Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71094-2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

ПОДСИСТЕМА МЕТЕОМОНИТОРИНГА

Общие требования

Intelligent transport systems. Road weather stations. General requirements



ОКС 35.240.60

Дата введения 2024-06-01

с правом досрочного применения

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт интеллектуальных транспортных систем" (ООО "НИИ ИТС"), Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 057 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 января 2024 г. № 40-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к подсистеме метеомониторинга, как части интеллектуальной транспортной системы (ИТС).

Настоящий стандарт распространяется на проекты ИТС, создаваемых на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, а также улично-дорожной сети населенных пунктов.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 24.701-86 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Надежность автоматизированных систем управления. Общие положения

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ Р 56829 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения

ГОСТ Р 58862-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения

ГОСТ Р 59105-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Автоматизированные системы управления дорожным движением, метеообеспечения, пункты весового и габаритного контроля. Технические правила содержания

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002 Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил применения мер обеспечения информационной безопасности

СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56829, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматическая дорожная метеостанция; АДМС: Техническое периферийное устройство подсистемы метеорологического мониторинга ИТС, состоящее из центрального блока управления (контроллера) и набора датчиков, вспомогательного оборудования (мачты, штанги, крепления), и средств передачи данных и устройств энергообеспечения, позволяющих получать, обрабатывать и передавать в автоматическом режиме или по запросу метеорологические и дорожные параметры - температуру и состояние дорожного покрытия, а также тип и толщину дорожных отложений.

3.2 автоматизированная система управления технологическими процессами; АСУТП: Комплекс программных и технических средств, предназначенный для автоматизации управления технологическим оборудованием на предприятиях.

3.3 подсистема метеорологического мониторинга (подсистема метеомониторинга); ПММ: Инструментальная подсистема ИТС, обеспечивающая сбор, обработку, передачу информации о текущих метеорологических и дорожных параметрах и выдачу производственно-технологических предупреждений.

3.4 производственно-технологическое предупреждение; ПТП: Прогнозирование состояния дорожного покрытия, полученное с помощью специальных расчетов с использованием информации, поступающей от ПММ.

Примечание - Предназначено для организации работ по профилактике и ликвидации различных видов зимней скользкости. Заблаговременность ПТП должна быть достаточной для проведения необходимых работ по содержанию обслуживаемого участка дороги. Зависит от оснащенности ДЭП специальной техникой, применяемых технологий проведения работ.

3.5

противогололедные материалы; ПГМ: Твердые, кристаллические или жидкие материалы либо их смеси, распределяемые по дорожному покрытию для предупреждения или ликвидации зимней скользкости.

[ГОСТ 33181-2014, пункт 3.2]

3.6

математическая модель: Модель, в которой сведения об объекте моделирования представлены в виде математических символов и выражений.

[ГОСТ Р 57412-2017, пункт 3.1.4]

     4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВАТС - высокоавтоматизированные транспортные средства;

ВИС - внешние информационные системы;

ДД - дорожное движение;

ЗИП - запасные инструменты и принадлежности;

ЛП - локальный проект;

ПО - программное обеспечение;

УДД - участник дорожного движения;

ФСТЭК - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

API - описание способов взаимодействия приложений (Application Programming Interface).

     5 Общие положения

ПММ должна обеспечивать пользователей ИТС, смежные подсистемы ИТС, а также ВИС информацией о текущих метеорологических и дорожных параметрах и выдачу ПТП.

     6 Классификация подсистем метеомониторинга

6.1 В зависимости от структуры реализуемых сервисов и решаемых задач, ПММ классифицируют на следующие типы:

- локальная;

- распределенная.

6.2 Локальная ПММ состоит из сети АДМС, передающих через сети передачи данных информацию в специальное ПО, для расчета ПТП и информирования участников ДД.

6.3 Распределенная ПММ состоит из сети распределенных АДМС, передающих через каналы передачи данных информацию о текущих метеорологических и дорожных параметрах и выдачу ПТП. Информация передается в интеграционную платформу ИТС в автоматическом режиме или по запросу оператора, а также в смежные подсистемы ИТС или ВИС.

6.4 АДМС подразделяют на следующие виды:

- стационарные;

- мобильные;

- виртуальные.

     7 Требования к архитектуре подсистемы метеомониторинга

7.1 Требования к функциональной архитектуре

7.1.1 В функциональной архитектуре ИТС ПММ на уровне инструментальной подсистемы должна обеспечивать реализацию следующих функций:

- сбор данных, характеризующих погодные параметры;

- сбор данных о температуре, состоянии дорожного покрытия, типе и толщине отложений;

- сбор данных о водно-тепловом режиме работы дорожной одежды и грунта земляного полотна (функционально);

- обработку и анализ полученных данных;

- формирование предупреждений о возможном изменении состояния дорожного покрытия;

- передачу и хранение данных.

7.1.2 Перечень функций ПММ уровня элементов и оборудования определяется в соответствии с запросами, поступающими от смежных подсистем ИТС, ВИС и иных субъектов, получателей информации от ПММ. Минимальный перечень функций следует определять в соответствии с функциональной архитектурой ПММ ИТС (см. приложение А).

7.2 Требования к физической архитектуре

7.2.1 ПММ состоит из следующих элементов:

- центра управления (ситуационного центра);

- специализированного ПО;

- АДМС;

- видеокамер (опционально);

- системы питания;

- каналов передачи данных.

7.2.2 Центральный блок управления в составе АДМС осуществляет сбор данных, поступающих с метеорологических датчиков и передачу ее в специальное ПО ПММ.

7.2.3 Телекоммуникационное оборудование в составе АДМС обеспечивает передачу данных по запросу в специальное ПО ПММ, интеграционную платформу, смежные подсистемы ИТС и/или ВИС.

7.2.4 Метеорологические датчики осуществляют сбор данных, приведенных в 7.2.4.1, 7.2.4.2.

7.2.4.1 В автоматическом режиме с заданной периодичностью измеряются следующие параметры:

- температура воздуха, °С;

- относительная влажность воздуха, %;

- атмосферное давление, гПа;

- скорость ветра, м/с;

- направление ветра, град.;

- количество осадков, мм;

- метеорологическая дальность видимости, м;

- температура на поверхности дороги и дорожного покрытия, °С;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs