Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля ядерных материалов"
(РБ-098-23)
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля ядерных материалов" (РБ-098-23) (далее - Руководство по безопасности) разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 ноября 2019 г. № 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2020 г., регистрационный № 58042), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 июня 2020 г. № 215 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2020 г., регистрационный № 58881) (далее - НП-030-19).
2. Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению СКД (перечень сокращений, использованных в Руководстве по безопасности, приведен в приложении № 1 к Руководству по безопасности) в системе учета и контроля ЯМ на объектах использования атомной энергии.
3. Руководство по безопасности рекомендовано для применения эксплуатирующими организациями, осуществляющими обращение с ЯМ (далее - организация).
4. Согласно приложению № 2 к НП-030-19 СКД к ЯМ являются технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ЯМ, а также несанкционированного доступа к ЯМ.
СКД включают в себя системы наблюдения и пломбировочные устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта пломбирования от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства (далее - пломбы).
5. При применении СКД в системе учета и контроля ЯМ в организации рекомендуется проведение организационных мероприятий, направленных на обеспечение:
персонализации ответственности работников, осуществляющих учет и контроль ЯМ в организации, ЗБМ;
единого подхода к процедурам применения СКД в организации в целях учета и контроля ЯМ, создания системы применения СКД;
организационно-методического Руководства, включая разработку документов, регламентирующих деятельность по применению СКД и определяющих функции, обязанности и права служб, должностных лиц, персонала ЗБМ;
контроля качества применения СКД в организации.
6. Согласно пункту 51 НП-030-19 обращение с пломбами в организации осуществляется в соответствии с установленной организацией программой применения пломб. Рекомендуемое содержание программы применения пломб в организации приведено в приложении № 2 к Руководству по безопасности.
7. Порядок применения систем наблюдения в целях учета и контроля ЯМ, порядок документальной регистрации результатов применения таких систем, в соответствии с пунктом 50 НП-030-19, устанавливаются документами организации. Сроки хранения результатов контроля доступа, в соответствии с пунктом 50 НП-030-19, устанавливаются исходя из категории ЯМ в ЗБМ, но не менее одного межбалансового периода.
8. В целях организации обращения с СКД распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица, в соответствии с пунктами 26-27 НП-030-19, назначаются следующие лица:
ответственный за организацию работ по применению пломб в организации;
ответственные за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
Не рекомендуется назначать ответственного за организацию работ по применению пломб в организации ответственным за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
9. Кроме ответственных лиц, указанных в пункте 8 Руководства по безопасности, распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица также рекомендуется назначить:
ответственного за учет и обращение с пломбами в организации;
ответственных за применение пломб в ЗБМ (лиц, которым поручено применение пломб в ЗБМ).
Рекомендуется установить ограниченный перечень лиц, уполномоченных по обращению с пломбами в каждой ЗБМ, с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы во время отпусков и временной нетрудоспособности.
10. На ответственного за организацию работ по применению пломб в организации рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
координации работ по учету, хранению и обращению с пломбами в организации;
организации приемки и (или) получения, входного контроля пломб, поставляемых в организацию;
организации контроля за учетом, хранением и обращением пломб;
участия в расследовании случаев нарушений применения пломб;
согласования приказов о назначении ответственных за учет и обращение с пломбами в организации и ЗБМ, а также ответственных за применение пломб в ЗБМ;
организации эксплуатационного контроля установленных пломб.
11. На ответственного за учет и обращение с пломбами в организации рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
ведения учета всех имеющихся в организации пломб (хранящихся в организации, выданных в ЗБМ, утилизированных и подлежащих утилизации из числа пломб, централизованно хранящихся в организации) в журнале учета пломб в организации (рекомендуемый образец журнала учета пломб в организации приведен в приложении № 3 к Руководству по безопасности);
формирования и обеспечения заказа пломб;
участия в проведении приемки и (или) получении, входном контроле пломб, поставляемых в организацию;
подготовки предложений по пересмотру программы применения пломб;
получения и фиксации информации об утилизированных в ЗБМ пломбах (копий актов об утилизации пломб в ЗБМ).
12. На лиц, ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
хранения и ведения учета полученных в ЗБМ пломб, а также пломб, подлежащих утилизации в ЗБМ, в журнале учета пломб в ЗБМ (рекомендуемый образец журнала учета пломб в ЗБМ приведен в приложении № 4 к Руководству по безопасности);
подготовки предложений по формированию заказа достаточного количества пломб в ЗБМ;
выдачи пломб для применения ответственным за применение пломб в ЗБМ;
проведения приемки и (или) получения, входного контроля пломб при их получении в ЗБМ;
эксплуатационного контроля установленных пломб;
получения пломб, подлежащих утилизации, от ответственных за применение пломб в ЗБМ;
проведения утилизации пломб, снятых с объектов пломбирования в ЗБМ, с установленной периодичностью, и передачи копий актов об утилизации пломб в ЗБМ ответственному за учет и обращение с пломбами в организации;
проведения расследования случаев нарушений применения пломб.
13. На ответственных за применение пломб в ЗБМ рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
получения пломб от лица, ответственного за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ;
установки, эксплуатационного контроля, снятия пломб в соответствии с требованиями, установленными в программе применения пломб в организации;
передачи пломб, подлежащих утилизации (использованных, поврежденных при установке или хранении, с истекшим сроком годности), лицу, ответственному за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
Указанные действия рекомендуется фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 5 к Руководству по безопасности.
14. В организации, осуществляющей обращение с ЯМ, рекомендуется установить порядок подготовки работников, осуществляющих применение СКД, включающий процедуры применения СКД.
15. Перечень лиц, уполномоченных по применению пломб в каждой ЗБМ, рекомендуется ограничить ответственными за применение пломб в ЗБМ.
16. В перечень процедур, совершаемых при обращении с пломбами, рекомендуется включать: заказ пломб, их получение и входной контроль, применение (установку, эксплуатационный контроль и снятие) и утилизацию.
17. Заказ пломб для организации рекомендуется осуществлять на основании заявок, подготовленных ответственными за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, в соответствии с порядком, определенным в программе применения пломб. Заявку рекомендуется составлять с учетом выполнения текущих работ с ЯМ и обеспечения установленного организацией резерва пломб.
18. В целях реализации требования, установленного в пункте 46 НП-030-19, рекомендуется включать в документы на закупку пломб (например, техническое задание, договор) положение о необходимости наличия у изготовителя (поставщика) сертификатов соответствия пломб требованиям действующих национальных стандартов Российской Федерации. Также в документы на закупку пломб рекомендуется включать требование о предоставлении изготовителем (поставщиком) гарантии того, что пломбы с такими же заводскими номерами, индивидуальными контрольными знаками (буквенно-цифровым кодом, штрих-кодом, маркировкой) (далее - идентификационные признаки) не будут изготовлены и поставлены другому заказчику.
19. При получении пломб от изготовителя (поставщика) рекомендуется провести входной контроль с участием комиссии, который включает:
контроль целостности упаковки с пломбами;
контроль соответствия информации, указанной на этикетках упаковки с пломбами и в паспорте на поставленную партию пломб, данным, приведенным в накладной;
контроль количества пломб в упаковке;
контроль пломб в упаковке.
Входной контроль пломб рекомендуется проводить в организации (например, на центральном складе) или в ЗБМ после получения упаковок с пломбами от ответственного за учет, хранение и обращение с пломбами в организации.
20. Состав комиссии рекомендуется определять в программе применения пломб или назначать распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица и включать в ее состав ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.
При проведении приемки и (или) получении пломб в организации на несколько ЗБМ в состав комиссии рекомендуется включать ответственного за учет и обращение с пломбами в организации.
21. Контроль целостности упаковки с пломбами рекомендуется проводить визуальным осмотром. При этом рекомендуется проверить:
наличие и сохранность упаковки;
наличие и целостность клеящей ленты и ее скрепление с поверхностью упаковки;
наличие и четкость транспортной маркировки;
наличие и надежность скрепления этикеток с упаковкой, разборчивость содержащейся на них информации.
22. Контроль соответствия информации, указанной на этикетках упаковки и в паспорте на поставленную партию пломб, данным, приведенным в накладной, рекомендуется проводить по следующим позициям:
наименование изготовителя;
наименование, тип пломб;
дата изготовления;
количество пломб в упаковке;
диапазон идентификационных признаков пломб;
отметка о приемке пломб техническим контролем изготовителя.
23. Рекомендуется проверить в паспорте на поставляемую партию пломб наличие сведений о предоставлении изготовителем (поставщиком) пломб с уникальными идентификационными признаками гарантий их уникальности и заверение паспорта печатью отдела технического контроля изготовителя (поставщика).
24. Количество пломб в упаковке рекомендуется проверять их пересчетом.
25. Контроль пломб в упаковке рекомендуется проводить визуальным осмотром. При этом рекомендуется осуществлять контроль:
внешнего вида (отсутствие трещин, сколов, деформаций, разломов);
габаритных размеров;
маркировки на соответствие технической документации.
26. Контроль габаритных размеров пломб рекомендуется проводить мерной металлической линейкой или штангенциркулем.
27. Контроль маркировки рекомендуется осуществлять визуально, сравнивая с эталоном-образцом (при наличии) и (или) технической документацией.
28. При проведении контроля маркировки рекомендуется проверить:
состав маркировки по технической документации;