставления услуг государственной единой облачной платформы и времени, в течение которого предоставление услуг было невозможно из-за неисправностей.

Модель предоставления ресурсов государственной единой облачной платформы позволяет обеспечивать гибкость в перераспределении ресурсов и дает возможность размещать новые информационные системы в рамках существующей масштабируемой среды информационной безопасности без необходимости разрабатывать индивидуальные системы безопасности для каждого участника с нуля. Таким образом, модель общественного облака позволяет: